Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия, сущности и роли конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические аспекты конкуренции:
раскрыть понятие и сущность конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Анализ конкурентных рынков
2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной
экономикой и в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прямые потери от слабой конкуренции в России составляют 2,5% ВВП или 1,3 трлн рублей в год. Наибольший урон экономике страны наносят РЖД и «Газпром». В результате их монопольного положения на рынке страна теряет 1,2% ВВП [16].
Выигрыши от развитой конкуренции в экономике очевидны. Это более низкие, чем в условиях монополии, цены (даже при неизменных издержках). Это более низкие издержки – в силу того, что конкуренция создает стимулы прилагать усилия по экономии затрат и более высокие стимулы к инновациям. Это еще и более справедливое распределение доходов в экономике: больше денег достается более производительным, а не создающим препятствия на пути конкуренции.
Несмотря на то, что повышение
конкуренции давно названо
Прямые потери от слабой
конкуренции во всем мире огромны. Каждый
случай крупного картельного сговора
оборачивается десятками
Сговор на рынке коммунальных услуг в США (Bruggink, 1985) привел к потерям в размере 10% выручки крупных и 6% выручки локальных компаний.
Данные примеры говорят о гигантских масштабах потерь и необходимости государственного регулирования в данной сфере. Там, где антимонопольное регулирование было применено, результаты оказались заслуживающими внимания. Реформа системы госзакупок в США привела к снижению цен на 6,5%-30% в зависимости от сектора экономики. А либерализация рынка пассажирских авиаперевозок в ЕС – к снижению тарифов почти втрое за период с 1992 по 2002 год.
Исследователи попытались оценить количественный порядок интегральных потерь от слабого развития конкуренции в российской экономике. Оценки были даны на основе анализа четырех сфер экономики: газового сектора, грузовых перевозок, стройкомплекса, фармацевтической промышленности. Плюс к этому были просчитаны потери от протекционистских импортных тарифов.
Исследователи пришли к выводу, что потери от слабой конкуренции исчисляются суммой как минимум в 1,3 трлн рублей в год, или 2,5% отечественного ВВП. Эта цифра заведомо занижена, поскольку анализировались не всех отрасли экономики и учитывались только потери так называемого краткосрочного периода, включающие проигрыш от более высоких цен и издержек, но не потери от ослабления инноваций и затрудненного входа на рынок.
Сохранение монополии ОАО «Газпром», обеспечивающего 70% внутреннего спроса на газ, контролирующего 70% запасов природного газа в РФ и являющегося единственным оператором магистральной газотранспортной системы, дает ему возможность контролировать рыночные позиции независимых поставщиков. В итоге превышение цен на газ для российских промышленных потребителей по сравнению с доступным при данных издержках уровнем составляет около 15%. Завышение цен газа приводит к сокращению ВВП на 0,18% (или 100 млрд рублей) [3].
О том, что цены могут быть ниже, говорит пример другой газовой компании, «Новатэк», у которой цена газа для конечных потребителей на 1,5%-3,6% ниже, чем у «Газпрома», а рентабельность продаж при этом оценивается в 70%. Но доступ к экспортным рынкам у «Новатэка» отсутствует.
Невозможность наравне конкурировать с «Газпромом» делает для независимых компаний привлекательной позицию «под ценовым зонтиком» – если нет возможностей расширить рыночную долю, нет и стимулов намного снижать цену по сравнению с ценой «Газпрома», – отмечают исследователи.
Отсутствие конкурентного давления ограничивает темпы повышения эффективности предприятий. В нефтяной отрасли, где конкуренции больше, добавленная стоимость продукции выросла на 59%, а добыча на 60%. В газовой отрасли добыча увеличилась на 12,2%, а добавленная стоимость – на 0,2%. «Из этого можно сделать вывод, что государство не дополучает от газа в форме НДС 12%, то есть, еще 0,2% ВВП. В итоге снижение ВВП вдоль цепочки отраслей, использующих газ, и покупателей продукции, произведенной с использованием газа, составляет по состоянию на 2011 год около 200 млрд рублей, или 0,4% российского ВВП» [16].
Как и в газовом секторе, конкуренции в сфере грузовых перевозок препятствуют доминирующие позиции «дочек» ОАО РЖД. Их расценки на грузовые перевозки на 15-40% превышают уровень регулируемых тарифов, которые и сами, скорее всего, завышены, принимая во внимание запредельный масштаб инвестиционных программ ОАО РЖД. Консервативные оценки потерь ВВП в секторе железнодорожных грузоперевозок составляют 450 млрд рублей, или 0,8% ВВП.
В стройкомплексе бюрократические препоны и коррупция приводят к росту стоимости квадратного метра, сокращению и затягиванию строительства. Издержки, связанные с административными барьерами, составляют от 25% до 35% себестоимости строительства. Снижение ВВП при этом составляет от 100 млрд до 295 млрд рублей, или от 0,21% до 0,54%, – подсчитали исследователи.
В фармацевтике конкуренцию сдерживает затрудненная процедура клинических исследований и регистрации новых препаратов, включая порядок формирования регистрационного досье. Многочисленные бюрократические требования сдерживают выведение на рынок новых лекарственных средств (более чем на 2 года), а также выпуск дженериков. Недополучение выгод в секторе льготного лекарственного обеспечения и госзакупок по самым скромным подсчетам составляет 20-22 млрд рублей в год.
Завышенный уровень импортных тарифов ограничивает конкуренцию на двух типах рынков. Во-первых, это сектор потребительских товаров, где обложение по ставке 15% большей части социально значимых товаров не только прямо повышает цены для потребителей, но и стимулирует поддержание высоких цен отечественными производителями. Второй сектор – это товары низкой степени переработки, являющиеся предметами российского экспорта.
По данным Всемирного Банка, уровень импортных тарифов в России выше, чем в 48% стран мира. Ежегодные потери общества от протекционистских импортных тарифов составляют от 1 до 4% ВВП, в среднем 1,3 трлн рублей [16].
Таким образом, первая для России количественная оценка потерь от слабой конкуренции показывает, что счет идет как минимум на триллионы рублей. Это цена, которую приходится постоянно платить обществу за слабое развитие конкуренции.
Защита и развитие конкуренции – ключевой вопрос при формировании экономической политики внутри страны и при позиционировании России в глобальной конкуренции на обозримую перспективу. При этом основной вопрос, который предстоит решить власти и обществу – кто в стране будет развивать конкуренцию?
Необходимо помнить, что и при слабой конкуренции есть выигрышные группы, но плохо то, что она приводит к сокращению выпуска и часть ВВП уходит в никуда.
Основная слабость подхода к измерению последствий слабой конкуренции заключается в том, что не имеется показателей эластичности и имеется большое количество условностей. Например, никто не знает, что было бы возможно, а что нет, если бы конкуренция была бы достаточной. Цен, равных издержкам, не бывает, а любые отклонения – это лишь предположения.
Также всегда надо понимать, эффекты чего мы измеряем. Речь идет просто о «слабой конкуренции», или о «слабой конкуренции как результата провала регулирования», или о «слабой конкуренции как результата коррупции», или давления групп интересов? Это важно понимать, чтобы найти решение по развитию конкуренции, в разных отраслях оно должно быть разным.
экономикой и в России
Антимонопольное регулирование
– это система нормативных
правовых актов, направленных на преодоление
негативных сторон монополии, связанных
с властью, позволяющих им подавлять
сводную конкуренцию и
Методы антимонопольного регулирования:
Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.
Основные цели антимонопольного законодательства – обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболее жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.
В целях предотвращения возможного
злоупотребления доминирующим положением
коммерческими организациями
В случае, когда коммерческие организации и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается при наличии совокупности следующих условий:
– возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;
– отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг); возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.
Информация о работе Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики