Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:36, курсовая работа
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.
Введение.
1. Предпринимательство – специфический вид хозяйственной деятельности…..5
2. Условия развития предпринимательства в российской экономике…………21
3. Типы организации предприятий………………………………………………31
4. Основные проблемы функционирования предприятий…………………….35
Заключение.
Список литературы.
Все эти
процедуры взаимодействуют друг
с другом, а также с другими процедурами.
Каждая процедура выполняется, по крайней
мере, один раз в каждом проекте. Несмотря
на то, что мы рассматриваем здесь представленные
как дискретные элементы с четко определенными
характеристиками, на практике они могут
частично совпадать и взаимодействовать.
Необходимо перейти в управлении риском
к интегрированному подходу, в котором
средства и методы совместно используются
на всем предприятии, а в управлении компанией
есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный
подход — это активная позиция, так как
подразумевает предвидение, а не пассивную
реакцию на риск, такой подход предоставляет
больше возможностей и ограничивает опасности.
2.
Условия развития
предпринимательства
в российской экономике.
Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного
предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО, предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в
экономику
и государственное
предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более
общими задачами развития экономики. Государство сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.
Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через выяснение крепостного вотчинно-дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были единоличные (частно-индивидуальные) фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые или частно-коллективные). Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную солидарную ответственность, а участие АО («акционеры») и участники товарищества на паях («пайщики») несли полную, ограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Поэтому лицам, отдавшим предпочтение такой форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждения же АО и предприятий паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. Что касается АО и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному. В первом случае решалась в основном задача мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе нового предприятия. Во втором – пайщики руководствовались главным образом мотивами расширения, развития и укрупнения «общественного» бизнеса. Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, дабы обеспечить сохранение решающей роли в фирме за прежними ее владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные товарищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо несших полную ответственность за дела фирмы «товарищей» участниками торгового дома были также лица, отвечавшие контрагентами только в пределах своего вклада.
В результате пореформенного учредительского бума к началу ХХ века предпринимательстве Российской империи ведущую роль стали играть АО и паевые фирмы предпринимательской деятельности. АО и паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции
(включая
также базовые отрасли
В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов,
направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития
предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,
общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.
Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и
обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное
функционирование
рыночной экономики, сосуществование
различных субъектов, каждому из которых
отведены свои сферы приложения деятельности
и свои задачи. Государству же предстоит
приложить усилия для всемирного развития
и поддержания в долговременной перспективе
конкурентной среды и её стабильности
в качестве среды хозяйствования.
Рост
числа малых предприятий и их распределение
по отраслям экономики в 1996—2002 гг. приведено
в табл. 1.
Отрасль | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 |
Всего | 841,7 | 861,1 | 868,0 | 890,6 | 879,3 | 843,0 | 882,3 |
Промышленность | 131,9 | 134,8 | 136,1 | 136,2 | 134,2 | 125,1 | 121,0 |
Сельское хоз-во | 10,9 | 11,9 | 13,8 | 13,5 | 14,4 | 13,4 | 15,6 |
Строительство | 138,0 | 142,1 | 137,5 | 135,9 | 126,8 | 121,9 | 113,0 |
Транспорт | 17,5 | 18,6 | 18,6 | 21,0 | 19,5 | 18,8 | 20,2 |
Связь | 2,9 | 2,7 | 3,2 | 4,8 | 3,7 | 3,7 | 3,9 |
Торговля и общественное питание | 359,3 | 372,8 | 386,1 | 399,7 | 407,5 | 388,1 | 422,4 |
Торговля произв. Технической продукцией | 14,6 | 14,3 | 13,2 | 14,6 | 13,9 | 15,9 | 27,9 |
Информационно-вычислительное обслуживание | 6,1 | 6,4 | 5,2 | 5,2 | 5,6 | 6,4 | 6,5 |
Операции с недвижимостью | 3,9 | 4,6 | 5,9 | 8,4 | 11,1 | 14,2 | 20,3 |
Деятельность по обеспечению функционирования рынка | 35,9 | 36,0 | 35,2 | 36,7 | 35,7 | 34,7 | 38,8 |
ЖКХ | 2,8 | 3,9 | 5,1 | 5,4 | 5,1 | 5,2 | 3,1 |
Бытовое обслуживание | 10,2 | 11,3 | 9,2 | 9,2 | 9,6 | 9,4 | 9,8 |
Здравоохранение и соц. обеспечение | 11,0 | 15,4 | 17,2 | 17,9 | 18,5 | 17,4 | 19,0 |
Образование | 6,6 | 7,0 | 6,7 | 6,5 | 5,5 | 5,0 | 3,4 |
Культура | 6,5 | 7,9 | 8,1 | 7,8 | 8,4 | 7,9 | 8,1 |
Наука | 46,7 | 43,9 | 38,8 | 37,1 | 30,9 | 28,5 | 22,7 |
Финансы, кредит | 10,8 | 7,8 | 7,5 | 6,6 | 5,9 | 5,6 | 5,0 |
Другие | 26,1 | 19,7 | 20,6 | 24,1 | 23,0 | 21,8 | 21,6 |
Как видно из таблицы, на конец, 2002 г. в России число малых предприятий составило 882,3 тыс. Практически их общее число в 1996—2002 гг. оставалось примерно на одном уровне, незначительно отклоняясь в ту и другую сторону (в конце 1999 г. в стране было максимальное число малых предприятий - 890,6 тыс.). Число малых предприятий в промышленности из года в год снижалось. Так, если максимальное их число было в конце 1999 г. - 136,2 тыс., то к концу 2002 г. оно снизилось до 121,0 тыс. Доля промышленных предприятий в общем числе малых предприятий на этот период сократилась с 15,7 до 13,7%. Такая же тенденция прослеживается и в строительстве. Здесь в 1996-2002 гг. число малых предприятий снизилось с 138 до 113 тыс., а их доля сократилась с 16,4 до 12,8%. Отметим такой негативный факт, как уменьшение более чем в 2 раза (с 46,7 до 22,7 тыс.) числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (в процентном отношении с 5,5 до 2,6%).
Отрасли экономики, где за указанный период наблюдался существенный рост числа малых предприятий, это — торговля и общественное питание (с 359,3 до 422,4 тыс.), оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения (с 14,6 до 27,9 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 до 20,3) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 до 19 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятий России.
Если обратиться к статистике по индивидуальным предпринимателям, прошедшим регистрацию (перерегистрацию), их насчитывается по данным на 1 января:
2006 г. – 2672,4 тыс. чел.
2007 г. – 2988, 3 тыс. чел.
2008 г.
– 3434,2 тыс. чел.
Отсюда следует, что
1. Для современной экономики характерна сложная комбинация производств, различных по масштабу — крупных, средних и мелких. В последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, оказанием услуг, в торговле.
2. Предпринимательство
различают по видам и формам собственности.
По виду (или назначению) предпринимательская
деятельность делится на производственную,
торговую, посредническую, консультационную,
финансовую и др. Все они могут функционировать
раздельно или вместе (например, торгово-посредническая
деятельность, производственно-торговая
и т. п.). Формами собственности являются
частная, государственная, муниципальная,
а также собственность общественных объединений
(организаций).
3. Важнейшим видом предпринимательской
деятельности является производственная,
где осуществляется основная фаза воспроизводственного
цикла — производство продукции и услуг.
К этому виду предпринимательства относятся
инновационная, научно-техническая деятельность,
непосредственно производство продукции.
Важнейший этап производственной деятельности
— приобретение или аренда факторов производства,
к которым относятся основные и оборотные
производственные фонды, рабочая сила
и информация.
4. Основное содержание коммерческого
предпринимательства составляют операции
и сделки по купле-продаже, другими словами,
перепродажа товаров и услуг. Полем деятельности
коммерческого предпринимательства служат
товарные и торговые организации.
5. Сферой
деятельности финансового (финансово-кредитного)
предпринимательства являются обращение,
обмен стоимостей.
Особенность финансовой деятельности
состоит в том, что она тесно связана с
производственной и коммерческой деятельностью,
хотя может быть и самостоятельной — банковское,
страховое дело и др. Основное поле деятельности
финансового предпринимательства — коммерческие
банки и фондовые биржи.
6. В
последние десятилетия в
7. В промышленно развитых странах вложения
средств в интеллектуальный капитал в
форме консультационных услуг считаются
не менее эффективными, нежели вложения
в новое оборудование или передовую технологию.
8. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются
в виде консультационных проектов и включают
три основных этапа: выявление проблем
(диагностика), разработка решений (проекта)
и осуществление решений (проекта). Наиболее
распространены три метода консультирования
— экспертное, процессное и обучающее.
На практике, как правило, применяется
комбинация всех трех методов.
9. Для
предложения различных видов
проектов работникам
10. Для формирования предпринимательства нужны определенные экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий — предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объем денежных средств, который они могут истратить на эти покупки, и др.
11. Малый
бизнес в современной России
по ряду параметров отстает
от промышленно развитых стран.
График 1. Количество малых предприятий в России, 1991-2000 (в тысячах)
Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России