Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ЗАО «Великолукский молочный комбинат». Для чего необходимо исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия, состояние маркетинговой службы предприятия, вычислить финансовые результаты производственной деятельности предприятия за определенный период.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Формы и виды предпринимательской деятельности

1.1 Общее понятие предприятия и предпринимательской деятельности..........5

1.2 Современные формы предпринимательской деятельности, их краткая характеристика.........................................................................................................9

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.

2.1 Цели и задачи анализируемого предприятия................................................18

2.2 Экономическая характеристика предприятия..............................................20

2.3 Состояние маркетинговой службы................................................................24

2.4 Финансовые результаты производственной деятельности предприятия..27

3. Перспективы развития предприятия

3.1 Система количественных и качественных показателей плана...................29

3.2 Задачи развития маркетинговой службы......................................................34

3.3 Основные разделы и показатели плана развития предприятия..................36

Выводы и предложения........................................................................................41

Список использованной литературы...................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 70.15 Кб (Скачать файл)

В современных  условиях при разработке планов развития предприятий важное значение приобретает  дальнейшее совершенствование методологии  планирования, т.е. совокупности приемов  и способов разработки планов.  Основные направления совершенствования методологий планирования: повышение научно-технического и расчетно-экономического обоснования планов; широкое применение системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм, балансовых расчетов; дальнейшее улучшение системы показателей в целях повышения эффективности производства - снижение материалоемкости и фондоемкости, рост производительности труда, увеличение выпуска высококачественное продукции, обеспечение напряженности и тщательной сбалансированности планов.          Обоснование планов развития предприятий осуществляется на основе системы прогрессивных технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. на изготовление единицы продукции (или выполнение определенного объема работы) установленного качества. Норматив - величина относительная, характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема и т. д. (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на 1 руб. основных фондов). Применяемые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т. е. при их разработке необходимо учитывать современный уровень развития науки, техники, технологии, организации производства и труда; наиболее полно использовать производственные мощности и передовой производственный опыт.            Наиболее совершенный метод разработки норм - расчетно-аналитический, при котором нормы и нормативы технически обосновываются с помощью всестороннего критического анализа состояния производства, возможных изменений в нем, изучения влияния различных факторов. В основу норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в плановом периоде.   Технико-экономические нормы и нормативы разрабатываются по следующим основным группам:                  - нормы затрат живого труда;                    - нормы материальных затрат;                   - нормативы использования орудий труда;       - нормативы организации производственного процесса;                Назначение отдельных групп норм и нормативов различно. Нормы затрат живого труда служат в основном для определения уровня производительности труда, использования рабочего времени, установления размера заработной платы. На основе удельных норм расхода материальных ресурсов и производственной программы определяется потребное количество отдельных видов и марок материальных ресурсов. Нормативы использования орудий труда позволяют рассчитывать уровень использования производственных мощностей. Нормы и нормативы служат для определения себестоимости продукции.       Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышения эффективности производства предопределили систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, подразделяются на количественные и качественные.

Количественные  показатели плана выражаются абсолютным и величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов.   К количественным показателям плана ЗАО «Великолукский молочный комбинат» относятся стоимость валовой продукции, среднегодовая численность работников, прибыль, затраты на производство молочной продукции, стоимость основных производственных средств и т.д.   Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др. К качественным показателям относятся также те, которые выражают соотношение количественных показателей между собой, например, рентабельность производства, фондоотдача, качество продукции. ЗАО «Великолукский молочный комбинат» можно охарактеризовать такими качественными показателями плана как уровень рентабельности, фондоемкость, фондоотдача, выручка от реализации.     Между количественными и качественными показателями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для того чтобы рационально организовать труд коллектива предприятия, обеспечить непрерывность и пропорциональность развития производства, нацелить работников на повышение эффективности производства, одного показателя, например объема товарной продукции, недостаточно. Нужна система, сочетание количественных и качественных показателей, которые направили бы работников промышленности не только на увеличение объема выпуска продукции, но и на изготовление этой продукции в нужной населению и народному хозяйству страны номенклатуре, требуемого качества, с получением определенного эффекта в виде прибыли, при минимальных затратах трудовых, материальных и денежных ресурсов. Определяющим в решении этой проблемы является переход предприятий к рыночным отношениям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Задачи развития  маркетинговой службы.

     Для повышения эффективности функционирования предприятия и воздействия на потребительский спрос служба маркетинга должна решать следующие задачи:

-исследование  факторов, определяющих структуру  и динамику потребительского  спроса на продукцию предприятия,  предлагаемую к производству;

-ориентация  разработчиков новой продукции  на выполнение требований потребителей  к выпускаемой продукции;

-анализ  конкурентоспособности продукции  предприятия предлагаемой к производству,  сопоставление ее цены с аналогичными показателями конкурирующей продукции;

-выполнение  расчетов и подготовка исходных  данных для составления расчетной  калькуляции изделий в стадии  маркетинговых исследований;

-составление  предварительной сметной калькуляции  товарной продукции и проекты  цен на выпускаемую продукцию,  участие в технико-экономическом  обосновании освоения новых видов  продукции, новой техники, прогрессивной  технологии, механизации и автоматизации  производственных процессов; 

-участие  в разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов;

-контроль  внедрения мероприятий с позиции  экономической эффективности новой  техники и технологии, влияющих на цену продукции;

-выдача  предложений по улучшению качественных  характеристик продукции, конструкции  и технологии производства выпускаемой  и новой продукции;

-организация  работ по анализу ценовой политики  со сторонними организациями являющимися поставщиками сырья для производства продукции;

-оформление  и отправка заявок, поиск инвесторов, подготовка и участие в ярмарках, в том числе международных  инвестиционных проектов;

-разработка  стратегии маркетинга с учетом  потребностей в данной продукции,  емкости рынка, меняющегося платежеспособного  спроса, конкуренции;

-разработка  стратегии рекламы по каждому  товару и плана проведения  рекламных мероприятий;

-обеспечение  участия предприятия в центральных  и региональных выставках и  ярмарках, подготовка необходимых  документов и материалов;

-изучение  и использование передового опыта  рекламы и стимулирования сбыта;

-анализ  состояния реализации продукции  предприятия, выявление продукции,  не имеющей достаточного сбыта,  определение причин этого;

-подготовка  предложений и рекомендаций к  плану производства продукции  предприятия по номенклатуре  и количеству, исходя из результатов  маркетинговых исследований;

-подготовка  материалов маркетинговых исследований  для разработки бизнес-плана на  вновь осваиваемую продукцию;

-подготовка, согласование и заключение согласований  о намерениях, договоров на поставку  продукции и других видов договоров  и протоколов, необходимых для предприятия.

 

3.3 Основные разделы  и показатели плана  развития предприятия.

     План  развития предприятия включает следующие  основные разделы:                  - план производства промышленной продукции (производственная программа);            - план развития науки и техники;         - план повышения экономической эффективности производства;              - план капитальных вложений и капитального строительства;                             - план материально-технического обеспечения;       -план по труду и кадрам;          -план по издержкам производства и реализации продукции; финансовой план;              -план социального развития коллективов предприятий и объединений;   -план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.         Центральный раздел плана развития предприятия - план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции. Существенное место в этом разделе занимает и планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства. Это играет большую роль для прогрессивного развития любого предприятия. Так в ЗАО «Великолукский молочный комбинат» комбинирование и кооперирование промышленного производства способствует увеличению выпуска молочной продукции с наименьшими затратами времени, более рациональному использованию рабочей силы и выпуску разнообразной продукции с меньшими затратами.               Важная часть плана развития предприятия - план развития науки и техники. Главное его значение - ускорение научно- технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, научной организации труда.

     Большое значение в современных условиях приобретает внедрение вычислительной техники. В плане развития науки  и техники предусматриваются  важнейшие мероприятия по созданию автоматизированных систем управления, концентрации средств вычислительной техники на важнейших объектах, по увязке проводимых мероприятий, по созданию и внедрению отраслевых автоматизированных систем управления и систем обработки  информации общегосударственного значения. Неотъемлемая часть этого раздела - планирование стандартизации и метрологического обеспечения.       Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваиваемая производством впервые в стране; уровень механизации и автоматизации труда с выделением основного и вспомогательного производства; относительное уменьшение численности работников, рост производительности труда и снижение себестоимости товарной продукции в планируемом периоде в результате мероприятий, повышающих технический уровень производства и др., а также специфические для предприятий промышленности и производств показатели качества выпускаемой продукции, использования оборудования, материалоемкости производства, производительности труда в натуральном выражении и др.   Важным в планировании развития предприятий является разработка плана повышения экономической эффективности производства, в котором даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе этих показателей: темпы роста производства чистой и товарной (валовой) продукции; общая рентабельность; затраты на 1 руб. товарной (валовой) продукции; темпы роста производительности труда и доля прироста чистой и товарной (валовой) продукции вследствие повышения производительности труда; производство чистой и товарной (валовой) продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов (фондоотдача); оборачиваемость оборотных средств; показатели капиталоемкости и материалоемкости.       План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение крупных цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства - модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым, более производительным, совершенствование технологии производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.  Основные показатели плана капитального строительства: ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет их технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий; объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ; объем незавершенного производства.    План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.  Определение потребностей промышленного производства в материальных ресурсах, их распределение и использование должны осуществляться на основе прогрессивных технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных нормативов использования оборудования, машин, механизмов. План материально- технического обеспечения разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.  При разработке плана по труду и кадрам главная задача - предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другой важный показатель данного раздела - фонд заработной платы. Здесь же рассчитывается и средняя заработная плата работников. Для определения потребности предприятий в рабочей силе разрабатывается балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения. Все разделы плана развития предприятия тесно взаимосвязаны. Обобщающим разделом плана, в котором находят отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции. При его разработке ставится задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Непосредственная цель планирования себестоимости - экономически обоснованное определение величины затрат на производство, необходимых для изготовления предусмотренной планом продукции, а задача планирования прибыли - исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.      План по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, внедрения достижений науки и техники и других разделов.            В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важной частью финансового плана является кредитный план.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики