Предпринимательская прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение теорий предпринимательской прибыли.
Задачи курсовой работы:
раскрыть экономическое содержание прибыли, ее функции и факторы, влияющие на нее;
проанализировать труды ученых экономистов;
изучить показатели прибыли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ5
1.1. Экономическое содержание и функции прибыли 5
1.2. Теории прибыли экономистов классиков 11
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ18
2.1. Показатели прибыли18
2.2. Планирование прибыли22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ28

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya-teorii_predprinimatelskoy_pribyli.docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ5

1.1. Экономическое содержание и функции прибыли 5 
1.2. Теории прибыли экономистов классиков 11

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ18

2.1. Показатели прибыли18 
2.2. Планирование прибыли22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ28

 

ВВЕДЕНИЕ 

Формирование рыночного  механизма в России вызвало значительные изменения в отношении к показателю прибыли, роль которого возросла, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности каждого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

Прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории и  занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение  ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах.

Актуальность выбранной  темы исследования обусловлена тем, что предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Предпринимательская прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности  субъектов хозяйствования. Являясь  главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала  предприятий.

Цель исследования – изучение теорий предпринимательской прибыли.

Задачи  курсовой работы:

  1. раскрыть экономическое содержание прибыли, ее функции и факторы, влияющие на нее;
  2. проанализировать труды ученых экономистов;
  3. изучить показатели прибыли;
  4. изучить планирование прибыли.

Объектом исследования является – предпринимательской прибыль.

 Предметом исследования данной работы являются функции и теории предпринимательской прибыли.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются  теории и термины предпринимательской прибыли. Во второй главе рассматриваются показатели прибыли и планирование прибыли.

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ

    1. . Экономическое содержание и функции прибыли

 

Прибыль - одна из самых распространенных категорий современной экономики. Каждый человек имеет слово "прибыль" в своем активном словарном запасе.  Целевая функция фирмы - это максимизация именно прибыли.

Прибыль - это и одна из самых неоднозначных категорий  в экономической науке. Четкой, принимаемой  всеми экономистами трактовки прибыли  сегодня нет. Причем экономисты спорят не об определении прибыли как  таковой. Прибыль - это то что, остающееся в выручке предприятия после вычета из нее всех затрат.

Исторически сложились две  укрупненные трактовки прибыли: прибыль как доход собственника специфического фактора - предпринимательского таланта - и прибыль как некая  остаточная величина, остающаяся после  вменения каждому фактору своего дохода. Их условно можно назвать объективной и субъективной теориями.

Объективные теории объясняют  происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного  равновесия.

Конъюнктурные теории (прибыль  как результат рыночного неравновесия). В условиях рыночного равновесия весь доход фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному продукту. Здесь нет места ни прибыли, ни убытку. Однако если в результате каких-то внешних причин внезапно изменилась рыночная конъюнктура, например, произошло повышение спроса на некий товар, что привело к росту его цены. Следовательно, выручка фирмы (TR = pq) возросла. Однако цены факторов производства (и, следовательно, затраты фирмы) не изменились (они, как правило, закреплены более или менее долгосрочными договорами), их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего, и, следовательно, у фирмы остается некая часть дохода, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль фирмы. И наоборот, при падении спроса возникает убыток (отрицательная прибыль).

Прибыль как проявление монопольной  власти. Одно из известных объективных  объяснений появления прибыли связано  прежде всего с ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие ее доминирования на рынке.

Субъективные теории предполагают наличие четвертого фактора производства - "предпринимательского таланта" и соответственно наличия дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) - предпринимательской прибыли.

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и  услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей.

Прибыль наиболее простая  и одновременно наиболее сложная  категория рыночной экономики. С  экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными  поступлениями и денежными выплатами  хозяйствующего субъекта. С хозяйственной  точки зрения прибыль – это  разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчётного периода.

Как экономическая категория  прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской  деятельности; является основой экономического развития организации и наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество произведённой  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем она оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчёта, интенсификацию производства. Показатели прибыли характеризуют  степень деловой активности и  финансового благополучия. По прибыли  определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в  активы.

  В условиях формирования  рыночной экономической  системы  в Российской Федерации происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития  хозяйственной деятельности любого  предприятия,  но  и  является  стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль  отражает конечные результаты работы предприятий и фирм,  характеризует  экономическую эффективность их хозяйственной деятельности и имеет следующие функции:

Прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем  на величину прибыли и ее динамику воздействуют как зависящие от усилий предприятия факторы, так и не зависящие от них. Практически вне  сферы воздействия предприятия  находится конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата. К факторам, зависящим  от предприятия, относятся уровень  хозяйствования, компетентность.

Прибыль обладает стимулирующей  функцией. Она является основным элементом  финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального  развития предприятия, материального  поощрения работников.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты  в виде налогов и наряду с другими  доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Стремление к получению  прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

В процессе анализа и планирования прибыли необходимо различать:

1. Валовую прибыль –  разность между выручкой (нетто)  от продаж товаров, продукции,  работ, услуг (за минусом налога  на добавочную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров,  продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от продаж  товаров, продукции, работ, услуг  – разность между выручкой (нетто)  от их продаж и себестоимостью  коммерческих, управленческих расходов.

3. Прибыль до налогообложения  – рассчитывается как прибыль  от продаж товаров, продукции,  работ, услуг плюс операционные, внереализационные доходы минус  операционные, внереализационные расходы.

4. Прибыль от обычной  деятельности – разность между  прибылью до налогообложения  и налогом на прибыль, иным  аналогичным обязательным платежам, произведенным организацией.

5. Чистую прибыль (нераспределенная  прибыль) – прибыль от обычной  деятельности плюс чрезвычайные  доходы и минус, чрезвычайные  расходы.

6. Налогооблагаемую прибыль  – расчетную прибыль, определяемую  в соответствии с правилами  Налогового кодекса РФ, на которую  начисляют налог на прибыль  предприятия.

7. Чистую прибыль, остающуюся  в распоряжении предприятия –  учитывает вычеты налогов, процентов,  штрафов, пени, неустоек и других  необходимых вычетов.

8. Маржинальную прибыль  – разность между выручкой (продажами  товаров, работ, услуг) и переменными  затратами, которые изменяются  прямо пропорционально изменению  объема производства продукции  предприятия.

9. Среднерыночную прибыль  – среднестатистическую прибыль  среди предприятий данного района, региона, выпускающих однородную  продукцию.

10.  Минимальную прибыль  – прибыль, ниже которой могут  начаться убытки, невыполнение долговых  обязательств, падение ликвидности  и кредитоспособности предприятия  или даже банкротство.

11.  Нормативную прибыль  – величина прибыли, которая  может быть определена как  нормативная величина в финансовом  разделе бизнес-плана развития  предприятия.

Принято различать экономическую  и бухгалтерскую прибыль. Они  отличаются друг от друга на сумму  принимаемой оценки активов. Прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности предприятия. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек,  в результате  чего получается экономическая прибыль.

На основе этого можно сделать вывод – прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

 

1.2. Теории прибыли экономистов классиков

 

Общепринятой в XVIII-XIX вв. была трактовка "прибыли на капитал" как третьей составной части  валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени  не делали различия между явными и  неявными затратами и считали  прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. "Прибыль  на капитал" подразделялась обыкновенно, вслед за А. Смитом, на "процент на вложенный капитал" в трактовке Н. У. Сениора и Дж.С. Милля - "вознаграждение за воздержание" предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление - и на предпринимательский доход, принимающий форму платы за управление предприятием и несение определенного делового риска. "Одни и те же факторы - воздержание, риск, напряженный труд - требуют соответствующего вознаграждения и должны получить его из валовой прибыли. Три части, на которые, можно считать, разделяется прибыль, могут быть представлены как процент на капитал, страховая премия и заработная плата за управление предприятием". Характерна цитата из популярного в дореволюционной России учебника политической экономии: "Предпринимательскую прибыль нельзя противопоставлять проценту на капитал; обе эти формы дохода являются ветвями, идущими из одного корня - права собственности на капитал и права частного распоряжения капиталом, а потому и условия их определения в главных чертах однородны"1.

Информация о работе Предпринимательская прибыль