Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа
Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.
Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.
Введение..........................................................................................................3-5
Глава1.Благо и потребительский выбор
1.1 Благо и его классификация…………………………………………...6-8
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей......................9
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора…………………………………………………………………...............9-12
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей………………13
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................14-16
Глава2.Теория и практика потребительского выбора
2.1 Кардиналистская теория потребительского выбора……………..17-21
2.2 Ординалистская теория потребительского выбора………………21-27
2.3 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….27-30
2.4 Эффект замещения и дохода потребительского выбора……………31
2.4.1 Эффект замещения и дохода по Хиксу …………………….32-34
2.4.2 Эффект замещения и дохода по Слуцкому…………………34-35
2.5. Потребительский выбор и максимимизация полезности в нем……………………………………………………………………………36-40
2.6. Проблема бюджетных ограничений потребительского выбора………………………………………………………………………….40-41
Глава3.Проблемы потребительского выбора в экономике Украины
3.1 Территориальная дифференциация потребительского рынка Украины………………………………………………………………………42-44
3.2 Проблемы платежеспособности населения Украины.......
2.4. Эффект замены и эффект дохода
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.
Существуют, однако, два
подхода к определению
2.4.1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 2.8. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до РXt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.
рис. 2.8. цена снижается
Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L-, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.
Заметим, что при переходе
от первоначального к
2.9.цена растет
Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара X повышается (рис. 2.9.). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 и Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода переходом с одной кривой на другую.
Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 2.8 и 2.9 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен. Чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным.
Как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается и его объем изменяется в том же направлении, что и цена. В действительности потребление большинства товаров требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление товаров Гиффена маловероятно.
2.4.2. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ
Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.
Поэтому на рис. 2.10 вспомогательная бюджетная прямая K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точку E1, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2 кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1 и Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис. 2.8 и 2.9, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'
2.10
Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.
Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.
В основе потребительского
выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается,
что этот выбор представляет собой лучшую
комбинацию благ (или потребительский
набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую
в том смысле, что этот потребительский
набор приносит покупателю наибольшую
полезность.
Предположим, что потребителю известны
величины полезности при покупке разного
количества беляшей и книг. Эти величины
полезности измеряются в особых единицах
- ютилах. Все данные о полезности разного
количества беляшей и книг представлены
в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Совокупная и предельная полезность | |||||||
Полезность беляшей |
Полезность книг | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
кол-во |
совокупная полезность |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 грн. |
кол-во |
совокупная полезность |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 грн. |
Qy |
TUy |
MUy |
MUy / Py |
Qx |
TUx |
MUx |
MUx / Px |
0 |
0 |
0 |
0 |
||||
1 |
14 |
14 |
1,4 |
1 |
30 |
30 |
1,50 |
2 |
26 |
12 |
1,2 |
2 |
50 |
20 |
1,00 |
3 |
36 |
10 |
1,0 |
3 |
68 |
18 |
0,90 |
4 |
44 |
8 |
0,8 |
4 |
84 |
16 |
0,80 |
5 |
51 |
7 |
0,7 |
5 |
98 |
14 |
0,70 |
6 |
57 |
6 |
0,6 |
6 |
111 |
13 |
0,65 |
7 |
62 |
5 |
0,5 |
7 |
123 |
12 |
0,60 |
8 |
66 |
4 |
0,4 |
8 |
134 |
11 |
0,55 |
Во колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается потребителем в 26 ютилов, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилов.
Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.
В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилам. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютила) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютилов). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на одну затраченную гривню (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 грн. составит 0,9 ютила. Мы 18 ютилов разделили на цену книги, составляющую 20 грн.
Предельная полезность на затраченную гривню - это величина предельной полезности, получаемая путем деления предельной полезности блага на цену этого блага.
Внимательное знакомство
с данными таблицы показывает,
что изменения и совокупной полезности,
и предельной полезности беляшей
и книг происходят в соответствии
с определенными
Функция полезности - это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством.
Вместе с тем замечено, что совокупная полезность возрастает по-разному: сначала прирост совокупной полезности большой, а затем этот прирост уменьшается. Это хорошо видно на графике совокупной и предельной полезности на рис. 2.11. Кривая совокупной полезности сначала крутая, а по мере увеличения количества благ становится пологой. Такое поведение совокупной полезности объясняется тем, что полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, то есть объясняется законом убывающей предельной полезности. На рис. 2.11 также показано убывание предельной полезности по мере увеличения количества покупаемых беляшей.
Рис. 2.11
Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.
Мы подошли к главному
вопросу теории потребительского выбора.
Чем руководствуется
Простейшее правило максимизации полезности
- это правило здравого смысла: если вы
не можете увеличить полезность, меняя
комбинации благ (потребительские наборы),
значит, вы достигли максимума полезности
и данный потребительский набор является
наилучшим.
Возьмем в нашем примере один из наборов,
который можно позволить за 120 грн. Например,
если мы разделим деньги поровну на беляши
и книги, то этот набор будет состоять
из 6 беляшей и 3 книг. Совокупная полезность
этого набора составляет 125 ютилов (57 +
68). Является ли этот набор оптимальным,
приносящим наибольшую полезность? Нет,
не является, если мы будем опираться на
сформулированное выше правило.
Попробуем часть денег вместо беляшей
использовать на покупку дополнительной
4-й книги. Для этого мы должны отказаться
от приобретения двух беляшей. Новый потребительский
набор будет состоять из 4 беляшей и 4 книг,
а его совокупная полезность возрастет
до 128 ютилов (44 + 84). Это на 3 ютиля больше
совокупной полезности предыдущего набора.
Будет ли новый набор благ лучшим? Да, будет.
В этом мы убедимся, если попробуем еще
раз изменить комбинацию благ.
Предположим, что мы отказываемся от покупки
еще двух беляшей и покупаем дополнительную
книгу. В этом случае совокупная полезность
нового набора, состоящего из 2 беляшей
и 5 книг, уменьшится до 124 ютилов (26 + 98).
Значит, предыдущий потребительский набор
был лучшим, приносящим максимальную полезность.
Мы подошли к другой формулировке правила
максимизации полезности. Замечено, что
наибольшую совокупную полезность приносит
такой набор благ, в котором предельная
полезность каждого блага в расчете на
рубль затрат является одинаковой для
всех благ. В нашем примере - это 0,8 ютила
на каждую гривню, затраченную на приобретение
и беляшей, и книг. Есть и другие наборы,
где предельные полезности в расчете на
1 грн. одинаковы по каждому благу, например
при покупке 5 беляшей и 5 книг, но эти наборы
недоступны, мы их не можем приобрести
в силу бюджетного ограничения.
Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.