Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:42, дипломная работа
Целью работы является выявление особенностей взимания НДС с налогоплательщиков страны-участницы ТС при перемещении ими товаров между государствами-членами ТС и перемещении товаров через границу ТС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
.Проанализировать правовое регулирование налогообложения НДС в ТС. Выявить взаимосвязи и взаимодействие российского законодательства с нормами и институтами права ТС в части взимания НДС.
Введение
.Таможенный союз: этапы, структура и правовое администрирование
.1 Этапы формирования и структура таможенного союза
.2 Администрирование НДС в таможенном союзе
.Правоотношения, возникающие при взимании НДС при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза
.1 Возникновение и прекращение обязанности по уплате НДС на границах таможенного союза
.2 Порядок взимания НДС при импорте и экспорте товаров в РФ из третьих стран
.Особенности взимания НДС в системах национальных налоговых законодательств государств - членов таможенного союза
.1 Правовое регулирование взимания НДС в Российской Федерации
.2 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Казахстан
.3 Правовое регулирование взимания НДС в Республике Беларусь
Заключение
В случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы как день отгрузки указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом установлено в какой момент налогоплательщик исчисляет налоговую базу, следующее что необходимо определить, по какой ставке НДС облагается ввозимый товар. Ставки НДС регулируются статьей 164 НК РФ, но для определения ставки необходимо руководствоваться несколькими статьями, учитывая также статьи освобождающие от налогообложения. Так статья 150 НК РФ определяет виды товаров не подлежащих налогообложению при ввозе в РФ. Следует учитывать статью 149 НК РФ определяющую операции не подлежащие налогообложению. В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что с 1 января 2007 года до 1 января 2012 года не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемый сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их таким сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При ввозе товаров для переработки с последующим вывозом или транзитом косвенные налоги в стране импортера не взимаются, этот факт не должен пугать. Ведь при помещении товаров под таможенный режим транзита налог не уплачивается в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, а при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается в силу пп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при условии, что продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ в определенный срок.
Если товар не поименован статьями, освобождающими от уплаты НДС то необходимо руководствоваться п. 5 ст. 164 НК РФ, которая устанавливает, что при ввозе товаров в РФ обложение НДС осуществляется по ставке 10% или 18%. Здесь существуют свои особенности, которые необходимо учитывать. Порядок действий для определения ставки НДС приведен авторами «Путеводителя по НДС»:
. Найти код ввозимого
товара в Товарной
. Сопоставить этот код
с кодами перечней товаров, ввоз
которых на территорию РФ
. При наличии кода ввозимого вами товара в соответствующем перечне применять ставку 10%.
. При отсутствии кода
ввозимого вами товара в
В настоящее время действуют следующие перечни:
Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908);
Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на таможенную территорию РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908);
Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41);
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе на таможенную территорию РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688).
Например, грибы шампиньоны тепличные несмотря на то что при ввозе из Белоруссии или Казахстана организация уплатит НДС по ставке 10%, при дальнейшей их реализации на территории РФ НДС должен быть исчислен по ставке 18% согласно разъяснениям в Письме ФНС России от 17.12.2007 N ШТ-6-03/972@.
При определении налоговой базы налогоплательщик руководствуется п. 2 ст. 2 Протокола 1: как стоимость товаров работ, услуг, товаров по договору займа и товаров произведенных из давальческого сырья (цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары), а также акцизов подлежащих уплате по подакцизным товарам.
В Письме УФНС по г. Москве от 1 октября 2010 г. N 16-15/103084@ указано, что стоимость услуг по транспортировке товаров включается в налоговую базу только в случае, если стоимость таких услуг учитывается в цене сделки по условиям договора поставки.
По общему правилу косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Налоговые декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В случаях уплаты НДС и подачи декларации мы руководствуемся законодательством ТС.
При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету), как при импорте товаров на территорию одного государства - члена ТС с территории другого государства - члена ТС, так и при реализации товаров (работ, услуг) на территории государства - члена ТС налоговый орган, в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам.
Письмо Минфина РФ от 05.05.2011 N 03-07-13/01-15 обращает внимание на то, что при реализации товаров на экспорт с территории РФ на территорию Республики Казахстан суммы НДС по приобретенным для таких операций товарам, принятые к вычету до отгрузки товаров на экспорт, подлежат восстановлению. Восстановление налога должно производиться не позднее того налогового периода, в котором производится отгрузка товаров на экспорт. Поскольку вычет НДС по товарам, отправленным на экспорт и реализованным на внутреннем рынке, производится по-разному, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога. Экспортер не освобождается от ведения раздельного учета, даже если расходы на производство товаров, отгруженных за границу, не превышают пяти процентов общих расходов на производство.
В Письме Минфина РФ от 29.11.2010 N 03-07-08/334 разъяснен порядок вычета для налоговых агентов. Так, на основании п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС налоговыми агентами производится одновременно с выплатой денежных средств иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах и реализующим работы (услуги), местом реализации которых является РФ. Российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы НДС по приобретенным у иностранной организации услугам, местом реализации которых является территория РФ, имеет право на вычет данных сумм налога в том налоговом периоде, в котором указанные услуги приняты на учет и произведена фактическая уплата сумм налога в бюджет.
В завершении рассмотрения вопроса о праве на вычет отметим, что не могут принять к вычету НДС и те, кто не является плательщиком НДС в связи с применением специальных налоговых режимов, а именно ЕНВД, ЕСХН, УСН. Эти налогоплательщики учитывают НДС в стоимости товара.
Подтверждающими документами по экспорту товаров утверждены документы указанные в п. 2 ст. 1 Протокола 1. Документы могут быть представлены в виде копий, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера согласно Письму ФНС России от 15.06.2005 N ММ-6-03/489@.
Статьей 165 НК РФ определен перечень документов подтверждающих право налогообложения по налоговой ставке 0 процентов. С 1 января 2011 года вступили в силу положения ст. 1 Федерального закона от 03.11.2010 N 285-ФЗ, которые внесли дополнения в ст. 165 НК РФ в части порядка документального подтверждения экспорта в том числе для подтверждения ставки НДС 0% при бартерных операциях с контрагентами из стран ТС.
Так, с 2011 года для подтверждения экспорта товара по бартерным сделкам необходимо подтвердить получение налогоплательщиком товаров и их оприходование согласно пп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ. Закон N 285-ФЗ также уточнил порядок подтверждения экспорта если налогоплательщик получает товары, работы, услуги от третьего лица и оно не указано в договоре о внешнеторговой бартерной операции в качестве лица, действующего за иностранного контрагента. В этой ситуации нужно представить документы, подтверждающие, что третье лицо действовало во исполнение обязательств иностранного лица (пп. "в" п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ).
Министерство Транспорта РФ в Письме от 24 мая 2010 г. N ОБ-16/5460 относительно форм транспортных документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами РФ при перемещении товаров в ТС с территории РФ на территорию Республики Казахстан и Республики Беларусь разъяснило, что при перемещении товаров в ТС по территориям указанных республик с использованием автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами РФ может использоваться форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная", утвержденная Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". При оказании услуг с использованием воздушного транспорта хозяйствующими субъектами РФ могут использоваться следующие транспортные документы, подлежащие в соответствии с пунктом 2 статьи 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ обязательному применению для удостоверения договоров воздушной перевозки грузов и утвержденные письмом Министерства финансов РФ от 29.05.1998 N 16-00-27-23: нейтральная грузовая накладная для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов; грузовая накладная перевозчика для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов. При перемещении товаров в ТС железнодорожным транспортом хозяйствующими субъектами РФ могут использоваться формы транспортных документов, приведенные в Приложении 12.1, 12.2, 12.3, 12.4 Служебной инструкции к Соглашению о Международном Железнодорожном Грузовом Сообщении (СМГС, действует с 1 ноября 1951 года с изменениями и дополнениями на 1 июля 2009 г.).
Порядок начисления косвенных налогов по операциям в ТС - России, Белоруссии, Казахстане - при переработке давальческого сырья и вывоза продуктов переработки в третьи страны и в страны - участницы ТС разъяснен в Письме ФНС РФ от 22.10.2010 N ШС-37-3/13942@: «При реализации работ по переработке давальческого сырья применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по НДС документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 4 Протокола о выполнении работ, оказании услуг.
В случае вывоза продуктов переработки в третьи страны в пакете документов, предусмотренных п. 2 ст. 4 Протокола 2, представляется таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств - членов ТС. При этом заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в указанном пакете документов не представляется. В случае вывоза продуктов переработки на территорию государства - члена ТС в пакете документов, предусмотренных п. 2 ст. 4 Протокола 2, таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств - членов ТС в третьи страны, не представляется. Однако в этом случае в указанном пакете документов представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.»
Взимание НДС при реализации юридическим лицом одного государства-члена ТС физическому лицу другого государства - члена ТС включает в себя несколько вопросов. Например, должны ли российские автосалоны, руководствуясь нормами международных договоров о косвенных налогах, заключенных в рамках ТС, реализовывать легковые автомобили физическим лицам - гражданам Республики Казахстан с применением нулевой ставки НДС? Согласно положениям законодательства ТС применяются при заключении договоров между хозяйствующими субъектами государств - членов ТС, на основании которых осуществляется экспорт товаров, и не распространяются на договоры розничной купли-продажи, предусматривающие реализацию физическим лицам, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому при реализации на территории РФ товаров иностранным физическим лицам, в том числе являющимся гражданами государств - членов ТС, хозяйствующими субъектами РФ применяются нормы налогового законодательства РФ.
Операции по реализации российским автосалоном легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов ТС подлежат налогообложению НДС в порядке, предусмотренном НК РФ, с применением ставки налога в размере 18 процентов. При этом возврат сумм НДС, уплаченных физическими лицами - гражданами государств - членов ТС нормами Протокола не предусмотрен.
.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ НДС В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Вступление в ТС повлекло для Республики Казахстан экономический рост, о которых говорят следующие цифры. Так, поступления НДС от импорта из РФ, составило в предшествующем вступлению в ТС 2009 году 36,6 млрд. тенге, в то время как в 2010 году этот показатель увеличился до 50 млрд. тенге. На один миллиард тенге повысились поступления из импорта с Белоруссией. Вице-министр экономического развития и торговли Казахстана Тимур Сулейменов обозначил масштабы союза: он охватывает территорию в 20 миллионов квадратных километров, 170 млн. человек, проживающих на ней, и 1,6 трлн. долларов ВВП. Став частью единого таможенного пространства, 16-миллионный Казахстан обрел 170-миллионный рынок. Естественно, это принесет в нашу экономику инвестиции, которые раньше были экономически невыгодными в силу ограниченности нашего рынка. Что касается взаимных инвестиций, на сегодня в Казахстане действует более 3,5 тысячи совместных предприятий с участием российского капитала и более 70 - с участием белорусского капитала. В Казахстан привлечено около 3 миллиардов прямых инвестиций, казахстанские инвестиции в Россию составили 1,1 млрд. долларов, а в Белоруссию вложено порядка 6 млн. долларов. Кроме того, на сегодня в Казахстане создана более гибкая среда для ведения бизнеса. Ставка подоходного налога у нас равняется 20%, в Белоруссии - 24%, в России - 20%. Ставка НДС в Казахстане - 12, в Белоруссии - 20, в России - 18%. Ставка социального налога отличается в разы. Отсюда вести в Казахстане бизнес с точки зрения простых денег, что понятно каждому предпринимателю, каждому хозяйствующему субъекту, выгоднее. Есть тенденции к возрастанию количества на местном рынке российского и белорусского товара по тем позициям, которые в последние годы завозились из дальнего зарубежья. Крен пошел в сторону стран ТС. Министр финансов и бюджетного планирования РК Болат Жамишев пояснил: «Казахстан придерживался и будет придерживаться политики низких налоговых ставок.»