Потребительский выбор в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.
Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.

Содержание

Введение..........................................................................................................3-5
Глава1.Благо и потребительский выбор
1.1 Благо и его классификация…………………………………………...6-8
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей......................9
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора…………………………………………………………………...............9-12
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей………………13
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................14-16
Глава2.Теория и практика потребительского выбора
2.1 Кардиналистская теория потребительского выбора……………..17-21
2.2 Ординалистская теория потребительского выбора………………21-27
2.3 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….27-30
2.4 Эффект замещения и дохода потребительского выбора……………31
2.4.1 Эффект замещения и дохода по Хиксу …………………….32-34
2.4.2 Эффект замещения и дохода по Слуцкому…………………34-35
2.5. Потребительский выбор и максимимизация полезности в нем……………………………………………………………………………36-40
2.6. Проблема бюджетных ограничений потребительского выбора………………………………………………………………………….40-41
Глава3.Проблемы потребительского выбора в экономике Украины
3.1 Территориальная дифференциация потребительского рынка Украины………………………………………………………………………42-44
3.2 Проблемы платежеспособности населения Украины.......

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

                                    (2.8)

Потребитель максимизирует  полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение  предельных полезностей двух благ равняется  отношению цен этих благ.

     (2.9)

2.6 Потребительский набор и бюджетное ограничение

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

Например, потребитель имеет 120 грн. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 грн, а книга - 20 грн. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 грн. Назовем хотя бы четыре варианта.

Таблица 2.2. Потребительские наборы, доступные потребителю

Потребительские наборы

Беляши (шт.)

Книги (шт.)

Общие расходы = доходу (грн.)

 

кол-во

расходы

кол-во

расходы

 

A

12

120

0

0

120

B

8

80

2

40

120

C

4

40

4

80

120

D

0

0

6

120

120


Выбирая комбинацию А, потребитель покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы В и С включают не только беляши, но и книги (соответственно 8 беляшей и 2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя. 
 
     расходы на беляши + расходы на книги = доход.

Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.

Линию бюджетного ограничения  можно сравнить с известной нам  кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если потребитель предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам.

 

Глава 3.Проблемы потребительского выбора в Украине 
     3.1 Территориальная дифференциация потребительского рынка Украины

Среди актуальных проблем  украинской экономики выделяются проблемы формирования региональных потребительских рынков, обеспечения населения доброкачественными потребительскими товарами отечественного производства, улучшения структуры и динамики потребления. Решение этих проблем требует учета региональных особенностей потребительского рынка, обусловленных территориальной дифференциацией  доходов и расходов населения, характером товарооборота и производства товаров, местными ресурсными возможностями. Выявление региональной специфики рынка потребительских товаров, особенностей и масштабов индивидуального потребления, анализ тенденций и закономерностей их развития как элементов системы рыночной организации национальной экономики имеют большое значение для разработки региональной политики государства.

Анализ территориальной  дифференциации регионального потребительского рынка осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится априорное формирование базы данных, на втором выполняются количественные операции  с применением системы показателей.

Априорный анализ потребительского рынка убеждает в существовании  устойчивой тенденции к усилению его территориальной дифференциации. Одним из проявлений этих процессов является возрастающая дифференциация населения по уровню доходов. Особенно заметны региональные различия.  Результаты расчетов показывают, что в период с 1997 по 2000г. среднедушевые доходы в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Харьковской областях, в Севастополе и особенно в Киеве (почти в 2,5 раза - в 1997г., В 3.5 раза выше среднего уровня – в 2000г.) значительно превышают общий среднедушевой доход по Украине. Группа регионов, которые приближаются к среднему уровню, весьма нестабильна; например, Крым, Винницкая и Полтавская области по показателю «доходов в расчете на одного жителя» перешли в группу регионов с уровнем ниже среднего.

Методика оценки территориальной дифференциации включает также изучение специфики, условий и тенденций развития регионального потребительского рынка; для этого требуется, прежде всего, анализ сбалансированности спроса и предложения на основе сравнения динамики доходов и расходов населения в разрезе регионов, производства потребительских товаров и товарооборота за 1997-2000гг. На первый взгляд, доходы и расходы в этот период приблизительно равны. Так, в среднем по Украине доходы составляли: 1997г. – 988,7 грн., 1998г. – 1082,3; 1999г. – 1241,4; 2000г. – 1759,1 грн. Расходы соответственно составляли 946,6; 1062,4; 1194,4; 1695,7. Такое соответствие  свидетельствует о достаточно высоком уровне сбалансированности. Но сравнение доходов  и расходов по регионам  обнаруживает определенные тенденции к нарушению этого, пусть и приблизительного, но равновесия. Например, наблюдается превышение расходов над доходами  в 1997г. в 7 регионах (Волынская, Закарпатская, Одесская, Харьковская, Херсонская, Черновицкая области и г. Киев), в 1998г. – в 12 регионах (Крым, Винницкая, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черновицкая области и г. Киев), в 1999г. – в 8 регионах (Крым, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, Харьковская, Черновицкая области и г. Киев), в 2000г. – в 9 регионах (Крым, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, Харьковская, Херсонская, Черновицкая области и г. Киев).  Если такое превышение приурочено к определенному году, то его можно объяснить влиянием случайных факторов. Но следует определить модальные регионы, где данная тенденция воспроизводится из года в год: Крым, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, Харьковская, Херсонская, Черновицкая области, г. Киев. Причем  расхождение иногда достигает 25%. Например, в Киеве превышение расходов над доходами составило в 1997г. около 23%, в 1998г. – 14%, в 1999г. – 25%, в 2000г. – 13% . Такие тенденции, выявленные на основе данных официальной статистики, свидетельствуют о существенном  влиянии теневой экономики на потребительский рынок. То есть часть доходов остается непродекламированной с целью уменьшения налогового давления. Сравнительный анализ позволяет определить масштабы и влияние этого «параллельного мира» на исследуемую систему в определенном периоде.

Методика оценки территориальной дифференциации регионального потребительского рынка предусматривает определение степени сбалансированности спроса и предложения на региональном уровне, со сравнением регионального производства товаров народного потребления и регионального товарооборота на основе объемных  и качественных  показателей. Анализируя  динамику среднедушевого розничного товарооборота за 1997-2000гг., можно сделать вывод, что постоянно воспроизводится определенная тенденция  к повышению территориальной дифференциации данного показателя. Эта тенденция получает проявление в том, что только в Днепропетровской,  Запорожской, Харьковской областях и в г. Киеве в течение указанных 4х лет розничный товарооборот в расчете на душу населения был выше среднего уровня. В 2000г. в Киевской и в 1997г. – во Львовской областях данный показатель был ниже среднего, а в 1999 и 2000г. – в Полтавской, Черниговской областях и в г. Севастополе.

Постоянно воспроизводится  также тенденция к сохранению региональной структуры товарооборота в исследуемом периоде. Так, наибольший удельный вес в розничном товарообороте имеет г. Киев (15,09%55 – 1997г.; 14,72 – в 1998г.; 15,28 – в 1999г.; 14,28 – в 2000г.) при значительном превышении  общего среднего значения. За Киевом идет Донецкая область (приблизительно 10% в период с 1997 по 2000г.), причем среднедушевой показатель товарооборота ниже соответствующего общеукраинского показателя, и потому для характеристики уровня жизни в регионе следует рассмотреть во времени именно эти показатели в комплексе с относительными характеристиками. Далее идут Днепропетровская, Харьковская, Запорожская области, которые характеризуются превышением среднедушевых показателей товарооборота по сравнению с общеукраинскими. Анализ динамики производства потребительских товаров в расчете на душу населения по регионам свидетельствует: в течение данного периода в Винницкой, Киевской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской областях и в г. Киеве этот показатель превышал средний уровень.

 

3.2 Проблемы платежеспособности населения Украины

Украина официально признает существование у себя бедности (июль 2002 года). Так, статистики отмечают более высокий уровень образования населения в Киеве и Севастополе, а самый низкий - в Донецкой и Луганской областях, замечая, что лучшее образование позволяет человеку найти лучшую работу.  Наилучшей ситуация на рынке труда является в Киеве и Винницкой области, а наихудшая - в Волынской и Черновицкой областях.

Материальное благосостояние населения выше опять же в Киеве, средняя зарплата в столице составляет 548 гривен в месяц, а в Донецкой области (383 гривны в месяц), соответственно здесь более высоким является и уровень потребления, а наихудшая ситуация в Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой областях, для которых характерным является получение части общей прибыли населения в натуральной форме.                           

Госкомстат сейчас переходит  к оценке благосостояния граждан  не по уровню доходов, а по уровню расходов, которые в Украине, как правило, на 40% превышают официальные прибыли населения. По ее словам, полной картины бедности в Украине статистики пока не имеют из-за отсутствия отдельных данных. В последний раз количество бедных подсчитывалось в 1999 году и составляло тогда 27,8% населения Украины.

Сравнительная характеристика  потребительских  цен в начале и середине 2003 года

 На 2,8 процента снизились в августе 2003 года цены на продовольственные товары на потребительском рынке Украины, а на непродовольственные - существенно не изменились.

 На потребительском рынке Украины в августе цены на продовольственные товары в целом снизились на 2,8. 
Наиболее существенно (на 35,0-18,9%) подешевели картофель, овощи и фрукты, на 9,9-0,5% снизились в цене сахар, мука, крупы и бобовые, яйца, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия. В то же время на 7,6-0,9% подорожали мясо и птица, сливочное масло, табачные изделия, животные жиры, колбасные изделия и копчености, кондитерские изделия. 
Индекс цен на непродовольственные товары составил 100,0%. На 1,1-0,3% выросли цены на автомобили и автотовары, перевязочные материалы, мыло хозяйственное и туалетное, синтетические моющие средства. В то же время на 0,4-0,2% подешевели бензин, вычислительная техника и металлическая посуда. 
Цены (тарифы) на услуги выросли на 0,4%. Наиболее (на 2,0-0,6%) подорожали услуги высших учебных заведений, гостиниц, пансионатов, плата за канализацию, ремонт предметов личного пользования, техническое обслуживание автомобилей.  
Наибольшее повышение цен в августе зафиксировано в добывающей промышленности (на 2,0%). При этом в добыче неэнергетических материалов цены выросли на 2,8%, энергетических - на 1,6%. 
В обрабатывающей промышленности цены повысились на 1,1%. Больше всего (на 2,0-0,9%) выросли цены в металлургии и обработке металла, производстве кокса и продуктов нефтепереработки, древесины и изделий из нее, транспортного оборудования, целлюлозно-бумажной, полиграфической промышленности и издательском деле, пищевой промышленности и переработке сельхозпродуктов.  
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды цены снизились на 0,6%.

Размер минимальной заработной платы

90 грн. 

01.04.2000 –  30.06.2000 

118 грн. 

01.07.2000 – 31.12.2001

140 грн. 

01.01.2002 – 30.06.2002 

165 грн. 

01.07.2002 – 31.12.2002

185 грн. 

01.01.2003 – 30.11.2003 

205 грн. 

01.12.2003 – 31.10.2004 




 

 

 

 

 

(23) 
             Похоже, благосостояние нашего народа постепенно растет. И даже обгоняет (по данным Государственного комитета статистики) рост цен в стране. К примеру, в июле средняя зарплата увеличилась на 13 гривен - до 489 гривен 50 копеек. Напомним, что в июне средний заработок в Украине составлял 476 гривен 16 копеек, а в начале года - январе - 400 гривен 59 копеек.

Рост  цен за период, когда страна переживала продуктовый бум, вообще... не был  зафиксирован. Подсчеты показывают, что с начала года средняя зарплата увеличилась более чем на 22 процента. А инфляция, по данным Госкомстата, в январе--июле составила всего 4,5 процента. Причем в июне и июле (месяцах, когда мы пережили продуктовый бум) рост цен в стране официально вообще... не был отмечен. В первый месяц лета Госкомстат зафиксировал некоторое увеличение цен - на 0,1 процента, а в июле - снижение цен на те же 0,1 процента. Такой статистический парадокс объясняется тем, что при подсчете индекса учитывается стоимость более чем 200 видов товаров и услуг (в том числе парфюмерии, галантереи, книг, мебели, а также образования, услуг связи и транспорта). А на наших кошельках наиболее остро отражается изменение цен всего на десяток основных продуктов: хлеб, крупы, масло, молоко, мясо, яйца... И именно эти товары существенно подорожали к середине лета. Например, если к концу мая килограмм муки стоил от 1 гривни 80 копеек до 2 гривен 20 копеек, то к первой декаде июля - уже 3 гривни и более. А макароны и вермишель к июлю подорожали практически вдвое: на столичных рынках стоимость килограмма этого продукта подскочила с полутора до почти 3 гривен. В разгар ажиотажа килограмм самой дешевой вермишели стоил не меньше 2 гривен 80 копеек.

Таким образом, в начале нынешнего года средней зарплаты (400 гривен 59 копеек) хватало на 267 килограммов самых дешевых макарон. А вот на среднюю зарплату в июле (489 гривен 50 копеек) можно было купить уже только 170 килограммов. Впрочем, к августу (когда, собственно, выплачиваются заработки за июль) цены на крупы и сахар несколько снизились. Но зато на 30-40 копеек подорожали яйца.

Традиционно самые высокие  доходы были у финансистов: средняя  зарплата в этой сфере составила 1127 гривен 32 копейки. На втором месте  числятся транспортники и связисты - 704 гривни 75 копеек.

С июля государство увеличило оклады бюджетникам. В результате труд работников образования и здравоохранения стал оплачиваться несколько выше. Так, средняя зарплата у медиков выросла до 309 гривен 54 копеек (в начале года она составляла 228 гривен 40 копеек), а у педагогов - до 316 гривен 19 копеек (в начале года - 277 гривен 1 копейка). Самой низкооплачиваемой отраслью в нашей стране по-прежнему является сельское хозяйство: в июле средняя зарплата составила всего 220 гривен 2 копейки. Летом прошлого года средняя зарплата по стране превысила прожиточный минимум (хотя законодательство требует, чтобы прожиточный минимум превышала не средняя, а минимальная зарплата). С тех пор разрыв между этими социальными стандартами с каждым месяцем увеличивался. В июле средняя зарплата превышала прожиточный минимум для трудоспособного населения (365 гривен) более чем на 34 процента.

Информация о работе Потребительский выбор в условиях рынка