Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачами работы являются:
1) Определение понятия предпринимательство и предпринимательская среда.
2) Изучение методов анализа предпринимательской среды.
3) Изучение становления предпринимательства в других странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………с.3 Глава 1 Предпринимательство и предпринимательская среда..……………......с.3
1.1 Предпринимательство и предпринимательская среда: понятие, содержание, основные черты. Виды предпринимательской деятельности.............................с.3
1.2 Предпринимательская среда и методы ее анализа...…………………….....с.10
Глава 2. Предпринимательская среда зарубежного рынка……………....…...с. 19
2.1.Особенности развития предпринимательства в России. Роль государствен-
ной поддержки в формировании предпринимательской среды………………с. 20
2.2. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения ………………………………………………………………..................с. 23
Глава 3 Характеристика деловой среды в Республике Беларусь.……………..с.26
3.1 Этапы становления и проблемы развития деловой среды в Республике Беларусь………………………………………………………...............................с.20
3.2 Современное управление элементами деловой среды……………….……с.35 Заключение..............................................................................................................с.37
Список литературы.................................................................................................с.39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.69 Кб (Скачать файл)

В нашей экономике, бизнес развивается во множестве форм. Любая  предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.

Выбор формы предпринимательства  зависит от личных пристрастий и  вкусов, но главным образом определяется объективными условиями – сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий. Причем выбор той или иной организационно-правовой формы предпринимательства будет  оказывать определенное влияние  на осуществление предпринимательской  функции собственником или управляющим.

Вместе с тем, если брать  организационные начала и принципы правового регулирования, оказывается, что все формы бизнеса имеют  ряд черт, позволяющих свести их к единой классификации, и тогда  выделяются такие формы, как индивидуальный, коллективный, корпоративный и международный  бизнес. Каждый из них имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки, которые следует взвешивать при  организации дела.

Любое лицо или группа лиц (коллектив), которые обладают определенными  навыками и обязанностями и создающие  материальные блага или оказывающие  определенные услуги, являются субъектом  хозяйствования. К субъектам предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Индивидуальное предпринимательство  – самая простая и доступная  форма бизнеса. Это в равной степени  касается начала предпринимательства, процессов функционирования и ликвидации бизнеса. Эта форма предпринимательства  распространена в сфере услуг, общественного  питания, торговле, консультационном бизнесе.

Преимущества данной формы  бизнеса состоят в доступности  и простоте организации дела. При  этой форме максимально используются побудительные мотивы к деятельности, выявляются индивидуальные способности  предпринимателя, так как здесь  сочетаются и реализуются черты  и предпринимателя, и менеджера, и одновременно собственника.

Вместе с тем индивидуальный бизнес имеет определенные трудности  и сложности. Прежде всего, индивидуальное производство масштабно ограничено в связи со сложностью привлечения дополнительных капиталов. Поэтому, если предприниматель решается на расширение своего дела, он переключается на другие формы предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель  несет полную и неограниченную ответственность  за результаты своей деятельности.

В организации предпринимательской  деятельности особое место принадлежит  юридическим лицам, т.е. коллективным субъектам, осуществляющим хозяйственные  операции. Каждая форма предполагает определенную структуру взаимодействия партнеров и размера предприятия.

Предприятие в общем виде можно определить как имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения каких-либо целей.

Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций – извлечение прибыли. Они могут создаваться в форме производственных кооперативов, унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ. Коммерческие организации распределяют прибыль между участниками.

Некоммерческие организации  преследуют иные цели: политические, социальные, благотворительные и т.д. Они могут  создаваться в форме потребительских  кооперативов, общественных и религиозных  организаций, финансируемых собственником  учреждений, благотворительных и  иных фондов, предусмотренных законодательством. Некоммерческие организации не имеют  право распределять полученную прибыль  между участниками. Они могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  она необходима для уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует  этим целям.

Рассмотрим некоторые  формы предпринимательской деятельности.

Товарищества – форма  предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества  разных собственников. Как правило, товарищества представляют собой закрытые акционерные общества, т.е. компании, где смена собственников паев происходит лишь с согласия большинства  их участников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, лично принимающих участие в  их работе. Товарищества выступают  в различных формах.

Общество с ограниченной ответственностью – объединение  носит в значительной мере личностный доверительный характер. Его участники  обычно хорошо знают друг друга. Они  вносят капитал в определенных размерах. Все члены общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах внесенных  ими вкладов, поэтому их ответственность  ограничена размерами вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью – такое объединение  может рассматриваться как разновидность  общества с ограниченной ответственностью. Оно учреждается одним или  несколькими лицами и имеет следующий  характерный признак: в случае банкротства  одного из участников его ответственность  по обязательствам общества распределяется между остальными участниками, пропорционально их вкладам. К нему применяются те же правила, что и к обществу с ограниченной ответственностью.

Акционерные общества также  образуются путем объединения на паевой основе средств своих участников и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, так как отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.

Учредителями акционерного объединения могут выступать  любые физические и юридические  лица, имеющие в соответствии с  действующим законодательством  право участвовать в акционерных  обществах. Ими могут быть белорусские  и иностранные предприятия, организации, граждане. Как правило, это крупные  компании, число акционеров в которых  исчисляется тысячами (например, какой-либо завод).

Еще одной формой предпринимательской  деятельности является производственный кооператив. Производственный кооператив определяется как добровольное объединение  граждан, создаваемое на основе членства и в целях организации совместной производственной или хозяйственной  деятельности, которая включает производство, переработку, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговлю, бытовое обслуживание, оказание других услуг. Такая деятельность основана на личном трудовом и ином участии  членов кооператива и объединении  их имущественных паевых взносов. Производственный кооператив - коммерческая организация.

Кроме физических лиц, в нем  могут принять участие также  и юридические лица, что должно быть утверждено в учредительных  документах.

Рассмотрим еще такую  форму предпринимательской деятельности как государственное предпринимательство.

В каждой стране существует государственный сектор хозяйства. Его образуют предприятия, находящиеся  либо полностью в собственности  государства, либо под его контролем  через владение контрольным пакетом  акций. В разных странах доля этого  сектора различна. Различны и объекты, находящиеся в государственном секторе. Повидимому многое зависит от исторических особенностей каждой конкретной страны. Но в целом можно отметить, что, как правило, в государственном секторе сосредоточиваются предприятия, которые по каким-либо причинам нерационально использовать в рамках частнопредпринимательской деятельности. Следует заметить, что в условиях ухудшения экономической конъюнктуры государственный сектор имеет тенденцию к расширению: государство как бы берет на себя проблему вывода экономики из кризиса, сохранение научно-технического потенциала, задачи технического и технологического перевооружения, так как в этом объективно заинтересованы все слои населения. И наоборот, при благоприятной экономической конъюнктуре государственный сектор испытывает тенденцию к сжатию: государство как бы освобождается от лишней нагрузки по развитию производства, опираясь в большей степени на частную инициативу, сосредотачиваясь на решении иных социальных задач, средства для чего черпает из увеличивающихся (вследствие благоприятной экономической конъюнктуры) налогов.

1.2 Предпринимательская  среда и методы ее анализа

Анализ среды  — это очень важный для выработки  стратегии организации и очень  сложный процесс, требующий внимательного  отслеживания происходящих в среде  процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами  организации, а также возможностями  и угрозами, которые заключены  во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Организация изучает среду, чтобы  обеспечить себе успешное продвижение  к своим целям, вырабатывает стратегию  взаимодействия с элементами внешней  среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.     Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой единством внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, при анализе должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

Анализ внешней  среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация  не может оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Метод, который  используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

Существует  большое количество методов анализа  внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:

          SWOT- анализ

Для того чтобы  получить ясную оценку сил предприятия  и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

SWOT-анализ  — это определение сильных  и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализа необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию);
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

Рис. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа 

 

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности  и угрозы.

Сильные стороны  предприятия — то, в чем оно  преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся  опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и  современного оборудования, высокой  квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности  торговой марки и т.п.

Слабые стороны  предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими  компаниями и ставит предприятие  в неблагоприятное положение. В  качестве примера слабых сторон можно  привести слишком узкий ассортимент  выпускаемых товаров, плохую репутацию  компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные  возможности — это благоприятные  обстоятельства, которые предприятие  может использовать для получения  преимущества. В качестве примера  рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.

Рыночные  угрозы — события, наступление которых  может оказать неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры  рыночных угроз: выход на рынок новых  конкурентов, рост налогов, изменение  вкусов покупателей, снижение рождаемости  и т.п.

Информация о работе Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь