Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций
Знакомясь с каким-то новым учебным курсом, всегда интересно узнать, что там изучается. Другими словами, мы пытаемся определить, или сформулировать, предмет учебной дисциплины, предмет науки, которую мы начинаем постигать.
Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.
Во всех перечисленных формах распределения можно отметить одну важную особенность. Она состоит в том, что характер распределения зависит от собственности на средства производства и рабочую силу, или от собственности на факторы производства. Например, рабовладелец как собственник рабочей силы и земли получает значительно большую долю произведённого продукта, чем сам производитель; собственник плодородной земли как правило получает доход, называемый земельной рентой, даже не работая; в рыночной экономике владелец капитала получает прибыль на капитал, а владелец рабочей силы, наёмный работник, получает заработную плату. Учитывая решающую роль собственности в распределении произведённого продукта и в экономике в целом, необходимо более подробно рассмотреть это понятие.
В понятии собственности
различают две стороны: вещественную
и общественную, то есть социальную
сторону. С вещественной стороны
собственность - это те предметы потребления
и средства производства, которыми
владеют люди. Вместе с тем, понятие
собственности, возникает только тогда,
когда люди вступают в отношения
по поводу присвоения вещей. Приведём
упрощённую иллюстрацию этой идеи.
Робинзон Крузо, персонаж знаменитого
романа Д. Дефо, попав на остров после
кораблекрушения, просто пользуется тем,
что там находит. При этом нет
смысла определять своё отношение к
используемым им предметам как "моё",
"наше", "ваше". Но при появлении
Пятницы возникают
Таким образом, более глубокое
определение собственности
Собственность - это отношение между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления по поводу присвоения средств производства и предметов потребления.
В любой экономической
системе отношения
Потребление - это использование благ для удовлетворения человеческих потребностей.
В первом разделе настоящей главы была дана характеристика человеческих потребностей (рисунок 1.2.), где, в частности, выделялись производственные и непроизводственные потребности. Точно так же можно выделить производственное и непроизводственное потребление. Если производственное потребление входит в процесс производства и предполагает потребление средств производства, то непроизводственное потребление происходит за пределами процесса производства. Последнее предполагает потребление благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека и его семьи.
1.3. Проблемы эффективности
При определении предмета экономической теории мы выделили её центральную проблему - проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей, то есть проблему экономической эффективности. Эффективный означает результативный, приносящий наибольшую пользу обществу, наибольшее удовлетворение потребностей. Это самый общий подход к понятию эффективности. Более конкретно определение экономической эффективности предполагает сравнение затрат ресурсов и результатов экономической деятельности.
Экономическая эффективность - соотношение между затратами ресурсов, с одной стороны, и полученными результатами, то есть объёмом произведённых благ, с другой стороны.
Большее количество продуктов, полученное в результате одинаковых затрат ресурсов, означает большую экономическую эффективность.
Экономическое мышление - это мышление, направленное на определение экономической эффективности, выявление способов её повышения. Экономическое мышление оперирует прежде всего такими понятиями, как "затраты-результаты", "затраты-выпуск", "издержки-доход", "издержки-прибыль". В масштабах общества экономическая эффективность предполагает полную занятость имеющихся ресурсов и полный объём производства. Полная занятость ресурсов означает использование всех пригодных и доступных ресурсов. Полный объём производства - это наибольший объём произведённых благ при полном использовании ресурсов общества.
Проблему экономической
эффективности можно
Рассмотрим пример простейшей экономики, которая основана на двух важнейших человеческих потребностях, потребности в удовлетворении голода и потребности в отдыхе. (Как говорили древние, люди хотят "хлеба и зрелищ".) Это экономика, где имеются два вида ресурсов, например, тракторы и рабочая сила. Существует полная занятость ресурсов и производится полный объём продукции. Качество ресурсов не меняется.
Производятся два вида
благ - продукты питания, например зерно,
и развлечения, - уставшие земледельцы
иногда катаются на тракторах к озеру,
где можно отдохнуть и
При имеющихся ресурсах и
их полном использовании можно произвести
лишь определённый объём продуктов
и услуг, причём в определённой пропорции.
Если мы захотим больше отдыхать, тогда
мы будем вынуждены отвлекать
ресурсы, то есть трактора и людей, из
производства зерна, и количество произведённого
зерна при этом уменьшится. Таким
образом, всегда возникает проблема
выбора, выбора соотношения между
количеством зерна и
Эта простейшая экономика изображена на рисунке 1.7 в виде кривой производственных возможностей. Данные об объёмах производства зерна и развлечений приводятся также в Таблице 1.1.
На графике по вертикали отмечены объёмы производства продовольствия (производится зерно, в тоннах), а по горизонтали отмечены развлечения (количества поездок к озеру). Точки А, В, С, D, E - это разные объёмы производства двух благ при полном использовании ресурсов. Эти точки образуют кривую производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объёмы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.
Точка А на кривой производственных возможностей показывает, что все ресурсы общества направлены на производство зерна, и его произведено 300 тонн. Точка Е означает, что в обществе производятся только развлечения (40 поездок к озеру). Это крайние варианты производства. На практике общество выбирает промежуточные варианты, когда производятся и продукты питания, и развлечения. Все возможные объёмы производства на кривой производственных возможностей, в принципе, являются результатом эффективного использования ресурсов.
Линия производственных возможностей на рисунке разделяет две области. Область, лежащая под кривой, это варианты неэффективного использования ресурсов и неэффективного производства. В частности, в точке W мы имеем объёмы производства зерна и развлечений меньше возможных объёмов при данных ресурсах. (W - от английского слова Waste, означающего "потери".) Значит, часть ресурсов недоиспользуется. Возможно, что в силу каких-то причин существует безработица, и её результатом является недопроизводство продукции.
Перемещение экономики в
точку D кривой производственных возможностей
привело бы к увеличению производства
развлечений без привлечения
дополнительных ресурсов и без сокращения
производства зерна. В точке D достигается
эффективное использование
Ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.
Пространство над кривой
производственных возможностей - это
место точек с недостижимыми
объёмами производства при данных ограниченных
ресурсах, например, в точке U. (U - от
английского слова
Приведённая на графике и в таблице модель простейшей экономики позволяет также ввести такое важное экономическое понятие, как альтернативные издержки. Выше уже отмечалось, что при ограниченных ресурсах всегда существует проблема выбора, в каких объёмах производить блага. Если, например, мы будем увеличивать число развлечений, то мы не сможем это сделать, не уменьшив производство зерна. В частности, в точке В производится 275 тонн зерна и 10 поездок на озеро. Если мы захотим увеличить число поездок до 20, то при этом мы вынуждены будем сократить производство зерна до 210 тонн, ресурсы перемещаются из одной отрасли в другую. Увеличение числа поездок на 10 предполагает потерю производства зерна на 65 тонн. Непроизведённые 65 тонн зерна при переходе от одного уровня производства к другому (из точки В в точку С)-это и есть альтернативные издержки производства дополнительных 10 единиц развлечений (см. таблицу 1.1.).
Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.
При перемещении ресурсов
из производства продуктов питания
в индустрию развлечений, производство
последних растёт, а производство
зерна сокращается. Необходимо отметить,
что при этом альтернативные издержки
производства дополнительных единиц развлечений
увеличиваются. Это видно из таблицы
1.1., колонка 4. (Альтернативные издержки
рассчитывались как разница между
полными альтернативными
По мере увеличения объёма производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.
Отмеченная зависимость
объясняется тем, что ресурсы
не могут быть одинаково использованы
в разных отраслях. Технология отраслей
разная, и одинаковые ресурсы не
могут быть одинаково эффективны
в разных отраслях. Например, тракторы
в большей степени
Таким образом, ограниченность
ресурсов и неограниченность человеческих
потребностей делает необходимым экономически
эффективное использование
1.4. Метод экономической теории
Метод любой науки - это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.
Рассматривая выше предмет
экономической теории, мы выяснили,
что она изучает общие
Метод исследования зависит от предмета науки. Ясно, что в отличие от астрономии в экономике нельзя использовать телескоп или спектральные методы исследования. Больше того, экономика не является такой наукой, где в целях нахождения истины можно произвести лабораторные эксперименты. Какой же метод используется в экономической теории? С помощью каких инструментов можно, например, определить принципы функционирования рыночной экономики?
Вопрос о методе экономики
- это сложный и специальный
вопрос, интересный главным образом
для экономистов, и в меньшей
степени для студентов
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
Изучая, экономику и используя диалектический метод , экономисты опираются на следующие диалектические принципы:
всё развивается, поэтому
каждое экономическое явление
внутренними импульсами экономического развития являются противоречия разного уровня в рамках экономической системы.
Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.