Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:41, лекция
первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления. Экономические взгляды того времени как правило составляли элементы и отдельные положения более широких по своему общественному содержанию произведений. Истоками начальных экономических знаний являются папирусы Древнего Египта, вавилонские законы царя Хаммурапи и древнеиндийские трактаты. Также экономические заповеди содержатся в Библии и Коране. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греческих слов «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило или закон).
1.предмет, структура и функции экономики
2.методы экономического анализа
3.основные школы экономической мысли
Оболенцев Дмитрий Леонидович
Научприбор 9 этаж 904 кафедра
«Основы экономической теории» Смирнов и Бондарев
Предмет экономики и методы экономического анализа.
1.предмет, структура и
функции экономики
2.методы экономического анализа
3.основные школы экономической мысли
1. предмет, структура
и функции экономики
пербоначально экономическая мысль не
выделялась в виде отдельной формы мышления.
Экономические взгляды того времени как
правило составляли элементы и отдельные
положения более широких по своему общественному
содержанию произведений. Истоками начальных
экономических знаний являются папирусы
Древнего Египта, вавилонские законы царя
Хаммурапи и древнеиндийские трактаты.
Также экономические заповеди содержатся
в Библии и Коране. Происхождение самого
слова «экономика» берет начало от греческих
слов «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос»
(правило или закон). Первоначально экономика
рассматривалась как наука об управлении
хозяйством или как правила ведения хозяйства.
Со временем термин экономика приобрел
более широкое понятие, экономика стала
рассматриваться как народное хозяйство
в целом. В качестве самостоятельной дисциплины
экономика сформировалась лишь в 16-17 веках
вместе с возникновением капиталистического
строя в Англии, Франции, Италии и США.
В начале 17 века в научном обороте утверждается
термин политическая экономия. Политическая
экономия рассматривалась в то время как
наука о закономерностях развития хозяйства
на государственном уровне. В конце 19 века
в научном обороте появился новый термин
«экономикс». В нашей стране изучалась
политическая экономия и лишь с переходом
на рыночные отношения данная наука стала
называться экономикой или экономической
теорией.
Структура экономики
1.Введение в экономику
2.Микроэкономика
3.Макроэкономика
4.Введение в мировую экономику
5.История экономической мысли
Объектом экономики выступает хозяйственная и предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управлении предприятиями конкретно в природной и общественной средах.
Предметом экономики является проблема эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
Экономика связана со многими другими науками: математикой, историей, психологией, социологией и т.д.
Функции экономики
1.познавательная – описание,
обобщение и объяснение экономических
процессов.
2.прогностическая – способна не просто
объяснить прошлое и настоящее, но и предвидеть
будущие последствия проводимой политики.
3.практическая – обосновывает необходимость
определенных действий и определенного
экономического поведения людей.
4.методологическая – экономика служит
базой для ряда других экономических
наук.
2. Методы экономического анализа.
Метод (греч. «путь к чему-либо»).
Методология – это наука о методе, который
использует данная наука при изучении
своего предмета.
Основные методы
экономики:
1.метод научной абстракции – абстракция
предполагает, что все другие явления
за исключением того, которое сейчас изучается,
остаются неизменными.
2.метод обобщения состоит в очищении объекта
от всего случайного временного и определении
постоянных типичных черт и построении
общей, в том числе усредненной или наиболее
вероятной, характеристики.
3.анализ и синтез. Анализ это мысленное
разбиение анализируемого объекта на
части и изучение каждой его части отдельно.
Синтез представляет собой соединение
уже изученных частей предмета в единое
целое и получение знаний о предмете в
целом.
4.индукция и дедукция. Индукция это выведение
принципов и теорий из фактов. Факты собираются,
анализируются и на их основе строятся
принципы и теории. Индукция идет от
фактов к теории, от частного к общему.
Дедукция это выдвижение гипотез, которые
затем сопоставляются с фактами. Дедукция
идет от общего к частному, от теории к
частному.
5.функциональный анализ. Функции это переменные
величины, зависящие от других переменных
величин. Если одна переменная величина
вследствие определенных закономерностей
зависит от другой переменной величины,
то речь идет о функциональной зависимости
между этими явлениями.
6.позитивный и нормативный анализ. Позитивный
анализ исследует экономические явления
как они есть, нормативная экономика как
должно быть.
7.микро и макроэкономический метод. Микроэкономика
изучает выборы, совершаемые малыми экономическими
единицами (предприниматели, предприятия).
Макроэкономика изучает крупномасштабные
экономические явления (безработица, инфляция,
экономический рост).
8.экономикоматематическое моделирование
(графики, формулы, уравнения).
9.экономические эксперименты.
3. основные школы
экономической мысли
1.меркантилизм 15-17 вв.
2.физиократы 17-18 вв.
3.классическая экономическая
теория 18-19 вв. Смит, Рекард.
4.историческая школа 19-20вв.
5.политическая экономия трудящихся
19-20вв. Чернышевский, Ленин, Карл Маркс.
6.кейнсианство 20в. , Кейнс
7.монетализм 20 в.,Фридмен
Общественное воспроизводство как основа социально-экономического прогресса
1.экономический оборот
и общественное
2.производство – типы и структура
3.ресурсы производства и производственные
возможности
4.социально-экономический прогресс и
периодизация экономической истории
1. экономический
оборот и общественное воспроизводство
Воспроизводство – непрерывно
возобновляющийся процесс, включающий
в себя распределение, обмен и потребление
произведенных благ и услуг. Простое
воспроизводство – повторение процесса
производства в тех же самых масштабах
и на той же технической основе, при этом
объем и качество продукта в каждом последующем
цикле остаются неизменными. Расширенное
воспроизводство – повторение процесса
производства в увеличенном размере и
на более высокой технической основ, при
этом увеличивается объем произведенной
продукции и улучшается его качество.
Экономика каждого государства должна
стремиться к расширенному воспроизводству.
Расширенное воспроизводство подразумевает
экономический рост, то есть увеличение
совокупного продукта.
Экономический рост – это количественное
и качественное совершенство общественного
продукта за определенный промежуток
времени. Выделяются 2 типа экономического
роста: экстенсивный экономический рост
и интенсивный. Экстенсивный достигается
за счет использования большего количества
факторов производства, при этом прирост
продукции достигается за счет количественного
роста численности и квалификационного
состава работников, также за счет увеличения
мощности предприятия (увеличение установленного
оборудования). Интенсивный экономический
рост достигается за счет широкого использования
более эффективных и качественно-совершенных
факторов производства. Рост масштабов
производства обеспечивается за счет
применения более совершенной техники,
передовых технологий, достижений науки,
более экономичных ресурсов и повышения
квалификации работников.
Движение общественного продукта проходит
во времени по определенному кругу:
1.производство
2.распределение
3.обмен
4.потребление
производство – непосредственный процесс
создания продукта необходимого для существования
и развития человеческого общества.
распределение – определение доли и объема
продукта, поступающего в потребление
участником экономической деятельности.
Обмен – стадия движения общественного
продукта, которая доставляет произведенные
продукты субъектам экономической деятельности.
Потребление - удовлетворение потребностей,
конечный пункт и смысл производственной
деятельности.
Потребность – нужна в чем-либо необходимом
для поддержания жизни, развития личности
и общества в целом.
Виды потребностей:
1. Первичные (удовлетворяющие жизненно
важные нужды человека – еда, одежда, жилье)
и вторичные (все остальное).
2. Потребности в товарах и услугах.
Услуга в отличие от товара потребляется
в момент ее предоставления.
3.Потребности общества в средствах производства
(машины, станки), потребности общества
в предметах потребления (товары, непосредственно
удовлетворяющие потребности человека).
Все потребности имеют общее свойство
– они безграничны или неутолимы. Их нельзя
удовлетворить полностью, тем более они
постоянно умножаются (закон возвышающихся
потребностей). Конечной целью всей экономической
деятельности является максимальное неполное
удовлетворение потребностей.
2. Производство,
типы и структуры.
Производство – целесообразная деятельность
людей, направленная на удовлетворение
их потребностей. Результатом производства
является создание материальных и нематериальных
благ и услуг.
К материальному производству
относятся отрасли, создающие материальные
блага и услуги. Материальные блага:
промышленность, строительство, сельское
хозяйство. Материальные услуги: транспорт,
связь, торговля, общественное питание,
коммунальное и бытовое обслуживание.
К нематериальному производству относится
все, что связано с оказанием нематериальных
услуг и созданием нематериальных ценностей.
Нематериальные блага: духовные, нравственные
и культурные ценности. Нематериальные
услуги: здравоохранение, образование,
наука. Для современной экономики свойственно
быстрое развитие сферы услуг.
Услуга – вид целесообразной деятельности,
полезный результат которой проявляется
во время труда и связан с удовлетворением
какой-либо потребности.
3. ресурсы производства
и производственные возможности
Источником любого производства
являются ресурсы, которыми располагает
общество. Все ресурсы являются ограниченными,
возобновляемыми и невозобновляемыми.
Вся экономическая деятельность направлена
на преодоление ограниченности ресурсов.
Ресурсы – факторы, используемые для производства
экономических благ. Ресурсы производства
– совокупность природных, духовных и
социальных сил, которые могут быть использованы
в процессе создания товаров, услуг и иных
ценностей. Ресурсы непосредственно вовлечены
в процесс производства, называемые факторами
производства. Выделяют 4 основных фактора
производства:
1.материальные ресурсы – земля и капитал.
2.социальные ресурсы или людские ресурсы:
предпринимательские способности и труд.
1.Земля как фактор
производства имеет 3 значения:
-означает все используемые в производственном
процессе естественные ресурсы.
-является объектом хозяйствования и основным
средством производства в ряде отраслей
(добывающая промышленность, c/х и т.д.).
-в пределах всей экономики земля выступает
как объект собственности.
2.Капитал. В понятии
охватывает материальные средства производства
(здания, сооружения, транспорт и т.д.) и
финансовые ресурсы. Материальный капитал
является реальным. Финансовый капитал
– деньги, ценные бумаги и т.д. это средства,
которые могут быть использованы для закупки
оборудования, машин и других средств
производства.
3.Труд обозначает
все физические и умственные способности
людей, применяемые в процессе производства
товаров и услуг.
4. Под предпринимательской
способностью понимается особый вид человеческих
ресурсов заключающийся в способности
наиболее эффективно использовать все
другие факторы производства.
Собственники экономических ресурсов предоставляют их в пользование предпринимателям за определенную плату . Плата за пользование природными ресурсами называется рента. Плата за пользование капиталом – процент. Плата за использование труда – зарплата. Плата за пользование или выполнение предпринимательских способностей – прибыль или убыток.
Производственными возможностями
общества называют наибольший объем
производства, который достигается
при полном использовании ограниченных
ресурсов. Для анализа производственных
возможностей общества рассмотрим гипотетическую
экономику, в которой выполняются
следующие условия:
1.производится только 2 альтернативных
товара: товар X (предметы потребления)
и товар Y (средства производства).
2.количество ресурсов постоянно.
3.технология производства постоянна.
4.экономика работает эффективно, то есть
в условиях полной занятости и полного
объема производства.
Полная занятость это использование всех
природных ресурсов, то есть отсутствие
безработицы, незанятых производственных
мощностей, пустующих с/х земель и т.д.
Полный объем производства это ситуация,
в которой при наличном уровне знаний
и количестве производительных ресурсов
невозможно произвести большее количество
одного товара, не жертвуя при этом возможностью
произвести некоторое количество другого
товара.
Абсолютно все ресурсы данного общества
направлены на производство товара X. При
этом будет произведено 15 единиц товара
X, товара Y произведено ноль. Другая альтернатива
это все ресурсы общества направлены на
производство средств производства, то
есть товара Y, при этом будет произведено
5 единиц товара Y, при этом предметов потребления
произведено не будет. Однако, для полноценного
общества необходимы как предметы потребления,
так и средства производства. Альтернативные
издержки любого блага это то количество
другого блага, которым надо пожертвовать,
чтобы получить дополнительную единицу
данного блага. Для того чтобы начать выпуск
товара Y данному обществу необходимо
сократить производство товара X, а высвободившиеся
ресурсы направить на производство товара
X.
4.Социально –экономический
процесс и периодизация экономической
истории.
Основным критерием при периодизации
экономической истории является технический
прогресс. Данный подход называется технологическим
. Одну эпоху хозяйственного прогресса
от другой отделяют технические революции,
которые коренным образом меняют тип средств
производства, вызывая перемены в общественном
развитии и разделении труда. Выделяют
3 периода в экономике:
1.доиндустриальная стадия экономики
2.индустриальная стадия
3.постиндустриальная стадия
Доиндустриальная производства характеризуется:
преобладание в экономике сельского хозяйства,
трудоспособное население занято сельскохозяйственными
работами (земледелие и животноводство),
господство ручного труда, слабое разделение
труда и преобладание натурального хозяйства,
неразвитые простейшие потребности.
Переход к индустриальной экономике связывают
с промышленной революцией конца 18 начала
19 веков. Суть этого переворота – замена
ручного труда машинным. Индустриальная
стадия производства характеризуется:
главная сфера экономики это машинное
производство, промышленное преобразование
всех отраслей экономики, широкое использование
машин, основная масса трудоспособного
населения работает в промышленности,
ускоренное развитие разделения труда,
что в свою очередь ускоряет развитие
товарно-денежного хозяйства, рост населения
городов, развитие потребностей следующие
за развитием производства.
Постиндустриальную эпоху связывают с
НТР 40-50 годов 20 века. Характеристика:
-развивается специфическая сфера экономики
– сфера услуг, где занято свыше 80 % трудоспособного
населения,
-наука рассматривается как непосредственно
производительная сила,
-повышается значение информации,
-автоматизируется физический и умственный
труд,
-повышается роль научных работников,
высококвалифицированных специалистов,
растет штат управленческого аппарата,
растет значение новых технологий, позволяющих
бережнее использовать ресурсы и повышать
качество продукции,
-экономика стремится к удовлетворению
растущих потребностей общества.
Наряду с технологическим
подходом к периодизации экономической
истории выделяется формационный подход.
Суть данного подхода заключается
в смене способов производства и
формаций в результате развития производительных
сил общества и экономических
отношений. Согласно данной периодизации
в экономической истории выделяются 5
способов производства:
1.первобытнообщинный
2.рабовладельческий
3.феодальный
4.капиталистический
5.коммунистический
Каждому обществу был присущ свой особый
способ производства, особый тип производственный
или экономических отношений, который
определялся в первую очередь через отношения
собственности.
Человеческий капитал и качество жизни
1.Постиндустриальное общество
и роль человеческого капитала
в экономике.
2.Формирование, оценка и накопление человеческого
капитала (ЧК).
3. Качество жизни, оценка и сравнительный
анализ.
1. Постиндустриальное
общество и роль человеческого капитала
в экономике.
Постиндустриальная экономика получила
также название: современное экономическое
пространство, информационное общество,
оптимальное общество и т.д. Основной его
особенностью является бурное развитие
сферы услуг. В странах лидерах и экономической
мощи за последние десятилетия изменилась
отраслевая структура занятости и бизнеса
(в США в сфере услуг в 70-е годы было занято
65% работающих, в настоящее время свыше
90%). Целостный вид теория ЧК получила
в работах экономистов Чикагской школы
Шульца и Беккера.
Человеческий капитал – накопленный запас
здоровья, знаний, способностей, культуры,
опыта, целесообразно используемые для
производственной деятельности по созданию
продукции и услуг, увеличивая доходы
человека, предприятия и всего общества.
Особенности ЧК:
-человеческий капитал формируется конкретным
человеком и неотделим от живой человеческой
личности. Обособляться и отчуждаться
могут лишь продукты умственного и физического
труда, а не способности к их созданию.
-здоровье, знание, способности и опыт
накапливаются и выступают как определенный
запас или потенциал, требующий сохранения
и воспроизводства.
-формирование индивидуального ЧК занимает
большой период жизни от 18 до 25 лет и требует
значительных затрат. От 100 до 300 тысяч
долларов .
-инвестиции (вложения) в формирование
и накопление ЧК осуществляют семья, сам
человек, предприятия, государство.
Виды ЧК.
1.капитал здоровья – физическая сила,
выносливость, работоспособность, иммунитет
к болезням, период активной трудовой
деятельности.
2.трудовой капитал – знания и профессиональные
способности выполнять конкретную работу.
3.интеллектуальный капитал, главным являются
продукты интеллектуального капитала.
4.организационно предпринимательский
капитал – это способности к выработке
плодотворных бизнес идей, предприимчивость
и решительность, организаторские таланты,
владение коммерческими секретами.
5. Культурно нравственный капитал - порядочность,
деловая этика, нравственность и культура.
Информация о работе Предмет экономики и методы экономического анализа