Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.

Содержание

Введение.
1. Предпринимательство – специфический вид хозяйственной деятельности…..5
2. Условия развития предпринимательства в российской экономике…………21
3. Типы организации предприятий………………………………………………31
4. Основные проблемы функционирования предприятий…………………….35
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Макро курс.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Курсовая работа

 

по  курсу «Макроэкономика»

на тему:

Предприятие и предпринимательство 

в рыночных условиях России 
 
 
 
 
 
 

              Выполнил:      

              Студент 1 курса

              Направление «Экономика» 

              Профиль «БУАА»

              факультета  ВВиДО

              Фунтикова Е.В.

              Руководитель: к. э.н., доц. О.В. Трубецкая 
               
               

Самара 2012 
 

План

Введение.

1. Предпринимательство  – специфический вид хозяйственной  деятельности…..5

2. Условия  развития предпринимательства в  российской экономике…………21

3. Типы  организации предприятий………………………………………………31

4. Основные  проблемы функционирования предприятий…………………….35

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной  экономики. В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.

За  последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.  
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

  Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Предпринимательство  – специфический  вид хозяйственной  деятельности. 

Осознание значения и роли института предпринимательства началось лишь на рубеже 19-20 вв.  Именно тогда французский экономист Андре Маршалл добавил к известным трем факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый – организацию. С этого момента началось расширение понятия предпринимательства. Американский экономист сформулировал четыре фактора производства следующим образом: 1) капитал, 2) капитальные блага – средства производства и земля, 3) деятельность предпринимателя, 4) труд рабочего.

В экономической теории понятие "предприниматель" появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием "собственник". Английский экономист Р. Кантильон, впервые внес термин "предприниматель" в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п.

В дальнейшем австриец Йозеф Шумпетер трактует понятие «предприниматель» как новатор. По его словам функция предпринимателя состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом - им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его  трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической  категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Существует  не одно определение предпринимательства:

1) Это  деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

2) Это  инициативная самостоятельная деятельность  граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а так же операции с ценными бумагами.

3) Предпринимательство  является деятельностью, которая  связана с вложением средств  в целях получения прибыли  на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Последняя формулировка является более удачной, так как в ней подчеркнуто, что это непосредственно деятельность,  а не просто способность заниматься этой деятельностью.

Недостатком определения «предпринимательства» в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. (Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли) является отсутствие важного элемента определения – указания о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой.

В научной литературе предпринимательство рассматривается в трех аспектах: как экономическая категория; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица. Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои "ниши" в хозяйственной системе. 
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

  Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав - по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений. 
Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности. 
Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью  оригинальных взглядов и подходов к  принятию решений, которые реализуются  в практической деятельности. Центральную  роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие, - считал И. Шумпетер. "Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов - самому эти процессы определять".  
Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен  и избирателен. он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель  изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям. 
В нашей отечественной литературе предпринимательство также рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполне естественно: ведь управление есть своего рода "искусство возможного". Тем более что речь идет об управлении и организации производства в условиях возрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальные склонности, навык, сметка играют не последнюю роль.

К важнейшим чертам предпринимательства  относятся:

1. самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

    Любой предприниматель свободен  в принятии решения по тому  или иному вопросу в рамках  правовых норм.

2. экономическая заинтересованность.

    Главная цель предпринимательства  – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса.

3. хозяйственный риск и ответственность.

    При любых самых выверенных  расчетах неопределенность, риск остаются.

Дается следующее определение «риска»:

Это вероятность возникновения убытков  или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Но  существует и более полное определение:

Риск  – это деятельность, связанная  с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. Сущность риска составляет взаимосвязь следующих элементов:

1. Возможность отклонения от предполагаемой  цели, ради которой осуществлялась  выбранная альтернатива,

2.   Вероятность достижения желаемого  результата,

3.   Отсутствие уверенности в достижении  поставленной цели,

4.   Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Наряду  с этим риску присущ ряд черт, которые способствуют пониманию  содержания риска:

- противоречивость

- альтернативность

- неопределенность

В процессе своей деятельности предприниматель сталкиваются с совокупностью различных видов рисков.

Предпринимательский риск -это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов. Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве. В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет стройной системы классификации предпринимательских рисков. Существует множество подходов к классификации риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетером, который выделяет два вида риска:

Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России