Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:38, курсовая работа
Цель исследования – изучение теорий предпринимательской прибыли.
Задачи курсовой работы:
раскрыть экономическое содержание прибыли, ее функции и факторы, влияющие на нее;
проанализировать труды ученых экономистов;
изучить показатели прибыли;
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ПРИБЫЛИ5
1.1. Экономическое содержание и функции прибыли 5
1.2. Теории прибыли экономистов классиков 11
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ18
2.1. Показатели прибыли18
2.2. Планирование прибыли22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ28
Ж.-Б. Сэй, хоть и считается часто лишь популяризатором идей Смита на Европейском континенте, однако сделал значительный шаг вперед по сравнению со своим учителем в плане введения в научный оборот термина "предприниматель" как отличного от капиталиста участника экономического процесса. Сэй писал "о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство"2. Однако трактовка предпринимательской прибыли у Сэя, как и у многих других экономистов, сводилась, скорее, лишь к плате за управление, не отличающейся принципиально от заработной платы рабочих. Размер предпринимательской прибыли, по Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины. Во-первых, предприниматель, как мы бы сейчас выразились, должен быть "первоклассным заемщиком", т. е. обладать соответствующей репутацией и состоянием, позволяющими воспользоваться услугами владельца капитала. Во-вторых, предприниматель должен обладать "талантом управления", понимаемым как редкое сочетание в одном лице самых разнообразных интеллектуальных и психологических качеств, позволяющих принимать верные решения и побуждать окружающих к их выполнению. И наконец, в-третьих, высокий риск, которому подвержена деятельность предприятия и который может быть никоим образом не связан с достоинствами предпринимателя как такового, но последствия которого могут затронуть как материальное благополучие последнего, так и его деловую репутацию.
В дальнейшем, с наступлением эры господства маржиналистских теорий, сама проблема предпринимательства исчезла из неоклассического микроэкономического анализа. В самом деле, если в условиях равновесия совокупный продукт полностью сводится к выплатам факторам производства, не имеет большого значения количество и наименование самих этих факторов, и без ущерба для исследования мы можем абстрагироваться от такого возмущающего равновесие явления, как предпринимательство. Однако экономисты, придерживающиеся взглядов так называемой неоавстрийской школы (Л. фон Мизес и его последователи) продолжают видеть в предпринимателе ключевую фигуру экономики.
Прибыль и инновации. Выдающийся американский экономист Й. А. Шумпетер в 1912 г. в своей знаменитой книге "Теория экономического развития" (рус. пер. 1982) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер. Роль Новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Что делают предприниматели в отличие от обыкновенных управляющих? "Они не накопили никаких определенных благ, не создали никаких первичных средств производства, а только по-иному, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они - предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами - это предпринимательская прибыль"3. При этом следует различать изобретения - открытие новых технологий или методов и собственно инновации - внедрение изобретений в хозяйственную практику.
Шумпетер выделял 5 основных типов инноваций:
Шумпетер отличал прибыль предпринимателя от платы за управление предприятием и премии за риск ведения бизнеса. Он прямо относил их в затраты производства. Шумпетер утверждал, что собственно предприниматель никогда не несет риска от внедрения своих инноваций. Если его дело терпит крах, то убытки несет кредитор, владелец капитала, предоставивший ему заем на организацию бизнеса. Если же предприниматель приобретал факторы производства на собственные средства, то тоже он терпит убытки как кредитор, но не как предприниматель. Единственное, чем он рискует, - это своей репутацией.
Погоня предпринимателей за прибылью влечет за собой постоянные нововведения в производстве и, следовательно, является "двигателем" экономического и технического прогресса. "Без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не бывает развития"4. В статичном же мире нет места для прибыли: предпринимателя как такового нет, его заменяет обычный управляющий, получающий плату за управление. Он не несет убытков и не получает соответственно никакой прибыли. Впрочем, это не относится к возможности извлечения монопольной прибыли в условиях статичной экономики.
Шумпетер выделил три
условия, при которых предприятие
в результате внедрения нововведений
получает положительную прибыль: во-первых,
цена при увеличении предложения
товара после внедрения нововведения
не должна быть ниже цены до внедрения
или, по крайней мере, предельный продукт
труда должен быть не ниже первоначального;
во-вторых, затраты на "эксплуатацию"
нововведения (например, нового станка)
не должны превышать затраты на производство
того же количества товара до внедрения,
и, в-третьих, то же самое следует
сказать и о возможном
Однако, когда один предприниматель вследствие своих инноваций в определенной области начинает получать прибыль, он через некоторое время сталкивается с возрастающей конкуренцией со стороны других предпринимателей, решивших воспользоваться плодами его нововведения, устаревшие предприятия вытесняются с рынка, норма прибыли понижается, и в итоге устанавливается новое равновесие на новом уровне цен, а Новатор вынужден искать новые пути извлечения прибыли.
Фактически Шумпетер рассматривал прибыль как доход особого фактора производства - предпринимательства, т. е. прибыль, по его словам, "стоимостное выражение того, что создает предприниматель, подобно тому, как заработная плата - стоимостное выражение того, что создает рабочий"5. Однако между прибылью и другими видами доходов есть существенная разница: не существует "предельной производительности предпринимателя". Предпринимательская прибыль - это временное и уникальное по размеру в каждом конкретном случае явление, не зависящее от прибылей других предпринимателей, к тому же предпринимательский талант ни в коей мере не является ни бесконечно делимым, ни однородным товаром.
[вывод]
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
2.1. Показатели прибыли
Одним из принципов определения финансовых результатов является использование метода начисления. По этой причине прибыль, показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает реального притока денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты. На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:
Основными показателями прибыли являются:
Балансовая прибыль
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без НДС, спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом.
Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.
Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплате в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
Неотъемлемым признаком
рыночной экономики является появление
консолидированной прибыли. Консолидированная
прибыль - это прибыль, сводная
по бухгалтерской отчетности о деятельности
и финансовых результатах материнских
и дочерних предприятий. Консолидированная
бухгалтерская отчетность представляет
собой объединение отчетности двух
и более хозяйствующих
Прибыль от реализации продукции (товаров, работ. услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Выручка от реализации продукции
определяется либо по мере ее оплаты либо
по мере отгрузки товаров (продукции, работ,
услуг) и предъявления покупателю расчетных
документов. Метод определения выручки
от реализации продукции устанавливается
предприятием на длительный срок исходя
из условий хозяйствования и заключения
договоров. В отраслях сферы товарного
обращения (торговля, общественное питание)
вместо категории «выручка от реализации
продукции» используется категория
«товарооборот». Сущность товарооборота
составляют экономические отношения,
связанные с обменом денежных
доходов на товары в порядке купли-продажи.
В зарубежной практике вместо термина
«выручка» зачастую используют термин
«валовой доход». Однако это очень
широкая трактовка данного
Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Также можно выделить еще одну разновидность прибыли – сверхприбыль. Так, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают сверхприбыль, которая равна разнице между общей рыночной ценой и наименьшей себестоимостью изделия. Именно здесь предприниматели получают максимальную норму прибыли, превышающую среднюю для отрасли. Но, как правило, они обладают такой прибылью не постоянно.
В рамках сверхприбыли, необходимо
выделить монопольную сверхприбыль.
Так монополии имеют
2.2. Планирование прибыли
Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, который включает глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, с целью достижения максимальной согласованности планов производства и реализации продукции, себестоимости и рентабельности.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
Основными методами планирования прибыли являются: