Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа
Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Отметим, что малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.
Введение
Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и зарубежном
История возникновения и развития предпринимательства в мире
Понятие и сущность предпринимательства
Участники предпринимательской деятельности в России
Предпринимательский риск
Анализ
Снижение цены, по которой реализуется товар, по сравнению с проектной ценой.
Снижение
объема реализации, обусловленное
непредсказуемым падением
3.Потери в финансовом предпринимательстве
Финансовое предпринимательство, по сути, это то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, потери, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству. И все же при оценке финансового риска необходимо учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность одного из агентов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия определенной части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России
Доминирование в экономической политике интересов олигархий и монополий, определяющееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных малых и средних предприятий в промышленности, строительстве и новаторской сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП и выше темпы экономического роста. Следовательно, философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.
В структуре
малого предпринимательства
В известных документах ООН (Материалы семинара по вопросам инновационной культуры. ЮНЕСКО. Париж, 28 февраля – 1 марта 2002 г.) отмечается, что для борьбы с бедностью большое значение имеет целевая финансовая помощь, направляемая в том числе и на развитие малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых и средних предприятий. Именно малый бизнес способен дать людям работу, вывести их из нищеты, постепенно создавая условия для самодостаточного существования. Решение этих задач исключительно актуально для многих остальных российских регионов.
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того или иного предприятия зависит не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности: открытость и прозрачность экономики; политику и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительность труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства, глубину институциональных преобразований. Следует эти показатели дополнить еще двумя группами факторов, оцениваемых в основном экспертно: показателями, во – первых, уровня развития малого бизнеса, включая «насыщенность» экономики малыми предприятиями, в том числе инновационными, степени поддержки МП и, во – вторых, антикоррупционности, уменьшения административных барьеров.
Развитие
предпринимательства в
Первое условие
связано с формированием
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей.
Третье условие
– необходимость концентрации финансовых
средств, поступающих на поддержку
малых предприятий из федерального
и регионального бюджетов, средств
Федерального фонда поддержки малого
предпринимательства и
-создание системы гарантий (поручительств),
что позволит коммерческим
-увеличение объемов
-эффективное использование
Четвертое условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.
Принципиально
важно разделить
Пятое условие
– активизация потребительского
спроса и постепенное преодоление
доминирующего (из-за бедности 30 – 40 % населения)
консервативного типа потребительского
поведения. На мой взгляд, это условие
имеет особое значение. Низкий уровень
спроса не способствует обновлению ассортимента
товаров и услуг, освоению новых
технологий в производстве и торговле.
Торговля и сфера услуг медленно
увеличивают объемы заказов оптовикам
и отечественным
Для оценки
возможностей повышения темпов развития
малого предпринимательства и влияния
этого процесса на экономическую
динамику в субъектах Российской
Федерации предусматриваются
Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности, необходимо разработать специальные программы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.
Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют много миллиардных вложений – от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированые отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса). Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти.
Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ совместно с Торгово – промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно–информационной системы о положении дел в России и других странах СНГ. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же «сигналы мирового рынка» рядовому бизнесмену еще долго будет не под силу.
Государственная политика
по поддержке
-формирование нормативно-
-развитие системы
-информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;
-создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.
Структура органов
-Министерство по
-Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции;
-Агентство по поддержке
-Фонд содействия развитию
-Банк содействия развитию
-Торгово-промышленная палата;
-Департамент и отделы
2.4.Анализ факторов, препятствующих развитию российского бизнеса
По данным исследования «Что препятствует развитию Российского бизнеса?», проведенное ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги», главным препятствием для развития Российского бизнеса на конец 2005 года представители деловых кругов назвали коррупцию.
В рамках исследования было опрошено 112 представителей российского бизнеса – собственников и топ - менеджеров крупнейших компаний. Им предложили оценить по десятибалльной шкале наиболее значимые в настоящее время факторы, тормозящие развитие бизнеса. Затем была рассчитана важность каждого фактора – усредненная оценка бизнесменов, выраженная в процентах к ее максимальной величине (см. диаграмму [2, ст.14]).
Диаграмма [2, с.14]
Проанализировав итоги исследования,
отметим, что предприниматели стали
придавать гораздо меньше значения
общей экономической и
Главным препятствием для развития российского бизнеса в конце 2005 года представители деловых кругов назвали коррупцию. Этот фактор и раньше был в первой тройке, но на вершину рейтинга все же не попадал. По данным исследования он лидирует с весьма высокой значимостью – 64,7%. Кроме лидерства в общем зачете, фактор коррупции получил наибольшее количество первых мест – от 26,8 % опрошенных. Отечественное деловое сообщество в вопросе о значении коррупции проявило редкое единодушие.