Предпринимательская деятельность: общемировые тенденции и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Исходя из поставленной цели, в представленной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе развития общества.
2) Изучить государственное регулирование предпринимательской деятельности в России (нормативные акты, порядок и условия регулирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики 3
1.1. Понятие предпринимательства. Условия формирования предпринимательской деятельности 3
1.2. Формы организации предпринимательства 8
2. Порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и за рубежом: понятие и особенности 12
2.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России 12
2.2 Особенности регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства за рубежом 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Ф 11041207 (о) Кур.р. Микроэкономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

С расширением системы среднесрочного и долгосрочного кредитования экспорта очень тесно связано предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам. Государство (в лице руководящих органов) берет на себя все риски, как экономические, так и политические, и предоставляет гарантию, покрывающую 80-90% стоимости оказанного экспортного кредита. Государственные гарантии экспортных кредитов предоставляются, как правило, банками или специально созданными для этих целей органами. В условиях обострившейся конкуренции на мировом рынке возрастает роль и организационно-технического содействия государства национальным фирмам в освоении новых рынков за границей и расширении масштабов экспорта.

В механизме организационного содействия важную роль стали играть такие инструменты, как: содействие в получении национальными  фирмами заказов на строительство крупных объектов и, в частности, путем привлечения различных правительственных организаций для поддержки при участии в торгах; содействие в осуществлении заграничных капиталовложений; предоставление через государственные органы различного рода коммерческой информации; представление интересов частных экспортеров и инвесторов в правительственных организациях; выработка международных технических стандартов, стандартов мер и весов; осуществление заграничного патентования; регистрация товарных знаков и марок: подготовка кадров и рационализация техники торговых операций. Во многих министерствах имеются специальные подразделения для оказания помощи экспортерам в получении крупных заказов, в основном на торгах, на разработку проектов и поставку оборудования комплектных предприятий. Эти подразделения помогают фирмам в установлении контактов с объединениями промышленников, а также с министерствами и ведомствами при разработке проектов и получении ими определенных услуг и льгот финансового характера. Кроме того, они снабжают экспортеров информацией о проведении международных торгов и их условиях, устраивают технические симпозиумы для потенциальных импортеров, рекомендуют экспортерам эффективные методы борьбы за получение заказов11.

Предоставлением общеэкономической информации и информации по рынкам обычно занимаются специально выделенные сектора или отделы в соответствующих министерствах. Главное внимание подразделений обращено на обеспечение экспортеров максимальным объемом сведений, необходимых для осуществления внешнеторговых операций, причем как в общедоступной, и конфиденциальной формах. Применение ими электронно-вычислительных машин (ЭВМ) позволяет предоставлять такие сведения в кратчайшие сроки.

Важную роль играет и  деятельность министерств, направленная на оказание практической помощи экспортерам  в подыскании контрагентов на заграничном  рынке и установлении с ними деловых  контактов. Это осуществляется как  через представителей государственных  учреждений (торговых атташе, торговых советников), так и специальные торговые миссии.

Большое значение имеет  оказание помощи экспортерам в организации  их участия в ярмарках и выставках, проводимых за границей и в своей  стране: предоставление государственных  субсидий на устройство экспозиций, обеспечение экспортеров выставочными средствами и оплаты выставочной площади, организация за государственный счет постоянно действующих торговых центров за границей и проведение торговых недель. К оказанию организационного содействия экспортерам (предпринимателям) широко привлекаются и другие государственные учреждения и организации, такие, как таможенные ведомства, отраслевые министерства, банки и страховые учреждения. На практике к оказанию содействия экспортерам в их внешне-экономической деятельности привлекается весь государственный аппарат.

Государственные организации  содействуют развитию экспорта, информируя предпринимателей об импортных возможностях других стран, оказывая практическую помощь экспортерам, организуя встречи послов с представителями национальных и иностранных деловых кругов, проводя семинары по маркетингу и методам торговли, участвуя в выпуске рекламных фильмов и справочно-информационной литературы. Большую роль в некоторых странах играют специализированные государственные учреждения: информационные агентства, научные институты и др. Они ведут широкую исследовательскую работу по ознакомлению предпринимателей с национальным регулированием торговли, а также с экономикой, торговым законодательством и торговой практикой зарубежных стран, предоставляют практическую помощь экспортерам в организации торговых миссий за границу, в сбыте труднореализуемых товаров; ведут большую работу по изучению и распространению за границей соответствующей литературы, организации выставок и ярмарок, рекламы и др. мероприятий, содействующих экспорту12.

Для предоставления услуг  экспортерам широко используется также  государственный аппарат заграничных  представительств: дипломатических, торговых, консульств, миссий. Функции этого  аппарата состоят прежде всего в сборе разносторонней экономической, торгово-политической и административной информации, в особенности, имеющей практическую ценность для экспортеров, которая либо пересылается в свою страну, либо предоставляется заинтересованным лицам на месте. Сотрудники торговых представительств за границей занимаются распространением рекламной литературы среди деловых кругов, отвечают на запросы государственных внешнеторговых учреждений, союзов предпринимателей, отдельных экспортеров и импортеров, участвуют в организации выставок и семинаров по торговым вопросам, в работе прибывающих торговых миссий, налаживании контактов с местными фирмами, в улаживании конфликтов, возникающих между предпринимателями своей страны и фирмами страны пребывания 13.

Методы ограничения действий конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия довольно разнообразны. Для современного этапа характерно повышение роли государства в регулировании отношений между частными фирмами. Это достигается различными путями 14:

-·обеспечение национальным (отечественным) фирмам лучших по сравнению с зарубежными соперниками условий функционирования;

-·стимулированием научно-технического прогресса и ускоренного внедрения нововведений в серийное производство;

-·оказание содействия частным фирмам в перестройке отраслевой структуры с целью освоения ресурсов энергосберегающих технологий;

-·оказание прямого содействия соперничеству национальных (отечественных российских) фирм на мировом рынке, при этом препятствуя проникновению иностранных фирм на внутренний рынок (рынок России);

-·оказанием финансового содействия национальным компаниям, ориентирующимся на экспорт (вывоз) товаров и продукции из России;

-·проведением политики бойкота - установления запрета на проведение внешнеторговых операций на обычных коммерческих условиях с фирмами отдельных стран в целях лишения конкурента доступа к национальному рынку.

В результате на мировом  рынке конкурентная борьба предпринимательских единиц (фирм) стала острее, чем на внутренних рынках отдельных стран. Это обусловлено, как правило, следующими причинами 15:

- количество фирм (организаций, предприятий или предпринимателей), выступающих с однородными товарами, на мировом рынке больше, чем на внутреннем, а в основе такого соперничества лежит ценовая конкуренция;

- в последние годы выросло влияние разных мер государственного регулирования экспорта и импорта на развитие международного товарооборота

Следует отметить, что  многие из указанных мер в значительной степени воздействуют на уровень цен на внутреннем рынке путем ограждения его различными тарифными и нетарифными барьерами. При этом методы государственного регулирования, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми и косвенными. Прямой метод предполагает вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др. Косвенный метод предполагает осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, иные меры16

Государство обычно стремится к манипулированию этими методами в зависимости от складывающейся обстановки: соотношения регулирующих и конкурентных сил на конкретных рынках, состояния хозяйственной конъюнктуры. При этом государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе развития может внести определенные коррективы в ситуацию на рынке, однако оно так же, как и межфирменное регулирование, может лишь частично повлиять на остроту конкуренции.

2.2 Особенности регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства за рубежом

 

Проводимая в рамках Европейского союза (ЕС) гармонизация условий предпринимательской деятельности основывается на Римском Договоре 1957 г. об образовании Европейского экономического сообщества - ЕЭС. Деятельность компаний регулируется в основном в главе 2 «О праве на поселение» (ст. 52-58), согласно которой отдельным лицам или фирмам стран - членов ЕЭС предоставляется право заниматься любым постоянным бизнесом и открывать свои отделения, филиалы или агентства в других странах-участницах на основе принципа национального режима. В соответствии со ст. 54.1 Римского Договора в 1961 г. Совет ЕС принял Генеральную программу по устранению ограничений на свободу поселения внутри ЕС компаний стран-членов. Согласно ст. 54 (3д) Римского Договора Совет и Комиссия ЕС координируют по мере необходимости меры по защите интересов фирм в странах союза ЕС17.

В соответствии со ст. 58 (2) Римского Договора под обществами понимаются общества с точки зрения гражданского или торгового права, включая  кооперативные объединения, а также другие юридические лица, имеющие публично-правовой или частно-правовой статус, за исключением обществ, которые не преследуют коммерческие цели. Согласно ст. 220 Римского Договора страны - члены Европейского союза могут вступать в переговоры друг с другом с целью взаимного признания обществ (фирм и организаций), сохранения ими правосубъектности при перенесении местопребывания из одной страны в другую и создания возможности для слияния компаний, подчиненных различным национальным законодательствам.

Следует отметить, что  именно указанный Римский Договор ввел принцип недискриминации в отношении деятельности физических и юридических лиц стран - членов Европейского союза на территории друг друга и заложил основу для последующего сближения их национального права о компаниях (фирмах).

Законодательство в  рамках Европейского союза (ЕС) представлено в соответствии со ст. 189 Римского Договора следующими правовыми актами 18:

-·регламент имеет силу закона, вступает в силу автоматически во всех странах - членах ЕС и стоит выше национальных законов. По сути своей регламенты - это наднациональные законы, имеющие силу во всех странах ЕС;

-·директивы - законодательные акты, содержащие общие положения, которые страны - члены ЕС должны конкретизировать в издаваемых ими специальных постановлениях или национальных законах. Обычно директива предполагает свободный выбор форм ее осуществления странами-членами;

-·решения Совета и Комиссии обязательны для тех, кому они адресованы;

-·рекомендации Совета и Комиссии не имеют обязательного характера.

Вопросы соотношения  национального права отдельных  государств - членов Европейского союза с законодательством в рамках Европейского союза требуют постоянного согласования и выяснения, какие общеевропейские правила действуют в конкретной сфере деятельности, как они дополняют или изменяют национальное законодательство по конкретным вопросам. Правовое положение компаний в странах Евросоюза до конца 60-х годов регулировалось главным образом национальным законодательством, которое по странам имело существенные различия. Оно затрагивало важнейшие вопросы: классификацию фирм по правовому положению, порядок создания и ликвидации фирм, состав акционерного капитала, структуру управления фирмой, правила ведения хозяйственной деятельности, а также представления финансовой отчетности.

В связи с созданием  единого рынка Евросоюза появилась необходимость гармонизации правовых условий деятельности фирм в странах - членах ЕС. С этой целью в 1961 г. была разработана и принята Генеральная программа, которая предусматривала устранение всех ограничений, касающихся свободы создания компаний в странах ЕС. На основе этой программы Комиссия ЕС приступила к работе по гармонизации условий предпринимательской деятельности фирм и обеспечению равных гарантий для акционеров и кредитов, находящихся в странах ЕС. Эта комиссия ЕС ставила своей задачей19:

-·устранение национальных границ;

-·содействие развитию мелкого и среднего бизнеса;

-·поощрение транснациональной деятельности в рамках ЕС;

- образование трансевропейских компаний;

-·создание обстановки, благоприятствующей кооперации между фирмами стран-членов в целях повышения конкурентоспособности;

-·образование емкого единого внутреннего рынка.

В основу гармонизации национального права компаний были положены подготовленные Комиссией ЕС директивы, принятые Советом ЕС (Council Directives). Директивы Совета устанавливают единые нормы, регулирующие деятельность фирм, находящихся на территории стран ЕС. Из 13 директив, разработанных Комиссий и направленных в Совет, одобрены и приняты семь: первая, вторая, третья, четвертая, шестая, седьмая, девятая. Большинство директив, разработанных ЕС и принятых Советом, направлено на унификацию условий деятельности и отчетности фирм, а также на защиту прав акционеров и кредиторов, обеспечение им равных гарантий. Так, третьи лица, имеющие дело с акционерными компаниями, получают возможность ознакомления с информацией об их финансовом положении и о полномочиях тех, кто действует от их имени. Это стало возможным благодаря принятию гармонизированных правил публикации информации о компаниях (устав, руководящие органы, акционерный капитал, годовая отчетность) положений о ведении регистров.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: общемировые тенденции и российская специфика