Предпринимательская деятельность: общемировые тенденции и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Исходя из поставленной цели, в представленной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности на современном этапе развития общества.
2) Изучить государственное регулирование предпринимательской деятельности в России (нормативные акты, порядок и условия регулирования).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Предпринимательство – фактор динамизма рыночной экономики 3
1.1. Понятие предпринимательства. Условия формирования предпринимательской деятельности 3
1.2. Формы организации предпринимательства 8
2. Порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и за рубежом: понятие и особенности 12
2.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России 12
2.2 Особенности регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства за рубежом 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Ф 11041207 (о) Кур.р. Микроэкономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Страны не всегда выдерживают  сроки реализации директив Комиссии в национальном законодательстве в связи со сложностью проведения гармонизации по следующим важнейшим вопросам: налогообложению; участию персонала в деятельности компаний; условиям функционирования компаний. В изданной в 1985 г. «Белой книге» (White Paper)по вопросам завершения создания единого внутреннего рынка предусматривались дальнейшая гармонизация прав компаний и условия сближения национальных законодательств, закладывающих основу сотрудничества между фирмами.

В настоящее время в Евросоюзе интенсивно ведется работа по формированию однородной юридической среды в области регулирования предпринимательской деятельности. Главная цель этой политики усиление интеграционных процессов и экономической основы ЕС. Она направлена на сближение национальных законодательств, выработку единых норм в области права компаний. Создание к концу 1992 г. единого внутреннего рынка, предполагающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан  стран ЕС, является важным стратегическим средством укрепления между-народных позиций стран ЕС, формирования однородной «юридической среды».

Законодательство о  компаниях, принятое в странах - членах Европейского союза, отражает результаты проводимой в рамках ЕС работы по унификации правового регулирования акционерных обществ с ограниченной ответственностью. Унификация осуществлялась в основном путем принятия Советом ЕС Директив, обязывающих страны - члены ЕС к изменению национального законодательства о компаниях при сохранении за ними свободы в выборе форм и методов регулирования деятельности компаний. Законодательство о компаниях в странах ЕС формировалось поэтапно на основе Римского Договора и по мере выхода Директив Европейского союза. Оно оформлялось принятием законов или подзаконных актов. Например, в Бельгии в период с 1961 г. по 1985 г. было принято семь законов о компаниях:

- закон от 30 июня 1961 г., создающий систему оценки капиталовложений различными путями, кроме наличных капиталовложений;

-закон от 23 июня 1962 г., устанавливающий порядок выпуска облигаций, конвертируемых в акции, а также дающий возможность преобразовывать компанию из одного типа в другой, сохраняя ее правовую основу;

-закон от 6 марта 1973 г., предусматривающий применение на территории Бельгии Директивы первой Европейского союза;

- закон от 17 июля 1975 г. и последующие акты, предусматривающие применение Директивы четвертой ЕС по составлению годовых отчетов фирм;

- закон от 5 декабря 1984 г., предусматривающий применение Директивы второй ЕС о гармонизации закона о компаниях в отношении образования компаний и представления данных о ее капитале;

- закон от 23 февраля 1985 г. внес существенные изменения в правила контроля и аудита в отношении компаний всех типов;

- закон от 15 июля 1985 г. существенно изменил статус частной компании, начиная с 24 августа 1985 г.

Во Франции новые  законы о компаниях принимались в 1966 г., 30 декабря 1981 г., 1 октября 1982 г., 1 марта 1984 г.

В Англии основным законом  о компаниях является Акт о  компаниях, принятый в 1985 г., объединивший Акты о компаниях, изданные в 1967, 1972, 1980 и 1981 гг. Акты 1972 г. и 1980 г. предусматривали положение Директив первой и второй Европейского союза (ЕС) и касались вопросов распределения полномочий, классификации компаний, образования акционерного капитала и распределения прибыли. Акт 1980 г. включал некоторые национальные требования, относящиеся в основном к деятельности директоров и осуществлению внутрифирменных сделок. Акт о компаниях 1981 г. ввел в Англии новое понятие «малая компания», которая представляет ограниченную отчетность и не должна соответствовать определенным уставным условиям.

В законе о компаниях  от 1985 г. содержатся основные принципы образования и деятельности фирм, причем, предусматривается, что крупные публичные компании подлежат дополнительно правовому регулированию фондовой биржей. В законе устанавливается порядок регистрации компаний с ограниченной ответственностью, которые могут быть публичными или частными. Публичная компания определяется как компания, ограниченная долей участия или гарантией наличия акционерного капитала, чей меморандум утверждает, что компания является публичной и соответствует условиям регистрации такой компании. Частной считается компания, которая не является публичной. В законе 1985 г. учтены рекомендации Директивы четвертой Европейского союза, и большинство положений Директив седьмой и восьмой.

В Германии закон об акционерных  обществах был принят в 1965 г. Затем в соответствии с Директивой третьей ЕС, относящейся к порядку слияний и поглощений компаний, в закон были внесены существенные изменения, содержащие дополнительные процедуры, касающиеся слияний акционерных обществ и защиты интересов акционеров и кредиторов слившихся компаний. В законодательстве Германии нашли также отражение Директивы ЕС первая, четвертая, седьмая и восьмая, в частности в законах от 1976 и 1981 годов.

Новое законодательство о компаниях было принято в  Дании и Испании в 1985 г. Необходимые поправки были внесены в действующие законы о компаниях в Греции (закон от 1962 г.) и в Ирландии (закон от 1963 г.). Устав Европейской Компании (Statute for a European Company - SE). Первый проект Устава Европейской компании (ЕК) был разработан Комиссией ЕС в 1970 г.

Цель создания ЕК - активизация  межнациональных хозяйственных  связей в рамках ЕС и повышение  конкурентоспособности западноевропейских компаний. Считается, что ЕК, учреждаемая на основе единого правопорядка, применяемого во всех странах ЕС, облегчает транснациональные слияния фирм и будет содействовать образованию в рамках ЕС крупных транснациональных компаний европейского масштаба, способных конкурировать с американскими и японскими ТНК. Устав ограничивает участие в ЕК фирм третьих стран, однако предполагает, что в их состав могут войти дочерние компании фирм третьих стран, находящихся в странах ЕС. Независимо от характера деятельности ЕК должна иметь цели, направленные на получение прибыли или предпринимательского дохода. ЕК создается в форме публичного акционерного общества и может быть зарегистрирована в любой стране - члене ЕС. Предусмотренный порядок образования ЕК предполагает создание групп компаний, между которыми устанавливаются отношения контроля и подчинения, причем если ЕК является дочерней компанией, деятельность регулируется законодательством страны, в которой зарегистрирован ее центр.

Таким образом, целью  государственного регулирования предприни-мательской деятельности является создание условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики государства в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования предпринимательской деятельности достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Характеризуя государственное  регулирование экономики необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Регулирование направлено на повышение эффективности производства. Акцент переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции, разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества. С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, а также косвенные налоги на потребителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной работе была поставлена цель – изучить механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Основной целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство страны имеет свои цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными им методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, а механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Направления, формы и  механизм государственного регулирования  предпринимательской деятельности подвержены изменениям, носят гибкий характер и их реализация осуществляется через соответствующие органы – законодательные, исполнительные, содействующие в зависимости от характера деятельности и выполняемых функций. Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и сходных процессов. Тенденция к созданию глобальных форм регулирования отражает стремление максимально реализовать в пользу крупнейших фирм достижения научно-технической революции, вызвавшей качественные изменения в структуре производства стран, увеличивших их экономическую взаимозависимость

Важным направлением государственного регулирования предпринимательства  является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Не менее важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений (или кризиса).

Финансовое содействие экспортерам приобретает важное значение по мере расширения международного обмена сложными и дорогостоящими изделиями. Повышение конкурентоспособности отечественных фирм достигается путем предоставления им различных финансовых льгот из средств государственного бюджета. Особенно часто используется такое средство, как выдача экспортерам прямых субсидий из бюджета для покрытия разницы между высокой внутренней ценой товара и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов экспортеров.

Предоставлением общеэкономической  информации и информации по рынкам обычно занимаются специально выделенные сектора или отделы в соответствующих  министерствах. Главное внимание подразделений  обращено на обеспечение экспортеров  максимальным объемом сведений, необходимых для осуществления внешнеторговых операций, причем как в общедоступной, и конфиденциальной формах. Применение ими электронно-вычислительных машин (ЭВМ) позволяет предоставлять такие сведения в кратчайшие сроки.

В настоящее время в Евросоюзе интенсивно ведется работа по формированию однородной юридической среды в области регулирования предпринимательской деятельности. Главная цель этой политики усиление интеграционных процессов и экономической основы ЕС. Она направлена на сближение национальных законодательств, выработку единых норм в области права компаний. Создание единого внутреннего рынка, предполагающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и граждан стран ЕС, является важным стратегическим средством укрепления международных позиций стран ЕС, а также формирования однородной «юридической среды».

Список литературы

Журналы

 

  1. Белых В.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации: научная статья  // Российский юридический журнал. – УрГЮА, 2007. - №1.

 

Книги

  1. Арсенова Е.В. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Высшее образование, 2008.
  2. Бондаренко Т.Н., Савватеева О.П. Экономика фирмы: Учебное пособие. – Хабаровск; ХГАЭП, 2009.
  3. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / О.И. Волков, О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко и др. – М.: Вэлби, 2009.
  4. Гольштейн Г.Я.  Государственное регулирование предпринима-тельской деятельности // Основы менеджмента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m77/18_3.htm
  5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.urprofy.ru/ node/564.
  6. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Энциклопедия банковского дела и финансов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cofe.ru/finance/russian/4/40.htm
  7. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебник-практикум / В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  8. Липсиц И.В. Экономика: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2007.
  9. Мельников Н.И. Основы экономики и предпринимательства. – Минск: Экоперспектива, 2008.
  10. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): учебник для вузов / К.А. Раицкий. – М.: Дашков и К, 2009.
  11. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. Торговое дело: экономика и организация: Учебник /Под ред. Брагина Л.А. –М.: ИНФРА-М, 2007. –256 с.
  13. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С. Столяковой  . –М.: Перспектива, 2006. –405 с.
  14. Финансы в управлении предприятием /Под ред. А.М. Ковалевой. –М.: Финансы и статистика, 2005. –317 с.
  15. Финансы и кредит: Учебное пособие/С. Г. Шеина - Изд. 4-е, доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - - (Высшее образование).
  16. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие/А. В. Кондрашова, - М.: ТК Велби, 2005.
  17. Финансы: Учебное пособие/М. В. Кирсанов. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006.
  18. Черняк В.З. Введение в предпринимательство/М.: «Вита-пресс», 2008. – 256 с.
  19. Шандезон Ж. Методы продаж /Пер. с фр. –М.: Прогресс, 1993. –160 с.
  20. Шмелек Г.Н. Основы и проблемы экономики оптового предприятия. –М.: Финансы и статистика, 1997. –341 с.
  21. Шур Д.А. Справочник по торговле. –М.: Приор, 2007. –432 с.
  22. Эдхдоус М. Методы  принятия решений. –М.: Аудит, 2007. –323 с.
  23. Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учебное пособие /Под ред. Ю.А. Аванесова. –М.: ТОО «Люкс-арт», 2006. –296 с.
  24. Экономика предприятия: Толковый словарь –М.: Из-во «Весь мир», 2007. –323 с.
  25. Экономика торговли: Учебник для торговых вузов /Под ред. Б.А. Соловьева и др. –М.: Экономика, 2009. –414 с.
  26. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебное пособие/С. С. Степанова. - М.: Издательство "Экзамен", 2005.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: общемировые тенденции и российская специфика