Предпринимательство как фактор производства. Мировой и российский опыт развития предпринимательской активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Отметим, что малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и зарубежном
История возникновения и развития предпринимательства в мире
Понятие и сущность предпринимательства
Участники предпринимательской деятельности в России
Предпринимательский риск
Анализ

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство как фактор производства.Курсовая.docx

— 97.71 Кб (Скачать файл)

Снижение  цены, по которой реализуется товар, по сравнению с проектной ценой.

 Снижение  объема реализации, обусловленное  непредсказуемым падением спроса  или потребности в товаре, вытеснением  его конкурирующими товарами, ограничениями  на продажу.

3.Потери в финансовом  предпринимательстве

Финансовое  предпринимательство, по сути, это то же коммерческое предпринимательство, но товаром здесь являются деньги, ценные бумаги, валюта. Следовательно, потери, в целом характерные для коммерческого предпринимательства, присущи и финансовому предпринимательству. И все же при оценке финансового риска необходимо учитывать такие специфические факторы, как неплатежеспособность одного из агентов финансовой сделки, изменение курса денег, валюты, ценных бумаг, ограничения на валютно-денежные операции, возможные изъятия определенной части финансовых ресурсов в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Анализ перспектив развития малого предпринимательства в России

 

Доминирование в экономической политике интересов  олигархий и монополий, определяющееся на сырьевой потенциал, носит сугубо конъюнктурный характер и не отвечает стратегическим целям развития страны. Закономерность такова: чем больше эффективно работающих конкурентоспособных  малых и средних предприятий  в промышленности, строительстве  и новаторской сфере, тем больше вклад этого сектора в ВВП  и выше темпы экономического роста. Следовательно, философия, объединяющая интересы крупного, среднего и малого бизнеса, должна быть предельно простой: укрепление экономического и инновационного потенциала государства начинается с местных, локальных рынков, способствующих росту благосостояния населения и авторитета страны в мире.

В структуре  малого предпринимательства преобладает  предприятия торговли, общественного  питания, по ремонту и услугам. В  течение пяти – шести лет отраслевая структура малых предприятий  остается без существенных изменений.

В известных  документах ООН (Материалы семинара по вопросам инновационной культуры. ЮНЕСКО. Париж, 28 февраля – 1 марта 2002 г.)   отмечается, что для борьбы с бедностью большое значение имеет целевая финансовая помощь, направляемая в том числе и на развитие малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых и средних предприятий. Именно малый бизнес способен дать людям работу, вывести их из нищеты, постепенно создавая условия для самодостаточного существования. Решение этих задач исключительно актуально для многих остальных российских регионов.

В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того или иного предприятия зависит не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности: открытость и прозрачность экономики; политику и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительность труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства, глубину институциональных преобразований. Следует эти показатели дополнить еще двумя группами факторов, оцениваемых в основном экспертно: показателями, во – первых, уровня развития малого бизнеса, включая «насыщенность» экономики малыми предприятиями, в том числе инновационными, степени поддержки МП и, во – вторых, антикоррупционности, уменьшения административных барьеров.

Развитие  предпринимательства в значительной мере зависит от масштабов его  финансовой поддержки со стороны  государства. Рост числа новых малых  предприятий, увеличение объемов выпуска  продукции, продаж и оказание услуг  действующими малыми предприятиями  и индивидуальными предпринимателями  без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие  связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для  этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20 – 30 процентные «резервы» от объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3 – 5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно 8 – 10 %, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие  – необходимость скорейшего и  резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей.

Третье условие  – необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку  малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств  Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников на таких приоритетных направлениях, как:

-создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам  активнее включаться в процесс  кредитования начинающих и закрепившихся  предпринимателей;

-увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2 – 3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

-эффективное использование возможностей  финансового лизинга и франчайзинга как гибких  финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса.

Четвертое условие  – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства  на федеральном уровне за реализацией  решений президента РФ.

Принципиально важно разделить ответственность  между государственными органами исполнительной и законодательной власти, с одной  стороны, отвечающими за формирование и проведение государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, создание благоприятных условий  для его развития, с другой –  отвечающими за меры по реализации федеральных программ государственной  поддержки мало8го предпринимательства и по упрощению доступа малых предприятий к финансовым ресурсам.

Пятое условие  – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление  доминирующего (из-за бедности 30 – 40 % населения) консервативного типа потребительского поведения. На мой взгляд, это условие  имеет особое  значение. Низкий уровень  спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых  технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам  и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент  многих продуктов питания, крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они  практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния  этого процесса на экономическую  динамику в субъектах Российской Федерации предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические  факторы (объем валового регионального  продукта, объем произведенными малыми предприятиями продукции, число  малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число  безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).

Для регионов, в которых преобладают отрасли пищевой и легкой промышленности, необходимо разработать специальные программы поддержки МП с мерами защиты потребительского рынка от низкокачественной и фальсифицированной продукции, которая ныне поступает из Турции, Китая и ряда других стран, а также ввести заслоны против ее нелегального, контрабандного ввоза.

Нехватка  инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем  предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют много миллиардных вложений – от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированые отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями (и это при невысоком уровне потребительского спроса). Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти. 

 

Для стабильной работы малых и средних  предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта целесообразно, чтобы Минэкономразвития РФ совместно  с Торгово – промышленной палатой РФ, Российским агентством малых и средних предприятий обеспечили условия для создания оперативно действующей справочно–информационной системы о положении дел в России и других странах СНГ. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных  рисков. Для этого они должны знать конъюктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же «сигналы мирового рынка» рядовому бизнесмену еще долго будет не под силу.

2.3.Анализ поддержки предпринимательства

 

   Государственная политика  по поддержке предпринимательства  за несколько лет прошла путь  от отдельных предприятий по  его инвестиционной поддержке  к целостному комплексу мер , направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

-формирование нормативно-правовой  базы поддержки малого предпринимательства;

-развитие системы государственной  финансово-кредитной и инвестиционной  поддержки малого предпринимательства;

-информационное, научно-методическое  и кадровое обеспечение малого  предпринимательства;

-создание системы социальной  защиты и безопасности в малом  предпринимательстве.

  Структура органов государственной  поддержки малого бизнеса на  федеральном уровне, сформировавшаяся  к настоящему времени, включает  следующие организации:

-Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства;

-Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства и  развития конкуренции;

-Агентство по поддержке малого  бизнеса;

-Фонд содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере;

-Банк содействия развитию малого  бизнеса;

-Торгово-промышленная палата;

-Департамент и отделы федеральных  министерств и ведомств, отделы  региональных органов управления, занимающиеся проблемами поддержки  малого предпринимательства.

 

 

2.4.Анализ факторов, препятствующих развитию российского бизнеса

 

По данным исследования «Что препятствует развитию Российского бизнеса?», проведенное  ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги», главным препятствием для  развития Российского бизнеса на конец 2005 года представители деловых кругов назвали коррупцию.

В рамках исследования было опрошено 112 представителей российского  бизнеса – собственников и  топ - менеджеров крупнейших компаний. Им предложили оценить по десятибалльной шкале наиболее значимые в настоящее  время факторы, тормозящие развитие бизнеса. Затем была рассчитана важность каждого фактора – усредненная  оценка бизнесменов, выраженная в процентах  к ее максимальной величине (см. диаграмму [2, ст.14]).

                                                                                        

   Диаграмма [2, с.14]

 

 

Проанализировав итоги исследования, отметим, что предприниматели стали  придавать гораздо меньше значения общей экономической и политической нестабильности в стране, зато количество бизнесменов, назвавших эту проблему главной, выросло. Из этого следует: по мнению бизнеса, государство определилось с новыми жертвами в бизнес –  среде.

Главным препятствием для развития российского бизнеса  в конце 2005 года представители деловых  кругов назвали коррупцию. Этот фактор и раньше был в первой тройке, но на вершину рейтинга все же не попадал. По данным исследования он лидирует с весьма высокой значимостью – 64,7%. Кроме лидерства в общем зачете, фактор коррупции получил наибольшее количество первых мест – от 26,8 % опрошенных. Отечественное деловое сообщество в вопросе о значении коррупции проявило редкое единодушие.

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства. Мировой и российский опыт развития предпринимательской активности