Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:15, курсовая работа
Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК Японии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в Японии.
Введение…………………………………………………………………………………………........2
1 Понятие, структура и сущность ТНК………………………………………………………...........4
1.1 Понятие и типы транснациональных корпораций…...………………………………………4
1.2 Причины возникновения ТНК…………………………………………………………………5
1.3 Источники конкурентной борьбы………………………………………………………….....7
1.4 Положительные последствия деятельности ТНК…………………………...……………....11
1.5 Негативные последствия деятельности ТНК……………………………………………......12
2 Транснациональные корпорации Японии…………………………………………………............17
2.1 Финансово-промышленные группы(ФПГ) Японии и их структура.……………………....17
2.2 Географически отраслевая структура японских ТНК…………………………………........22
2.3 Методы транснализации японской экономики …………………………………...……......30
Заключение………………………………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………………………………37
Присутствие японских финансовых ТНК в мире активно растет. «Токио Марин» попала в рейтинг ЮНКТАД лишь в 2009 г., хотя в Японии компания является второй в сфере финансов и страхования. Выход на международные рынки «Токио Марин» зиждется на активной позиции компании на рынке СиП как части ключевой стратегии транснационализации компании:
– в 2008 г. компания поглотила американскую страховую компанию «Филадельфия Консолидейтед» и английскую «Килн» (доходы от страхового бизнеса на международном уровне в 2009 г. возросли более чем в 3,5 раза);
– в 2012 г. планирует поглотить американскую страховую компанию «Дэлфи Файнэншл Груп»19;
– на рынках БРИКС компания претендует на американскую долю (36%) бразильской страховой компании «Сул Америка»;
– в 2011 г. «Токио Марин» приобрела 50% «Первой Гавайской Страховой Компании» (FICOH)20;
– на конец 2011 г. компания «Токио Марин» обладала разветвленной сетью дочерних компаний, представленных в 39 странах мира21.
«Токио Марин» объявила своей средне– и долгосрочной целью выход на мировой рынок: «С целью становления глобальной страховой компанией топ-класса мы стремимся расширить свою международную деятельность»,– заявляет президент компании. Причем транснационализация рассматривается им «в качестве катализатора для среднесрочного и долгосрочного роста».
Таким образом, японские банки, пользуясь сложившимися обстоятельствами, активно транснационализируют свою деятельность, догоняя зарубежных конкурентов, путем слияния и поглощения зарубежных конкурентов, что позволяет в кратчайшие сроки выходить на международный уровень.
Японские
ТНК проявляют интерес к
– во–первых, рост спроса в странах АТР на образование и здравоохранение: в 2010 г. Расходы на образование и здравоохранение в развивающихся странах АТР превысили расходы Японии более чем в два раза;
– во–вторых, конкурентное преимущество японских компаний в виде высоких технологий и накопленного опыта, например в сфере ухода за пожилым населением.
С проблемой старения населения уже столкнулась Республика Корея, и в скором времени столкнутся КНР и другие страны Азии. По прогнозам ООН, к 2050 г. население Китая и Республики Корея соответственно на 25,6 и 32,8% будет пожилым. Также АСЕАН и Индия столкнутся с этой проблемой к 2040 и 2070 гг. соответственно. По этой причине японские компании, оперирующие в данной сфере, активно выходят на международный уровень. Причем, помимо производителей медицинского оборудования, с ориентацией на пожилых клиентов начали транснационализацию производители продуктов питании и мобильных телефонов, компании сферы услуг (доставка продуктов, оплата счетов, обеспечение быта, домоуправление).
Японские ТНК активно инвестируют в экобизнес. По опросу Джетро22, 88,7% японских компаний ожидают рост в сфере экобизнеса и лишь 2,1% опрошенных компаний не намерены инвестировать в экологию. Они полагают перспективы неясными. Около 40% компаний планируют инвестировать в экобизнес в ближайшее время23.
ТНК «Сумитомо
Корпорейшн» участвует в
Новой тенденцией транснационализации бизнеса в мире является увеличение доли добывающей промышленности. В начале ХХ в. на эту отрасль приходилась самая большая доля ТНК, но с середины 1970–х гг. удельный вес нефтегазовых и горнорудных ТНК неуклонно снижался, в то время как доля обрабатывающих ТНК росла. Но в результате повышения цен на минеральное сырье доля добывающих ТНК стала возрастать, хотя она и остается значительно ниже показателей сектора услуг и обрабатывающей промышленности.
В Японии тенденция транснационализации добывающей промышленности активизировалась в условиях кризиса. В 2008 г. ПЗИ отрасли составили 8%, а к 2010 г. достигли 15%. Здесь нельзя не упомянуть об активном участии японских ТНК в реализации сахалинских нефтегазовых проектов: их доля в проекте «Сахалин–1» составляет 30%, «Сахалин–2» – 22,5%24.
Следующей тенденцией развития транснационального бизнеса в мире является рост инвестирования в сельскохозяйственный сектор. Главными факторами транснационализации первичного сектора являются доступность земли и воды в определенных районах, быстрый рост спроса и увеличения импорта продовольственных культур в различных странах. Дополнительными факторами транснационализации сельскохозяйственных компаний являются реализуемые в мире инициативы в области биотоплива, приводящие к наплыву инвестиций в развивающиеся страны для участия в выращивании сахарного тростника, зерновых и масличных культур. Эти тенденции переплетаются с быстрым ростом цен на продовольствие и последующим образованием нехватки таких товаров.
Японские
ТНК также проявляют
Географическая и отраслевая переориентация японских ТНК свидетельствует о том, что японский бизнес действует в русле общемировых тенденций, стремясь догнать ТНК развитых стран в степени и масштабе транснациональности, отраслевой диверсификации, конкурентоспособности на мировой арене.
2.3 Методы транснационализации японской экономики
Приведенные
ранее примеры наглядно демонстрируют,
что основной стратегией проникновения
на новые рынки японских ТНК стала
стратегия слияния и
На момент начала мирового финансово–экономического кризиса японские ТНК обладали ликвидностью, позволившей им приобрести ценные зарубежные активы в условиях повышения курса иены и падения фондовых индексов. Главной целью японских компаний является упрочение позиций компании на рынках, где они уже представлены, и экспансия на новые рынки, в основном динамично развивающихся экономик. В 2010 г. сохраняется положительная динамика приобретения японскими ТНК зарубежных активов: после спада в 2009 г. их прирост в 2010 г. составил 165%.
Новым методом
транснационализации
Конкурентные преимущества японских ТНК – высокие технологии и уровень менеджмента. Существует практика продажи менеджмент–пакетов, в которые входят бизнес-планирование, схемы фандрайзинга, долгосрочные схемы аутсорсинга и пр. Их продажа предполагает долгосрочное участие компании в проекте.
Основными мотивами
участия в государственно–
Примером участия японских ТНК в инфраструктурных проектах может служить проект развития транспортной сети и коммуникаций в Индии. Японская ТНК «Иен лоанс» участвует в создании грузового коридора между важными финасово–промышленными центрами – городами Мумбаи и Дели путем разработки скоростного грузового поезда. Кроме того, бывший премьер-министр Хатояма достиг договоренности об участии японских компаний в создании экогородов в декабре 2009 г.
Традиционно японские ТНК активны в сфере НИОКР, однако в условиях глобальной транснационализации экономики попытки действовать в одиночку едва ли могут увенчаться успехом. Некоторые японские высокотехнологичные ТНК не выдерживают конкуренции с зарубежными партнерами. Например, японские производители ЖК и плазменных телевизоров проигрывают в конкурентной борьбе: компания «Панасоник» заявила, что по итогам III квартала 2011 г. Понесла убытки в размере 2,6 млрд долл., по прогнозам, годовые убытки компании должны были превысить 10,2 млрд долл. Компания «Сони» понесла убытки в размере 2,1 млрд долл. «Сони» прогнозировала, что убытки по итогам 2011 г. могут достигнуть 2,9 млрд долл. Продажи телевизоров компании «Шарп» за указанный период упали почти в два раза. Компания ожидала рекордных убытков за 2011 г. – на уровне 3,8 млрд долл. Компания «Тосиба» сообщила об убытках в размере 139 млн долл.27
Основной
причиной подобных неудач является низкий
уровень транснационализации
Экономисты выделяют два вида транснационализации сферы НИОКР:
1) адаптация
произведенной продукции к
2) доступ к новым знаниям и технологиям («инновационные НИИ»). Исследования показывают, что транснационализация затронула в основном «адаптационные НИИ» (68% в 1999 г.), однако в последнее десятилетие очевиден рост ПЗИ и в инновационные НИИ (32%50). Исследование 2005 г. с участием японских ТНК показало, что лишь 1% японских зарубежных НИИ являются инновационными. Это означает, что японские ТНК выносят НИИ за рубеж лишь с целью адаптации своей продукции к потребностям зарубежного рынка. Речь идет, например, о дизайне или о сменных частях, но не о разработке инновационных новых технологий.
Рост инновационных
японских НИИ прослеживается в США
в связи с высоким уровнем
индекса локальной
ТНК Японии стремятся преодолевать свое отставание в транснационализации научно–исследовательской деятельности по сравнению с развитыми странами Запада для поддержания конкурентоспособности на мировом рынке. 20,4% ТНК промышленного сектора уже приступили к транснационализации научно–исследовательской деятельности, а 60% демонстрируют сильную заинтересованность и признают необходимость транснационализации НИОКР в рамках концепции «Открытые инновации». Эта концепция была разработана в Великобритании и раскрывается как «обмен знаниями с целью ускорения темпов инновационных разработок внутри страны и увеличения масштабов использования инноваций со стороны партнеров». По данным ОЭСР, лишь 1% японских ТНК официально согласились с данной концепцией. К примеру, компания «Нидэк Корпорэйшн», лидер по производству моторов для жестких дисков, в 2012 г. открывает крупнейший НИИ в г. Далянь, Китай, где будут трудиться 500 научных сотрудников.
Японские
ТНК стремятся заключать
Информация о работе Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций