Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ЗАО «Великолукский молочный комбинат». Для чего необходимо исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия, состояние маркетинговой службы предприятия, вычислить финансовые результаты производственной деятельности предприятия за определенный период.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Формы и виды предпринимательской деятельности

1.1 Общее понятие предприятия и предпринимательской деятельности..........5

1.2 Современные формы предпринимательской деятельности, их краткая характеристика.........................................................................................................9

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.1 Цели и задачи анализируемого предприятия................................................18

2.2 Экономическая характеристика предприятия..............................................20

2.3 Состояние маркетинговой службы................................................................24

2.4 Финансовые результаты производственной деятельности предприятия..27

3. Перспективы развития предприятия

3.1 Система количественных и качественных показателей плана...................29

3.2 Задачи развития маркетинговой службы......................................................34

3.3 Основные разделы и показатели плана развития предприятия..................36

Выводы и предложения........................................................................................41

Список использованной литературы...................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 70.15 Кб (Скачать файл)

       

Вывод: рассчитав показатели обеспеченности использования основных производственных фондов можно сказать, что ЗАО  «Великолукский молочный комбинат»  за 3 рассматриваемые года улучшил  свои показатели. В 2007 году по сравнению  с 2005 фондообеспеченность, фондовооруженность и фондоотдача увеличились примерно на 40%, а фондорентабельность, за счет увеличения прибыли предприятия, в 1,2 раза. Фондоемкость при этом снизилась на 50%, что положительно сказывается на деятельности предприятия. Энергообеспеченность же, из-за незначительного изменения мощности энергетических средств, увеличилась всего на 7,7%. Таким же не высоким изменением характеризуется и энерговооруженность – 1,6%, причиной тому все та же, не значительно увеличившаяся, мощность энергетических средств. Но стоит отметить, что, не смотря на это, предприятие все же увеличивает стоимость валовой продукции и основных производственных средств. 
 
 
 
 

2.3 Состояние маркетинговой  службы.

    В рыночной экономике предприятие  должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в  том случае, если все время развивается, идет в ногу с прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать аккумулирование  средств, позволяющих содержать  себя, осуществлять обновление и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответственно вести расширенное  воспроизводство. Такое аккумулирование  предприятие может обеспечить только при успешной реализации своего продукта на рынке. Чтобы сознательно влиять на ход продажи своего продукта на рынке, а тем самым и на обеспечение дохода, необходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть олицетворение такой активной позиции.

    Маркетинг представляет собой процесс планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения законов  рынка в целях реализации товаров  и услуг и получения прибыли  в условиях конкуренции.

      Маркетинг необходим при следующих условиях:

- при  насыщении рынка товарами, т.е.  при повышении предложения над  спросом;

- острой  конкуренции, усилении борьбы  за покупателями;

- свободных  рыночных отношениях, т.е. возможности  без административных ограничений  выбирать рынки сбыта и снабжения,  устанавливать цены, вести коммерческую  политику и т.д.;

- полной самостоятельности предприятий.

     Служба  маркетинга - самостоятельное структурное  подразделение предприятия, которое  состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности.   Служба маркетинга создается приказом генерального директора в соответствии с утвержденной структурой.

     В  своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством,  приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением. 

     Служба  маркетинга создана с целью:

-максимальной  адаптации производства к требованиям  рынка, повышения эффективности  функционирования предприятия;

-воздействия  на рынок и потребительский  спрос с помощью всех доступных  средств в целях формирования  его в необходимых для предприятия  направлениях;

-развития  и поощрения на предприятии  творческого подхода к решению  возникших в результате проведения  маркетинговых исследований технических  и хозяйственных проблем, и  в первую очередь, по совершенствованию  и повышению качества продукции  и услуг;

-обеспечение  целевого управления процессом  производства; 

     Поставленные  перед службой цели достигаются  решением следующих задач:

-комплексного  изучения рынка;

-выявление  потенциального спроса и неудовлетворенных  потребностей рынка;

-планирование  товарного ассортимента и цен;

-разработки  мер для наиболее полного удовлетворения  существующего спроса;

-разработки  мер по совершенствованию управления  и производства.

    Некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю  максимально широкий выбор. Система  должна дать потребителю возможность  найти товары, которые наиболее полно  отвечают его вкусу. Я считаю, что ЗАО «Великолукский молочный комбинат» стремится осуществить данную цель, периодически пополняя и расширяя ассортимент выпускаемой продукции.

    Предприятие выпускает и реализует более 100 наименований продукции. Основные торговые марки - «Молоколамск», «Коровушка», «Сыры  из Великих Лук».

      Под  торговой маркой "Молоколамск" предлагается высококачественная продукция, которая отвечает самым высоким требованиям покупателей: ее, отличает экологическая чистота и полное отсутствие химических добавок; она обогащена бифидобактериями и расфасована в красивую и удобную упаковку пюр-пак.

«Коровушка» выпускается исключительно в экономичных пленочных пакетах, для чего на предприятии специально установили новейшую упаковочную линию особо прочной пленки финского производства «Финпак», которая в Псковской области пока еще не имеет аналогов и запаивается сверхнадежным способом. Плёнка, в которую упаковываем продукцию марки «Коровушка» хранится в стерильных условиях, и перед поступлением на конвейер просвечивается ультрафиолетом, чтобы исключить попадание микробов. 

 

2.4 Финансовые результаты  производственной  деятельности предприятия.

      Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

     Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают

субъекты  хозяйствования после реализации продукции. Только после

продажи продукции чистый доход принимает  форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

      Эффективность основной деятельности предприятия  по  производству  и реализации   товаров,   работ   и    услуг   характеризуется    показателем рентабельности  продукции.  Он  определяется  отношением  прибыли  к  полной себестоимости продукции. Этот показатель может  быть  широко  использован  в аналитических  целях,  так  как  позволяет  производить  расчеты,   соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на  продукцию.

      Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

     Определим финансовые результаты молочного комбината  за 2005, 2006, 2007 годы и сравним 2007 год  с 2005.

     Прибыль рассчитывается по формуле:

        Прибыль = Выручка от реализации – полная себестоимость            (8)

                      Уровень рентабельности =                            (9)

Таблица 3 – Финансовые результаты производственной деятельности

Показатели 2005 2006 2007 2007 в % к 2005
Выручка от реализации, тыс. руб. 129327 173821 347642 2,7 раза
Полная  себестоимость, тыс. руб. 128285 172321 344833 2,7 раза
Прибыль тыс. руб. 1045 1500 2809 2,7 раза
Уровень рентабельности, % 0,815 0,87 0,815 0

      Финансовые  результаты предприятия в значительной мере зависят от состояния, качества и структуры основных производственных фондов.

      В период с 2005 по 2007 годы на предприятие  происходило постепенное увеличение выручки от реализации, себестоимости  продукции, и как следствие прибыли. В конечном счете, прибыль в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась  в 2,7 раза. Но вместе с тем уровень рентабельности производства за данный период остался неизменным, это является свидетельством того, что эффективность работы предприятия в целом не изменилась.

     Так как, уровень рентабельность  напрямую зависит от выручки и себестоимости продукции, то для его роста необходимо выполнение одного из следующих условий:      

 - рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости;                  - снижение себестоимости при постоянном объеме выручки;

- либо  больший темп роста выручки  по сравнению с темпом роста  величины себестоимости.

3. Перспективы развития  предприятия.

3.1 Система количественных  и качественных  показателей плана. Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т. е. от прогнозирования. В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства. Однако эти прогнозы достаточно достоверными не были, и результат - состояние экономики сейчас. Поэтому особенно необходимо изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.       В этих условиях формирование предприятиями производственных программ будет осуществляться на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе и на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.           На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами. Вместо жесткой директивной формы отношений в управлении экономикой на первый план выдвигается динамичное саморегулирование экономических процессов, целенаправленно поддерживаемое соответствующими актами и стимулируемое с помощью различных экономических рычагов:                                                               - налогов и налоговых льгот;

- процентов по вкладам и ссудам;                                   - валютного курса;                     - норм амортизационных отчислений и др.     Решению задач по формированию и реализации производственных программ предприятий во многом может способствовать использование маркетинга, его принципов, методов, техники. Вместе с тем, целесообразно усовершенствовать и использовать наработанную методологию планирования.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики