Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 19:41, лекция
первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления. Экономические взгляды того времени как правило составляли элементы и отдельные положения более широких по своему общественному содержанию произведений. Истоками начальных экономических знаний являются папирусы Древнего Египта, вавилонские законы царя Хаммурапи и древнеиндийские трактаты. Также экономические заповеди содержатся в Библии и Коране. Происхождение самого слова «экономика» берет начало от греческих слов «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило или закон).
1.предмет, структура и функции экономики
2.методы экономического анализа
3.основные школы экономической мысли
Рыночные условия |
Типы рыночного поведения | |||
Свободная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | |
Число конкурирующих фирм |
Большое |
Среднее |
Несколько крупных |
одна |
Требования к качеству товаров и услуг |
Стандартные |
Наличие особых качеств |
Фирменное качество |
Приоритет технологии, уникальность продукции |
Условия открытия бизнеса |
Свобода предпринимательства |
Ограничения на бизнес |
Большие затруднения на бизнес |
Недоступность отрасли для бизнеса |
Характер рыночной информации |
Открытость и доступность |
Ограничения и коммерческие секреты |
Фирменные информационные системы |
Закрытость и доступ по разрешению или по закону |
Равносильная позиция потребителей |
Суверенитет потребителя |
Организации потребителей |
Олигопсония, законы о защите прав потребителей |
Монопсония, законы об ограничении монополий |
Характер конкуренции |
Совершенная (чистая) конкуренция |
Несовершенная конкуренция, необходимость общественного и государственного регулирования | ||
Примеры |
Рынок продовольствия |
Рынок одежды, обуви, мебели |
Рынок автомобилей, аудио, видео техники |
Рынок газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок |
Из всех видов монополии выделяются
естественные монополии, существующие
в отраслях деятельности, использующих
невоспроизводимые ресурсы или
поставляющих продукцию для стратегических
потребностей и не допускающих издержек
конкуренции. По закону РФ "Об естественных
монополиях" (1995 г.), к естественным
монополиям отнесены:
Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.
3.экономическая
состоятельность предприятий.
Конкурентную борьбу ведут
конкретные предприятия, имеющие разный
конкурентный потенциал или конкурентоспособность.
По рыночной позиции выделяются три группы
предприятий: фирмы-лидеры, средние и отстающие,
или аутсайдеры.
Критерии состоятельности |
Рыночные позиции | |||
Лидеры |
Типичные |
Аутсайдеры | ||
способные выжить |
банкроты | |||
1. Производственная |
Новые технологии и лидерство в обновлении ассортимента продукции |
Типичные технологии и продукция массового спроса |
Возможность реконструкции и обновления бизнес-линий |
Невозможность реструктуризации |
2. Рыночная состоятельность |
Растущая доля на рынке, длительные договоры поставок |
Устойчивая доля на рынке |
Снижающаяся доля на рынке |
Отсутствие заказов и сбыта |
3.Финансовая состоятельность |
Рентабельность более 20% Ликвидность более 200% Наличие предоплаты заказов |
Рентабельность +(-) 10% от средней по отрасли Ликвидность 100-200 % Нормальные взаиморасчеты |
Самоокупаемость издержек Ликвидность от 0 до 100% Способность оплаты долгов |
Длительная убыточность и невозможность оплаты долгов |
4. Социальная состоятельность |
Растущая заработная плата и дивиденды, содержание социальной сферы, благотворительность. |
Устойчивая оплата труда и дивидендов, необходимые социальные расходы |
Долги по зарплате, отсутствие дивидендов и социальных расходов |
Низкая зарплата с задержкой выплаты, сокращение персонала, потеря акционеров. |
Основой экономической состоятельности
предприятий является рост деловой
активности по всем направлениям экономической
работы: в совершенствовании
Под деловой активностью понимаются созидательные способности предприятия обеспечивать устойчивую конкурентоспособность и экономическую состоятельность, добиваясь роста объемов производства и сбыта продукции и т.д. Производственная активность заключается в своевременном обновлении основного капитала, обеспечении полной технологической загрузки оборудования, полной и продуктивной занятости персонала при лидерстве в производительности труда и капитала.
Инновационная активность предприятия заключается в опережающем жизненном цикле технологий и продукции. Инвестиционная активность предприятия состоит в поиске и привлечении необходимых инвестиций на осуществление производственных, инновационных и коммерческих проектов. Коммерческая активность предприятия заключается в проведении активной маркетинговой стратегии, в формировании гибких сбытовых структур, в грамотной ценовой политике, в умелой практике конкурентной борьбы, в создании сервисных систем по обслуживанию потребителей, по изучению и формированию их потребностей.
Предпринимательская деятельность. Теория фирмы
1.предпринимательство: его принципы и формы.
2.Теория фирмы.
3.Жизненный цикл предприятий. Функции
менеджмента.
1.предпринимательство: его принципы и формы.
Центральной фигурой рынка
выступает предприниматель и
его предприятие.
Предприниматели – это предприимчивые
люди, открывающие и ведущие на свой риск
предприятия (бизнес).
Предприимчивость – способность человека
или группы людей правильно оценить проблему
и ситуацию, ее породившую, предложить
решение этой проблемы и как правильно
выполнить это решение.
Характеристика
- инноватор, внедряющий
новые продукты, новые технологии, новые
способы организации дела, новые формы
продвижения товаров на рынках.
- организатор дела. Подчинить свою жизнь бизнес-идее, подобрать квалифицированный персонал, найти инвестиции, преодолеть все барьеры на пути к успеху может только высокоорганизованный человек.
- хороший хозяин. Сбережение и приумножение собственного капитала, ответственное использование заемного или акционерного капитала, бережливость и экономия, органическая неприязнь к расточительству и неэффективности ведут к увеличению собственности и богатства.
- умеет разумно рисковать. Неопределенность будущего, конкурентная борьба, природные и техногенные катаклизмы делают предприятия (бизнес) рисковыми. Предвидение и трезвая оценка риска, наличия резерва и страховых гарантии, уменьшают вероятность разорения и банкротства.
- энергичный и волевой человек. Иначе не преодолеть множество трудностей в деле, не убедить инвесторов и акционеров в эффективности своих бизнес-проектов, не поддержать напряженный ритм труда и деловых взаимосвязей.
Предпринимательская деятельность
ведется с образованием юридического
или физического лица.
Физическое лицо – индивидуальный предприниматель.
Юридическое лицо – организация или предприятие.
“Юридическим лицом”
признается организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Юридические лица должны иметь
самостоятельный баланс или смету (Статья
48, ГК РФ).
Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, получают статус коммерческих предприятий. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Организации, создаваемые
непосредственно для
По формам собственности
на капитал выделяются частный, партнерский,
корпоративный и общественно-
Частный бизнес организуется отдельным человеком или семьей. Коллективным предпринимательством занимаются два и более человека в форме товарищества (партнерства) или кооператива. Корпорации в развитых странах выступают преобладающей формой бизнеса, концентрируя 60-70% капитала и объемов производства. Чаще всего корпорации образуются в форме акционерных обществ или холдинговых компаний. В корпорациях четко распределены имущественные права собственников-акционеров, распорядительные полномочия наемных менеджеров (директоров), личные правомочия по управлению фирмой.
Общественно-представительский бизнес – государственные или муниципальные предприятия, а также предприятия общественных предприятий.
По объемам капитала и доле на рынках различают мелкий, средний и крупный бизнес. Малые предприятия – до 100 работников, средние 100-1000, крупные – свыше 1000.
2.Теория фирмы.
Фирма – достаточно долго работающее
на рынке предприятие, имеющее устойчивую
долю на рынке, постоянных покупателей
своей продукции, высокое качество продукции.
Функционирование каждого предприятия
или фирмы можно представить в виде структур.
Технологическая структура предприятия:
Экономическая структура предприятия:
Социальная структура предприятия:
Теория фирмы призвана выработать четкие рекомендации по реформированию предприятий как важнейшего направления экономических реформ. Цель реформирования предприятий заключается в повышении рыночного потенциала, его конкурентоспособности и социальной привлекательности.
Коммерческая привлекательность предприятия заключается в увеличении спроса на его продукцию (услуги) и, соответственно, рост портфеля заказов или рыночной ниши.
Инвестиционная привлекательность предприятия достигается ростом рентабельности всех бизнес-линий, а значит, повышением цены акций, облигаций и других корпоративных ценных бумаг.
Социальная привлекательность фирмы проявляется в устойчивости кадров специалистов и квалифицированных рабочих, в возможности привлечения дефицитных специалистов, в здоровом морально-психологическом климате и наличии высокой технологической и трудовой дисциплины.
Если привлекательность предприятия для партнеров и инвесторов снижается, то вполне реально нарастание кризисных проявлений вплоть до банкротства и ликвидации предприятия.
3.Жизненный цикл
предприятий. Функции
В странах с развитой рыночной экономикой функция управления деловыми организациями получила название менеджмент, а специалисты по управлению – менеджеры.
Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация персонала, контроль.
Планирование деятельности предприятия включает в себя выработку стратегического плана на несколько лет вперед. Планирование бывает текущее, оперативное и стратегическое. Стратегия и цели фирмы позволяют формировать организационные структуры управления. Мотивация персонала осуществляется через выбор эффективной системы оплаты труда, создания систем продвижения работников или служебного роста, поощрения предприимчивости и творчества. Контроль – деятельность любого предприятия невозможна без контроля всех направлений.
Капитал предприятия
1.Капитал предприятия и его воспроизводство.
2.Кругооборот
и оборот капиталов
3.Структура капитала предприятия.
1.Капитал предприятия и его воспроизводство.
Капитал - одна из важнейших экономических категорий, сложное и многогранное понятие, которое в самом общем виде определяется как блага, использование которых позволяет увеличивать производство будущих благ. Капиталу как главному элементу производства посвятили свои исследования многие экономисты, которые различно трактовали его сущность и содержание.
Французские физиократы (Ф. Кенэ) считали капиталом землю. Классическая экономическая теория (А. Смит) отождествляла капитал со средствами и факторами производства. Политическая экономика трудящихся (К.Маркс) определяла капитал как стоимость, приносящую прибавочную стоимость при использовании труда наемных рабочих. Современные экономисты обращают внимание на способность капитала приносить доход, т.е.на его производительную силу как источник процентов.
Информация о работе Предмет экономики и методы экономического анализа