Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия, сущности и роли конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические аспекты конкуренции:
раскрыть понятие и сущность конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Анализ конкурентных рынков
2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной
экономикой и в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курс1 готовая.docx

— 82.94 Кб (Скачать файл)

В России началом создания антимонопольного законодательства  стал "Закон  о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках". 

Этот закон определил  недобросовестные методы конкуренции, а именно: 

  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),

 ФАС проводит государственную  политику по развитию товарных  рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее:

– усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями;

– возвращение властных функций от всех созданных государственных корпораций государству;

– расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний;

– введение моратория на создание новых государственных корпораций;

– исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки государственных корпораций.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем  рынке.

Общественное регулирование  деятельности естественных монополий  может осуществляться на основе использования  различных форм.

В странах со смешанной  экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (рисунок 2.1) [10]:


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1 Формы государственного регулирования

Обычно государство прибегает  к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или  их предельные уровни для предприятий  – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового  и социально – политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется  качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

Отсюда можно сделать  вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие, сущность конкуренции, ее роль в экономике и современном хозяйственном механизме. Так же рассмотрены практические вопросы конкуренции, дана экономическая оценка современного состояния конкуренции и антимонопольной политики в России.

Таким образов можно сделать  вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы, которые были перечислены выше. Хотя в целом, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция выступает не только как  непримиримое соперничество за право  лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

За последние десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно  она отсутствовала во многих странах  и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них  были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Ассоциируя конкуренцию с развивающейся экономикой, часто забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущие позиции в мировой экономике. Так в Соединенных Штатах, где в течение XX века отмечен самый высокий рост конкуренции, огромные сектора экономики до недавнего времени были подчинены строгому регулированию. В то же время телекоммуникация, транспорт, энергетика и другие области экономики являются яркими примерами мощи конкуренции, обусловливающей постоянные инновации и беспрецедентно быстрые темпы их развития.

Можно назвать очень немногие области экономики, которые сегодня  в состоянии противостоять влиянию  конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить  себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Повышение конкуренции давно названо одной из главных задач экономической политики страны, но на практике ей уделяется не столь повышенное внимание. Прямые потери от слабой конкуренции в России составляют 2,5% ВВП или 1,3 трлн рублей в год.

Данная статистика говорит  о необходимости государственного регулирования в данной сфере. Там, где антимонопольное регулирование было применено, результаты оказались заслуживающими внимания.

Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение  благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе. В 2006 году в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции». Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов

Защита и развитие конкуренции  – ключевой вопрос при формировании экономической политики внутри страны и при позиционировании России в  глобальной конкуренции на обозримую  перспективу.

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон «О защите конкуренции» (с изменениями на 23 июля 2013 года) //Консультант Плюс, 2013.
  2. Федеральный закон от 17.08.95 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 27.01.2013) "О естественных монополиях" //Консультант Плюс, 2013.
  3. Авдашева С.Б.  Экономический анализ для целей применения антимонопольного законодательства: что, где, когда? // Конкурентное право, 2012.        -№1. -C. 5-11
  4. Авдашева С.Б., Новиков В.В. Лиса и журавль: парадоксы дискриминации // Конкуренция и право, 2012. -№ 1. -C. 22-27.
  5. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Анализ рынка в делах о нарушении антимонопольного законодательства: попытка эмпирической оценки. // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 4. –М.: НИУ ВШЭ, 2012. -C. 187-197 
  6. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция, 2010. -№1 (19). -С. 5–18
  7. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – М.: Норма, 2011. -354 с.
  8. Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. Введение в экономическую теорию. / Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. – 210 с.
  9. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. -287 с.
  10. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. и др. Экономическая теория. Ч. 1. Введение в экономику. Микроэкономика / Тамбов.: ТГТУ, 2009. – 232 с.
  11. Голованова С.В., Колтунов В.М. Отечественные экспортеры в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на внутреннем и мировом рынке нефти //Ученые записки. -Н. Новгород: ВВАГС, 2011. – Т.5
  12. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие. –М.: Омега-Л, 2012. -328 с.
  13. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2012. -458 с.
  14. Рубин Ю.Б. Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей. / М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. – 428 с.
  15. Сидорович А.В (руководитель авторского коллектива), Битюкова В.Р, Борисова С.Г. и др. Основы национальной экономики: учеб. пособие – М.: Дело и Сервис, 2009. – XIV, -530 с. (Учебник МГУ имени М.В. Ломоносова).
  16. Слабая конкуренция препятствует экономическому росту. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=011417, 2013.
  17. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. -М.: Теис, 2010. 4-е изд.

 

 


Информация о работе Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики