Предмет экономики и методы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:41, лекция

Краткое описание

первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления. Экономические взгляды того времени как правило составляли элементы и отдельные положения более широких по своему общественному содержанию произведений. Истоками начальных экономических знаний являются папирусы Древнего Египта, вавилонские законы царя Хаммурапи и древнеиндийские трактаты. Также экономические заповеди содержатся в Библии и Коране. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греческих слов «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило или закон).

Содержание

1.предмет, структура и функции экономики
2.методы экономического анализа
3.основные школы экономической мысли

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_lektsii (1).docx

— 150.96 Кб (Скачать файл)

Рыночный экономический  оборот

 
 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

По характеру взаимодействия государства с другими субъектами данной модели выделяются 5 моделей  экономики: 
1.американская модель 
2.европейская модель 
3.японская 
4.латиноамериканская 
5.африканская

Спрос и предложение

1.Спрос:содержание и факторы. Закон спроса. 
2.предложение:содержание и факторы. Закон предложения. 
3.рыночное равновесие, равновесная цена (см.выше).

1.Спрос:содержание и факторы. Закон спроса. Цена на рынке складывается под воздействием спроса и предложения. Спрос формируют потребители (покупатели), предложение осуществляют продавцы. Цена определяется в результате конкуренции между производителями и продавцами. Рассмотрим функционирование рынка на примере рынка апельсина: 

Цена за кг апельсинов, рубль

Количество апельсинов, на которые предъявлен спрос, кг

Количество предлагаемых апельсинов, кг

Избыток (+), нехватка (-), кг

1

10 000

500

-9 500

2

7 000

3 000

-4 000

3

4 250

4 250

0

4

2 500

5 000

+2 500

5

1 250

5 500

+4 250


Спрос показывает количество продукции, которое потребители купят по разным возможным ценам в течение определенного периода. По данным таблицы построим кривую спроса  D

Кривая спроса D выражает обратную связь между ценой апельсинов и величиной спроса на них. Снижение цены на апельсины  ведет к возрастанию  величины спроса на апельсины и наоборот. Экономисты характеризуют эту обратную связь как закон спроса ,т.е.повышение цены на продукт ведет к снижению спроса.

Следует различать “изменение в величине спроса“ и “изменение в спросе“.

Изменение в величине спроса выражается перемещением вдоль кривой спроса DD от одной точки к другой, означающей  комбинацию «цена-количество». Причина перемещения – изменение цены товара.

Изменение в спросе выражается в смещении кривой спроса DD под воздействием неценовых факторов:

1) вкусы покупателей;

2) их доходы;

3) цены на товары-заменители;

4) число потребителей  на рынке;

5) инфляционные ожидания.

 Под влиянием неценовых  факторов кривая DD сместится влево-вниз от DD к D1D1, когда спрос уменьшается, или вправо-вверх от DD к D2D2, когда спрос увеличивается.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6.2 Изменение спроса на яблоки

Например, увеличение доходов  потребителей способствует увеличению спроса и сдвигу кривой вправо. И  наоборот, снижение доходов способствует уменьшению спроса и сдвигу кривой влево.

2.предложение: содержание и факторы.  Закон предложения. 
предложение, которое показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам (при неизменности всех других параметров) в течение определённого периода. Предложение выражает ряд альтернативных возможностей и его можно изобразить в   виде кривой SS. 

Рис.6.3 Кривая предложения  яблок SS

 

Кривая предложения SS является восходящей, так как показывает положительную  или прямую связь между ценой  яблок и предлагаемым их количеством. С повышением цен величина предложения  возрастает, со снижением цен - уменьшается. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он показывает, что производители хотят произвести и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене и меньшее - по низкой цене.

 Кривая предложения  SS имеет форму восходящей линии  по следующим причинам:

1) более высокая цена, по которой реализуется произведенная  продукция, увеличивает выручку  и прибыль, что стимулирует  производителя расширять производство  продукта;

2) производство подвержено  действию закона убывающей предельной  производительности, согласно которому  увеличение производства какого-либо  товара в условиях ограниченности  ресурсов увеличивает издержки  его производства, а значит, и  его цену.

 Так же как и  при анализе закона спроса, следует  различать “ изменение в величине предложения “ и “ изменение в предложении “.

 Изменение величины  предложения вследствие изменения  цены яблок вызывает передвижение  на неизменной кривой предложения  SS от одной точки, выражающей  комбинацию «цена-количество», к  другой. Например, рост цены яблок  с 3-х рублей до 4-х за кг увеличивает величину предложения яблок с 4250 до 5000 кг (рис.6.4).

 Изменение в предложении  означает смещение кривой SS вправо-вниз, когда предложение увеличивается под влиянием неценовых факторов, или влево-вверх, когда предложение уменьшается под влиянием тех же факторов.

 Неценовые факторы  предложения:

1) цены на ресурсы; 

2) технология производства;

3) налоги и дотации;

4) ожидания изменения  цен;

5) число продавцов на  рынке.

 Рассмотрим воздействие  на кривую предложения одного  из перечисленных неценовых факторов. Например, снижение цен на ресурсы  уменьшает издержки и увеличивает  предложение, что выражается сдвигом  кривой SS вправо от SS к S1S1.

Повышение цен на ресурсы  увеличивает издержки, сокращает  прибыль, производство и предложение  яблок. Поэтому кривая SS смещается  влево от SS к S2S2.

 

3.Рыночное равновесие и равновесные  цены

 

Теория эластичности 
1.Эластичность спроса. 
2.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность по доходу. 
3.Эластичность предложения. 
1.Эластичность спроса. 
Эластичность – это степень чувствительности потребителей и производителей к изменению цены товара. Согласно закону спроса потребители при увеличении цены готовы приобретать меньшее количество товара. Однако, в некоторых случаях данный закон не действует, пример: увеличение цены на хлеб не приведет к уменьшению спроса на него. Выделяют товары первой необходимости: хлеб, молоко и т.д. и предметы роскоши. Спрос на товары первой необходимости не эластичный, спрос на предметы роскоши эластичный. Если изменения в цене на продукт приводят к значительному изменению в количестве покупаемого продукта, такой спрос эластичный. Если существенные изменения в цене на продукт приводят к незначительному изменению в количестве спрашиваемой продукции или совсем не меняется, то такой спрос неэластичный. Степень чувствительности потребителей на изменение цены и количества спрашиваемой продукции измеряют с помощью коэффициента эластичности спроса по цене. ЕD числитель - процентное изменение количества спрашиваемого продукта, знаменатель - процентное изменение цены данного продукта. 
ЕD=(Q2-Q1/Q1): (P2-P1/ P1) 
Р2, Р1 – цена продукции в начальной и конечных точках 
Q2,Q1 - количество продуктов в начальной и конечных точках. 
Так как кривая спроса является низходящей, то ЕD будет отрицательным. Принято его брать по модулю. 
Подсчитаем ЕD в случае роста цены, Р1=1, Р2=2, Q1=2, Q2=1.  
ЕD=0,5 это говорит о том что рост цены на 1% снижает спрос на 0,5%. 
Подсчитаем ЕD в случае снижения цены. 
Р2=1, Р1=2, Q2=2,Q1=1. 
ЕD=2 по модулю. Это значит что снижение цены на 1%, увеличивает спрос на 2%. 
Если ЕD<1, то спрос неэластичный, если ЕD>1, то эластичный, если ЕD=1 – единичной эластичности. ЕD стремится к бесконечности – совершенно эластичный спрос. Иногда для определения коэффициента эластичности спроса по цене исп.формула дуговой эластичности, в которой в качестве исходной базы вычисления берутся средние значения цены и количества спрашиваемой продукции.  
 
Простейший способ проверить эластичным или неэластичным является спрос это проверить, что происходит с выручкой в случае изменения цены продукта: 
1.Если спрос эластичный, то уменьшение цены приведет к увеличению выручки.  
2.Если спрос неэластичный, то уменьшение цены приведет к уменьшению выручки.  
Оценка эластичности по показателю общей выручки 

Количество спрашиваемого  продукта, Q

Цена, Р

Общая выручка, Q*P

Оценка эластичности по показателю общей выручки

Коэффициент эластичности ED

2000

5

10 000

-

 

4000

4

16 000

эластичный

7000

3

21 000

эластичный

11000

2

22 000

эластичный

16000

1

16 000

неэластичный


Факторы ценовой эластичности: 
1.Наличие товаров заменителей. Спрос на продукт тем эластичнее, чем больше заменителей он имеет.  
2.Удельный вес в бюджете потребителя. Спрос тем эластичнее, чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя. 
3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы необходимости неэластичен, а эластичен на предметы роскоши. 
4. Фактор времени. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения.

2.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность по доходу. 
Спрос также зависит от цен на другие товары. Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить насколько чувствителен спрос на первый товар или товар Х к изменению спроса на другой товар или товар У.  
Формула перекрестной эластичности:

 

 

процентное изменение количества спрашиваемого продукта Х

Еху = -----------------------------------------------------------------------------------------

процентное изменение цены продукта У

Еху=(Q2-Q1/Q1): (P2-P1/ P1) 
Еху позволяет определить взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми являются товары. Если коэффициент Еху имеет положительное значение, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми. Если коэффициент Еху имеет отрицательное значение, продукты Х и У взаимодополняемы или идут в комплекте. Нулевой или почти нулевой коэффициент Еху свидетельствует о том, что продукты независимы друг от друга. 
Спрос зависит также от дохода потребителя.  
Степень эластичности спроса относительно дохода (ЕI) измеряется следующим образом:

 

 

процентное изменение количества спрашиваемой продукции

EI= -----------------------------------------------------------------------------------------

процентное изменение дохода

 

 

Позволяет измерить процентное изменение спрашиваемой продукции, обусловленное процентным изменением дохода потребителя. 
ЕI=(Q2-Q1/Q1): (I2-I1/ I1). 
Если ЕI<0, то это указывает на то, что происходит снижение дохода потребителя и спрос переключается на товары более низкого качества. 
3.Эластичность предложения. 
Предложенная продукция реагирует на изменение цен, если предложение чувствительно к цене – эластично. 
ЕS = (Q2-Q1/Q1): (P2-P1/ P1

процентное изменение предлагаемой продукции

ES= -----------------------------------------------------------------------------------------

процентное изменение цены

 

Фактором, влияющим на изменение  предложения, является количество времени, имеющееся у производителя для  того, чтобы отреагировать на изменение  цены продукта. Чем продолжительнее  это время, тем  больше изменяется объем производства и тем эластичней предложение. 
3 периода времени: 
-кратчайший – за этот период не успевает отреагировать на изменение цены продукта 
-краткосрочный – производитель сможет использовать свои производственные мощности более интенсивно 
- долговременный – период от 1 года до бесконечности, достаточный период для реакции отреагирования. 

Конкуренция и  ее роль в развитии деловой активности предприятия 
1.понятие конкуренции 
2.основные модели рыночной конкуренции 
3.экономическая состоятельность предприятий 
1.понятие конкуренции 
Движущие силы прогресса в рыночной экономике является конкуренция, под которой понимаются соперничества между субъектами рыночного хозяйства за выгодное положение и лидерство на рынках. Продавцы стремятся привлечь покупателей рекламой, качеством обслуживания, широким ассортиментом и качеством товаров и услуг, добиваясь увеличения своей доли в объеме продаж. Конкуренция покупателей ведется за выбор качественных товаров по доступным ценам и проявляется в наличии очередей за покупками. Главная сфера конкурентной борьбы это производство товаров или конкуренция товара производителей. Именно в производстве закладываются преимущества издержек, а значит по возможности и снижение цены. Фирмы, лидирующие по качеству товаров и ценам, занимают ведущее положение на рынках. Гонка за лидером вынуждает соперничающие предприятия разрабатывать и внедрять новшества в технологиях производства, обновлять ассортимент продукции, искать новые каналы и формы сбыта. Конкуренция способствует НТП и росту производительности общественного труда. Для потребителей и общества предпочтительна свободная конкуренция, способствующая росту качества жизни и экономическому прогрессу. Поэтому в большинстве стран с развитой рыночной экономикой действует законодательство, благоприятствующее свободной рыночной конкуренции и ограничивающие проявление монополизма.  
Положительное влияние конкуренции заключается в достижении: 
1.равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда. 
2.многообразия товаров и разнообразие потребностей, что способствует улучшению качества жизни населения.  
3.экономии в расходовании ограниченных ресурсов в нахождении более выгодных сфер и отраслей вложения капитала. 
Однако, конкуренцию нельзя идеализировать, так как каждый конкурент хочет стать монополистом и поэтому наблюдается тенденция монополизации многих отраслей бизнеса, от искусственной монополии на местных рынках через сговор в поддержании высоких цен до возникновения монополий, концентрирующих производство и сбыт продукций на глобальных рынках.  
2.основные модели рыночной конкуренции 

Информация о работе Предмет экономики и методы экономического анализа