Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:42, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
.Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС. Выявить взаимосвязи и взаимодействие российского законодательства с нормами и институтами права ТС в части взимания НДС.
Введение
.Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование
.1 Этапы формирования и структура таможенного союза
.2 Администрирование НДС в таможенном союзе
.Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза
.1 Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза
.2 Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран
.Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств - членов таможенного союза
.1 Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации
.2 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан
.3 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь
Заключение
Есть процедуры при которых взимание налогов не предусмотрено, одна из таких таможенных процедур - временный вывоз. Временный вывоз, определен ст. 285 ТК ТС как таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами территории ТС с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Товары, помещенные под процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с территории ТС, утрачивают статус товаров ТС.
Условием помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза согласно ст. 286 ТК ТС является условие возможности идентификации товаров. Не помещают под процедуру временного вывоза: пищевые продукты, сырье и полуфабрикаты, расходуемых материалов и образцы отходы, в том числе промышленные, а также товары, запрещенные к вывозу за пределы таможенной территории ТС.
Глава 39 ТК ТС посвящена таможенной процедуре реимпорта. Уплата налога здесь также не предусмотрена. Реимпорт (п. 1 ст. 292 ТК ТС) - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории ТС, ввозятся обратно на таможенную территорию ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, помещенные под таможенные процедуры: экспорта, процедуры переработки, процедуры временного вывоза, процедуры переработки вне таможенной территории, процедуры переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки.
Согласно ст. 296 ТК ТС реэкспорт - это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таким образом данная процедура также освобождена от налогообложения. Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться в соответствии со ст. 297 ТК ТС: иностранные товары, находящиеся на таможенной территории ТС и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки; товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке.
Ст. 301 ТК ТС устанавливает в отношении товаров, которые возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории ТС, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Следующая рассматриваемая процедура - таможенная процедура беспошлинной торговли регулируемая нормами главы 41 ТК ТС. Беспошлинная торговля определяется ст. 302 ТК ТС как таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Ст. 303 ТК ТС определено, что декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, выступает владелец магазина беспошлинной торговли. Также под таможенную процедуру беспошлинной торговли не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу и вывозу, а также товары, оборот которых запрещен на территории ТС. Товары ТС помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли путем подачи таможенной декларации. Порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определяется законодательством государств - членов ТС (п. 2 ст. 304 ТК ТС). При обращении к налоговому кодексу Республики Беларусь в п 1.18 утверждено что от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров магазинами беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля. В налоговом кодексе Республики Казахстан также прописано освобождение от налогообложения НДС товаров помещенных под процедуру беспошлинной торговли в п. 21 ст. 248. В налоговом кодексе РФ ст. 149 определяющая операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС также указывает товары, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (п. 18 ст. 149 НК РФ). Таким образом, можно утверждать о согласованности налоговых кодексов государств - членов ТС в части товаров произведенных в ТС.
В отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли обязанность по уплате налогов возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, об этом сказано в ст. 306 ТК ТС.
Под таможенной процедурой уничтожения ст. 307 ТК ТС приводит следующее понятие: Уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение вследствие аварии или действия непреодолимой силы или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
В национальных налоговых кодексах таможенная процедура уничтожения также освобождена от налогообложения НДС. В частности в налоговом кодексе Республики Казахстан в пп. 2 п. 4 ст. 276-23 сказано: «не подлежит обложению НДС: порча товаров, возникшая в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, где под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей облагаемого оборота».
В пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ также утверждено, что при помещении товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, а также при таможенном декларировании припасов налог не уплачивается.
Ст. 310 ТК ТС определяет еще одну таможенную процедуру не облагаемую НДС - таможенную процедуру отказа в пользу государства. Эта таможенная процедура, предусматривает передачу иностранных товаров безвозмездно в собственность государства - члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования. Эти товары, таким образом, приобретают статус товаров ТС. Порядок отказа в пользу государства определяется национальными нормативными актами государств - членов ТС.
Ст. 318 ТК ТС установлено, что дипломатические представительства иностранных государств, могут ввозить на таможенную территорию ТС и вывозить товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, с освобождением от уплаты налогов. Также ТК ТС в п. 1 ст. 324 перечня таможенных льгот для иностранных дипломатических и консульских курьеров освобождает от уплаты НДС ввоз ими на таможенную территорию ТС и вывоз с этой территории товаров, предназначенных для их личного пользования, исходя из принципа взаимности с освобождением от уплаты налогов.
Ст. 342 ТК ТС и ст. 345 ТК ТС временный ввоз и временный вывоз транспортных средств международной перевозки не предусматривает уплаты налогов при соблюдении условий указанных в статьях 347, 348, 349 ТК ТС.
Прекращение обязанности по уплате, налогов регулирует п. 2 ст. 80 ТК ТС. Прекращение такой обязанности наступает, если налог полностью уплачен (взыскан), если неуплаченная сумма налога не превышает сумму, эквивалентную 5 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС; при признании суммы налога безнадежной к взысканию и списании; возникновения обстоятельств при которых наступает прекращение обязанности по уплате налогов.
Налог не уплачивается, если товар вследствие аварии, естественной убыли и других причин непреодолимой силы был безвозвратно утрачен (пп. 3 п. 2 ст. 80 ТК ТС). В случаях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате; помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства; обращения товаров в собственность государства; обращения взыскания на товары; отказа в выпуске товаров - возникает прекращение обязанности по уплате налога.
В п. 3 ст. 80 указаны случаи, в которых налоги не уплачиваются: если таможенная процедура не предусматривает такую уплату; при перемещении товаров личного пользования; при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро; если в соответствии с законодательством товары освобождаются от обложения налогами.
.2 ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ НДС
ПРИ ИМПОРТЕ И ЭКСПОРТЕ
Налогоплательщиками НДС при осуществлении внешнеэкономических операций в соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ признаются, в том числе лица осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу ТС. Не признаются плательщиками НДС, в том числе при ввозе товара через границу ТС лица указанные в п. 2 ст. 143 НК РФ. Не освобождены от уплаты ввозного НДС хозяйствующие субъекты, применяющие специальные режимы налогообложения в виде УСН, ЕНВД и ЕСХН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в РФ.
Так, фирмы, применяющих упрощенную систему налогообложения должны руководствоваться п. 2 ст. 346.11 НК РФ в соответствии с которым они не освобождаются от необходимости уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Поэтому при осуществлении импортных операций им нужно исчислить и уплатить НДС в общеустановленном порядке. Однако поскольку в отношении остальных операций они не признаются налогоплательщиками НДС, сумму уплаченного при ввозе ценностей НДС предъявлять к вычету нельзя. В случае применения объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» ее можно будет включить в состав расходов на основании подпункта 8 пункта 1 ст. 346.16 НК РФ.
Перечень операций, которые являются объектами налогообложения по НДС, приведен в ст. 146 НК РФ. В пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения, в том числе признаются операции по ввозу товаров на территорию РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под импортом товара понимается ввоз на таможенную территорию РФ без обязательства об обратном вывозе. В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон N 311-ФЗ) ввоз товаров в РФ - фактическое пересечение товарами Государственной границы РФ в результате которого товары прибыли из других государств - членов ТС или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию ТС. Согласно ст. 114 Закона N 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов ТС и настоящим Федеральным законом. Также, учитывая положения п. 1 ст. 143 НК РФ и ст. 114 Закона N 311-ФЗ, организация, осуществляющая ввоз товаров на территорию РФ, является плательщиком НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Таким образом при импорте товара из третьих стран у покупателя возникает объект налогообложения НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем этот НДС уплачивается организацией вместе с таможенными пошлинами на таможне. Фактически уплаченную покупателем при ввозе товаров на таможенную территорию России сумму НДС организация имеет право принять к вычету после принятия на учет указанных товаров и при наличии документов, подтверждающих уплату НДС (пп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Основанием для вычета будет являться таможенная декларация и платежное поручение, подтверждающее уплату НДС.
Следует отметить, что НДС, который взимается при ввозе, является не только налоговым, но и таможенным платежом (пп. 3 п. 1 ст. 70 ТК ТС). В соответствии с п. 1 ст. 84 ТК ТС, при ввозе товаров на территорию ТС НДС уплачивается в том государстве, таможенный орган которого осуществляет выпуск товаров, кроме товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита. Таким образом, если в РФ ввозятся товары из страны, не являющейся участником ТС, то налог должен уплачиваться в России, поскольку выпуск товаров осуществляет таможенный орган РФ.
В ст. 147 НК РФ сказано, что местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии следующих обстоятельств:
. товар находится на территории РФ;
. товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ;
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с ст. 148 НК РФ. В этой же статье пунктом 3 определено, что в случае, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Приведем следующую классификацию случаев, когда РФ является местом реализации работ и услуг:
Место нахождения имущества - РФ:
1.Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов;
.Работы, услуги, связанные
с движимым имуществом, воздушными,
морскими судами и судами
Место оказания услуг - РФ:
. Услуги в сфере культуры и искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
Место деятельности покупателя - РФ:
. Передача, предоставление
патентов, лицензий, торговых марок,
авторских прав или иных
. Оказание услуг (выполнение
работ) по разработке программ
для ЭВМ и баз данных (программных
средств и информационных