Порядок взимания НДС в таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
.Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС. Выявить взаимосвязи и взаимодействие российского законодательства с нормами и институтами права ТС в части взимания НДС.

Содержание

Введение
.Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование
.1 Этапы формирования и структура таможенного союза
.2 Администрирование НДС в таможенном союзе
.Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза
.1 Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза
.2 Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран
.Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств - членов таможенного союза
.1 Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации
.2 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан
.3 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 99.23 Кб (Скачать файл)

В связи с введение ТК ТС Законом Республики Казахстан от 30.06.2010 г. № 297-IV введены поправки в действующий Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - НК РК). В том числе реформирован и НДС в направлении упрощения и унификации. «Конечно же, новый НК не в полной мере совершенен, но он закладывает основы для совершенствования как в части регулирования, так и администрирования», - отметил Е. Орынбаев.

НК РК предусмотрена глава 37-1, которая посвящена особенностям обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг со странами ТС: РФ и Республикой Беларусь. Положения главы регулируют налогообложение в части НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также его налоговое администрирование во взаимной торговле государств - членов ТС и Республикой Казахстан.

Анализируя особенности законодательства о налогах Республики Казахстан следует отметить отдельные положения касающиеся взимания в том числе НДС. Так, общим положением при исчислении налога в соответствии с п. 1 ст. 276-1 НК РК является пересчет стоимости товаров, работ, услуг в иностранной валюте в тенге по рыночному курсу на дату совершения оборота по реализации товаров, работ, услуг, облагаемого импорта.

Объекты налогообложения НДС определяются ст. 229 НК РК - это облагаемый оборот и облагаемый импорт. В соответствии со ст. 230 НК РК облагаемым оборотом является оборот, по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан (за исключением освобождаемых от НДС оборотов), а также оборот по приобретению работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство.

Если работы, услуги, предоставленные нерезидентом и местом их реализации является Казахстан, в соответствии со ст. 241 НК РК подлежат обложению НДС и являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего эти работы, услуги. Оборот исчисляется, как стоимость приобретенных работ, услуг включая налоги, кроме НДС.

Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, акцизов по подакцизным товарам без включения в них НДС - устанавливает ст. 238 НК РК. При оказании услуг размер облагаемого оборота определяется на основе вознаграждения.

Облагаемым импортом являются товары, ввезенные на территорию Республики Казахстан (за исключением освобожденных от НДС в ТС оборотов) включая ввозимые транспортные средства, подлежащие государственной регистрации; а также товары, являющиеся продуктами переработки давальческого сырья, ввезенные на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена ТС.

При реализации товаров на экспорт датой совершения оборота по реализации является дата отгрузки, определяемая, как дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, подтверждающего отгрузку товаров, оформленного на покупателя товаров.

Согласно п. 2 ст. 276-6 НК РК датой совершения облагаемого импорта является дата принятия на учет импортированных товаров, то есть дата оприходования таких товаров в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, отражение товаров на соответствующих счетах бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства; во-вторых, ввоз таких товаров на территорию Республики.

Лицам, которым ведение бухгалтерского учета не предусмотрено законодательством Республики Казахстан, дата принятия на учет импортированных товаров определяется по дате выписки документа, подтверждающего получение товаров.

Датой совершения облагаемого импорта при ввозе товаров - предметов лизинга на территорию Республики из другого государства - члена ТС по договору лизинга, является дата оплаты части стоимости товаров - предметов лизинга, предусмотренная договором лизинга.

Датой совершения оборота по реализации работ, услуг является дата подписания документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг. Если работы, услуги реализуются на постоянной непрерывной основе, то датой совершения оборота по реализации является первая по времени дата: либо дата выписки счета-фактуры, либо дата получения каждого платежа. В случае приобретения услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан, не осуществляющего деятельность через филиал, представительство и являющегося налогоплательщиком государства - члена ТС - дата подписания документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг.

Плательщик НДС обязан при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг, а также в случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства - члена ТС выписать в соответствии со ст. 263 НК РК получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру, но не ранее даты совершения оборота и не позднее пяти дней после даты совершения оборота по реализации, по месту нахождения поставщика.

В случае выполнения работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию Республики Казахстан с территории другого государства - члена ТС счет-фактура выписывается на дату подписания документа, подтверждающего выполнение работ по переработке давальческого сырья.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет по облагаемому обороту, исчисляется как разница между суммой НДС, начисленного по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.

Получатель товаров, работ, услуг имеет право в соответствии со ст. 256 НК РК на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются в целях облагаемого оборота, а также если получатель является плательщиком НДС. Как определяет ст. 599 НК РК зачет излишне уплаченной суммы налога, пени производится по представленному налогоплательщиком налогового заявления на зачет.

Срок переработки давальческого сырья, вывезенного с территории Республики Казахстан на территорию государства - члена ТС, а также ввезенного на территорию Республики с территории государств - членов ТС, определяется согласно условиям договора на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет или отгрузки давальческого сырья. В случае превышения этого срока давальческое сырье, признается облагаемым импортом и подлежит обложению НДС с даты ввоза товаров, а вывезенное признается облагаемым оборотом по реализации и подлежит налогообложению с даты вывоза по ставке НДС 12 процентов.

Порядок исчисления и уплаты НДС в отношении товаров и услуг ТС в Республике Казахстан устанавливает ст. 276-20 НК РК. Так, при экспорте товаров в государства - члены ТС или выполнении работ по переработке давальческого сырья плательщик НДС обязан представить в налоговый орган одновременно с декларацией по НДС, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, полученное от налогоплательщика государства - члена ТС, импортировавшего товары; а также реестр счетов-фактур по реализованным в государства - члены ТС в течение налогового периода товарам, выполненным работам по переработке давальческого сырья.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов согласно ст. 276-21 НК РК представляется в течение 180 календарных дней с даты совершения оборота. Если Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не предоставлено в этот срок оборот подлежит обложению НДС по ставке 12 процентов и уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота.

Согласно п. 3 ст. 276-20 НК РК при импорте товаров на территорию РК с территории государств-членов ТС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, а также заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде. Налоговые органы подтверждают факт уплаты НДС по импорту ставя соответствующей отметки в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам налогоплательщик представляет в налоговый орган перечень документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 276-20 НК РК: выписку банка, подтверждающую уплату налогов; товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение; счета-фактуры (при импорте из РФ, оформленные в соответствии с законодательством РФ); договор; а также информационное сообщение. При представления информационного сообщения обязательно наличие перевода его текста на казахский и русский языки. Вместе с этим необходимо уплатить НДС согласно НК РК не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Налогоплательщик вправе представить налоговое заявление об отзыве налоговой отчетности в соответствии со ст. 276-22 НК РК если представил ее ошибочно и в случае необходимости изменить его или дополнить. В случае предоставления заявления об отзыве налогоплательщик обязан представить дополнительную декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам с соответствующими изменениями.

Порядок корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров в случаях возврата товаров импортированных на территорию Республики Казахстан определяет ст. 276-23 НК РК. В этом случае документы являющиеся подтверждением возврата товаров представляются импортером одновременно с дополнительной декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам, где отражены сведения по этим товарам. НК РК освобождает от налогообложения НДС утрату товаров, понесенную налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством; а также порчу товаров, возникшую в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которого товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.

Отметим, что пени в Республике Казахстан начисляются начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога, включая и день уплаты в бюджет, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования <jl:1016416.0 >, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки - устанавливает ст. 610 НК РК.

 

.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВЗИМАНИЯ НДС В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

В особенной части налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ) НДС посвящена Глава 12. Плательщиками НДС в соответствии со ст. 90 НК РБ признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых в соответствии с, международными договорами и законодательством Республики Беларусь возложена обязанность по уплате НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

В случае реализации товаров, работ, услуг на территории Республики иностранными организациями не состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается налогоплательщиков приобретающих данные товары, работы, услуги.

К объектам налогообложения НДС в Республике относят: обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории Республики Беларусь, включая обороты: по обмену товарами, работами, услугами; по безвозмездной передаче товаров, работ, услуг; по передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей; ввоз товаров на территорию Республики и иные обстоятельства, при которых возникают налоговые обязательства по уплате НДС.

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, из стран не входящих в ТС взимание НДС осуществляют таможенные органы. Если ввоз товаров на территорию Республики осуществлялся с территории государств - членов ТС взимание НДС осуществляют налоговые органы. При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов ТС на основании договоров комиссии, поручения исчисление и уплата НДС производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом - налогоплательщиком.

При ввозе на территорию Республики Беларусь от налогообложения НДС в том числе освобождаются: транспортные средства, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также предметы, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств; товары, перемещаемые транзитом; товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством; белорусские рубли, иностранная валюта; технические средства, материалы, которые используют для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, лекарственные и ветеринарные средства, медицинская техника по перечням, утверждаемым Президентом Республики Беларусь; специально оборудованные транспортные средства для нужд скорой медицинской помощи, органов по чрезвычайным ситуациям, аварийно-спасательных служб, органов внутренних дел; культурные ценности, безвозмездно передаваемые организациям культуры; все виды печатных изданий, получаемых по международному книгообмену; драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них (кроме ювелирных изделий); банковские и мерные слитки из драгоценных металлов, ввозимые для реализации их банкам; товары, предназначенные для пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств; семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания; иные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Налоговая база НДС при реализации приобретенных, произведенных, а также реализуемых на основе договоров поручения, комиссии товаров (работ, услуг) определяется на основании статьи 98 НК РБ, как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов без включения в них НДС, либо как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная с учетом регулируемых розничных цен, включающих в себя НДС.

Статьей 100 НК РБ определяется момент фактической реализации товаров, работ, услуг. Так в п. 5 этой статьи сказано, что при реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах, моментом их фактической реализации признается день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров, работ, услуг. Пунктом 9 этой же статьи установлено, что днем выполнения работ по производству товаров из давальческого сырья для нерезидентов Республики Беларусь признается день отгрузки товаров, произведенных из давальческого сырья.

Информация о работе Порядок взимания НДС в таможенном союзе