Предпринимательская деятельность: общемировые тенденции и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Исходя из поставленной цели, в представленной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе развития общества.
2) Изучить государственное регулирование предпринимательской деятельности в России (нормативные акты, порядок и условия регулирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики 3
1.1. Понятие предпринимательства. Условия формирования предпринимательской деятельности 3
1.2. Формы организации предпринимательства 8
2. Порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и за рубежом: понятие и особенности 12
2.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России 12
2.2 Особенности регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства за рубежом 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Ф 11041207 (о) Кур.р. Микроэкономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается хозяйственное общество в случае, если другое, преобладающее или участвующее, общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества, или 20% уставного капитала, общества с ограниченной ответственностью.

Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских  предприятий являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии.

В производственном кооперативе  объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива могут быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

Учредительным документом производственного кооператива  служит его устав, утверждаемый общим  собранием его членов. Важной особенностью производственного кооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предпринимательских (коммерческих) предприятий стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия  неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия  или другими лицами.

В форме унитарных  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия. Имущество  государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием.

 

 

 

2. Порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и за рубежом: понятие и особенности

2.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России

 

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательской деятельности (предпринимательства), меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления государства, а также в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод (для предпринимателей выгода – это, прежде всего, прибыль). Правительство каждой страны имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, а механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят1:

-·разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

-·повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек (полных затрат предпринимателей);

-·ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий на территории Российской Федерации;

-·создание благоприятных условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, а также контроль за соблюдением правил конкуренции;

-·обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой политики и управления денежной эмиссией;

-·сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

-·содействие росту накопления капиталов и стабильному развитию;

- сдерживание инфляции экономическим путем - снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

-·обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования найма и оплаты труда;

-·поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения России уровня дифференциации и распределения доходов2.

Следует отметить, что  направления, формы и механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности подвержены постоянным изменениям, при этом носят гибкий характер и их реализация осуществляется через соответствующие органы – законодательные, исполнительные, содействующие в зависимости от характера деятельности и выполняемых функций. Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и сходных процессов. Тенденция к созданию глобальных форм государственного регулирования отражает стремление максимально реализовать в пользу крупнейших фирм достижения научно-технической революции, вызвавшей качественные изменения в структуре производства развитых стран, увеличивших их экономическую взаимозависимость 3.

Характеризуя государственное  регулирование экономики (в том числе предпринимательской деятельности) в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Сегодня его основными задачами являются 4:

- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых инновационных отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств (особенно специфических и новых товаров);

- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива;

- укрепление положения в приоритетных и прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, а также развитие новых форм связей между ними;

- регулирование направлено на повышение эффективности производства, акцент переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.

Довольно существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Большое значение в 80-е  годы в России приобрели целевые программы отраслевого регулирования производства. Они отличаются тем, что финансовые ресурсы государства и ресурсы частных компаний направляются на развитие новых приоритетных отраслей экономики, а также на решение проблем энергетики, реорганизацию и модернизацию традиционных отраслей. Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового (народного) хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров); разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в т.ч. и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей5.

Важным направлением государственного регулирования предпринимательства является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Не менее важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений (или кризиса) 6.

Все большее значение приобретают программы льготного  кредитования и субсидирования определенных отраслей народного хозяйства, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу (предпринимателям) обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших  функций государственного регулирования предпринимательской деятельности – это разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны. Относительно новой функцией государственных органов стала разработка политики в области оказания технической помощи развивающимся странам и обеспечения правовой базы этой помощи путем заключения межправительственных соглашений с этими странами о технической поддержке и финансовой помощи7

Важное значение приобрела  и такая функция, как выработка  и осуществление политики в области  заграничных капиталовложений и  иностранных инвестиций в своей  стране. Важную роль играет и контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Она предполагает осуществление таможенного, количественного, валютного и других видов контроля над внешнеторговыми операциями. Большое значение имеет регулирование состояния платежного баланса, капиталовложений за границей и в своей стране. Здесь следует отметить, что в 80-е годы получила дальнейшее развитие такая важная функция государственных органов, как оказание финансового и организационного содействия частным предпринимателям в их внешнеэкономической деятельности. При этом целями государственного содействия являются 8:

-·повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей промышленности и отдельных компаний (организаций и предприятий);

-·содействие росту заграничных капиталовложений национальных фирм в создание производственных предприятий за границей развивающихся странах;

-·создание благоприятных условий для сбыта на мировом рынке крупносерийной, а также капиталоемкой гражданской и военной продукции;

-·устранение возможных препятствий на пути развития международного производственного кооперирования;

-·стимулирование и оказание финансового и организационного содействия в проведении экспортных операций частными фирмами на труднодоступных рынках.

Финансовое содействие экспортерам приобретает все более важное значение по мере расширения международного обмена сложными и дорогостоящими изделиями (в т.ч. оборудованием в комплексе для целых предприятий). Повышение конкурентоспособности отечественных фирм достигается в первую очередь путем предоставления им различных финансовых льгот из средств государственного бюджета. Особенно часто используется такое средство, как выдача экспортерам прямых субсидий из государственного бюджета для покрытия разницы между высокой внутренней ценой товара и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов экспортеров. Субсидии дают возможность экспортерам снижать цены вывозимых товаров и этим расширять экспорт9.

Широко применяется частичное или полное освобождение фирм, экспортирующих товары, от уплаты внутренних налогов или налоговых льгот. Одним из практикуемых методов предоставления экспортерам финансовых льгот являются возврат им таможенных пошлин и налогов, уплаченных при импорте сырья, необходимого для производства экспортных товаров; освобождение от уплаты косвенных налогов на материалы, использовавшиеся в производстве экспортных товаров; разрешение создавать необлагаемые налогом денежные фонды для развития экспорта; отсрочка в уплате налогов.

Важное значение имеет предоставление отдельным экспортерам права на ускоренную амортизацию основного капитала, обеспечивающего им получение дополнительных прибылей. Используется и такая форма, как предоставление экспортерам и транспортным компаниям скидок с железнодорожных тарифов, достигающих в отдельных странах 35%. Важную роль приобрело государственное кредитование экспортеров при вывозе машин и оборудования. Это достигается, в частности, путем предоставления экспортерам через государственные банки и специальные органы, среднесрочных и долгосрочных кредитов, а также выдачей государственных гарантий по этим кредитам на основе соответствующих законов, принятых во многих зарубежных странах10.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: общемировые тенденции и российская специфика