Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия, сущности и роли конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические аспекты конкуренции:
раскрыть понятие и сущность конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Анализ конкурентных рынков
2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной
экономикой и в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курс1 готовая.docx

— 82.94 Кб (Скачать файл)

 

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

ДОНСКОЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

 

 

на тему

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ 

В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 4МО

Бородкина А.П.

Руководитель:

Симонович М.А.

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

   

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ    АСПЕКТЫ    КОНКУРЕНЦИИ

5

1.1 Понятие и сущность  конкуренции

5

1.2 Место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики

8

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

13

2.1 Анализ конкурентных рынков

13

2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной

экономикой и в России

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что понятие «конкуренция» встречается в различных сферах и областях. Под конкуренцией понимают состязание или соперничество, в какой либо области. Можно рассматривать ее, как соперничество между живыми организмами в биологии, так и соревнование экономических субъектов на рынке. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому изучение конкуренции является важной частью рыночных исследований. Также, конкуренция является основанием для выбора тактики деятельности на рынке.

От развитости конкуренции зависят  возможности совершенствования  экономики, экономический рост, степень  вовлеченности страны в мировую  и глобальную экономическую систему, экономические успехи субъектов  рыночной экономики.

Экономический успех (а часто  и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Развитие конкурентных отношений  служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах.

Несмотря на то, что понятие  конкуренции сформировалось в древние  времена, современный термин «конкуренция»  происходит от немецкого слова «konkurrenz». В свою очередь данное определение восходит к латыни, в которой с помощью слов «concurro/concurencia» обозначали различные явления (с одной стороны слияние и взаимопроникновение, с другой стороны – столкновение). Эти латинские слова отражали процессы взаимодействия и применялись для обозначения процессов.

Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия, сущности и роли конкуренции в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать теоретические аспекты конкуренции:
  • раскрыть понятие и сущность конкуренции;
  • исследовать роль конкуренции в рыночной экономике.
  1. Проанализировать конкуренцию в рыночной экономике России:
  • провести анализ конкурентных рынков;
  • рассмотреть антимонопольное регулирование.

Объектом исследования является рыночная экономики России.

Предметом исследования являются теоретические и практические основы конкуренции.

Поставленные в работе задачи определили структуру данной курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Практическая значимость проведенного исследования заключается  в необходимости освоения теоретических основ конкуренции и формирования практических навыков в принятии управленческих решений, позволяющих повысить рейтинг отечественных предприятий и организаций, а также страны в целом.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ

 

1.1 Понятие и сущность  конкуренции

 

Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [7].

Соперничество или конкуренция  приводит к тому, что усовершенствование продукции, повышение показателей конкурентоспособности и качества превращается в «принудительный закон» для товаропроизводителя.

Понятие «конкуренция» употребляется в экономической науке как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночного хозяйства в процессе производства, купли и продажи товаров, а также в сфере приложения капитала. В более узком смысле понятие «конкуренция» употребляется как соперничество внутри отрасли, как соперничество отдельных фирм разных отраслей или отдельных производителей за более выгодные условия хозяйствования, за получение максимальной прибыли. В связи с этим выделяют следующие виды конкуренции (таблица 1.1) [15].

Таблица 1.1

Виды конкуренции

Цель

Механизм

Результаты

Внутри – отраслевая

Получение сверхприбыли

Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара

Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара

Межотраслевая

Получение наибольшей прибыли

Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли

Выравнивание различных  норм прибыли в единую, среднюю  норму прибыли и образование  средней прибыли как абсолютной ее величины

Рыночная

Защита интересов покупателей и продавцов (установление наивысших или самых низких цен)

Динамика соотношения  предложения и спроса товара

Установление цены предложения  или цены спроса, что ведет к  формированию уравновешенной цены


 

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической  системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием» [13].

 Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

 Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли и личной выгоды. Для возникновения конкуренции необходимы следующие предпосылки:

  • наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;
  • отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);
  • доступность информации (за исключением той, которая составляет коммерческую тайну) о предложении, спросе, ценах, норме прибыли [7]

Основными факторами, определяющими  размах конкуренции в сфере обращения, являются:

  • совокупность условий экономического, юридического, социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товара, уровня обслуживания;
  • численность поставщиков и их способность диктовать свои условия;
  • появление на рынке новых торговых предприятий.

С учетом условий, в которых  протекает конкуренция, различают  две основные формы конкуренции: совершенную и несовершенную, имеющую несколько моделей (таблица 1.2) [13].

Таблица 1.2

Основные характеристики форм и моделей конкуренции

Формы и модели конкуренции

Признаки, определяющие форму  и модель конкуренции

Степень контроля над ценами

Совершенная (свободная, неограниченная)

большое количество мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода “входа” в отрасль, на рынок и “ухода”; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями

отсутствие контроля; цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения

Несовершенная (ограниченная)

Ее модели:

Монополия

ограничена влиянием монополий  и государства; товар производит только один производитель (фирма), поэтому  есть единственный продавец (монополист); реализуемый продукт уникален, отсутствуют близкие заменители товара, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара); для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры

продавцы и покупатели могут воздействовать на рыночную цену;

полный контроль

Монополистическая конкуренция

относительно большое  количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки  зрения покупателей) продукцию; продукция  может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое

достаточно слабый контроль;

ограничен возможностью замены товара

Олигополия

Преобладающая модель в современной  рыночной структуре:

рынок состоит из небольшого числа продавцов (в основном крупные  фирмы); товары могут быть схожими, а  могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях  поддерживания цен и максимизации прибыли

частичный контроль


 

Конкуренция служит мощным стимулятором роста производства и  повышения его эффективности. Благодаря ей существует множество товаров и возможностей выбора для потребителей. Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта и ценообразовании, в результате которой возникает своего рода враг конкуренции — монополия.

Следовательно, рассматривая конкуренцию  необходимо показать ее как положительные  стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

  • конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  • конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  • конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  • конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  • конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  • конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  • конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  • конкуренция вводит новые формы управления [15].

Отрицательные стороны конкуренции:

  • при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  • многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы [15].

 

1.2 Место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики

 

Одним из важнейших признаков  рынка является конкуренция как  форма взаимного соперничества  субъектов рынка и механизм регулирования  общественного производства.

Важная роль конкуренции  в механизме функционирования рынка  определяется теми функциями, которые она должна выполнять.

Во-первых, конкуренция должна обеспечивать утверждение суверенитета потребителей, а также осуществление  оптимального сочетания и эффективного использования факторов производства. Другими словами конкуренция  должна обеспечивать адаптацию производства к изменившимся условиям, т.е. к предпочтительным интересам потребителей и к новым методам производства. В этом заключается адаптационная функция конкуренции.

Информация о работе Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики