Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.

Содержание

Введение.
1. Предпринимательство – специфический вид хозяйственной деятельности…..5
2. Условия развития предпринимательства в российской экономике…………21
3. Типы организации предприятий………………………………………………31
4. Основные проблемы функционирования предприятий…………………….35
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Макро курс.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Все эти  процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами. Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что мы рассматриваем здесь представленные как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать. Необходимо перейти в управлении риском к интегрированному подходу, в котором средства и методы совместно используются на всем предприятии, а в управлении компанией есть хорошо продуманная стратегия. Интегрированный подход — это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности. 

2. Условия развития  предпринимательства  в российской экономике. 
 

Развитие  коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного

предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв. Реформа 1861 г. дала толчок и создала условия для формирования и развития частного предпринимательства на основе рынка рабочей силы экономической свободы субъективного рынка. Создавались АО,  предприятия, финансово-кредитные структуры. Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные методы. Это предполагало государственное вмешательство в

экономику и государственное регулирование. Отсюда жесткая подчиненность

предпринимательской деятельности не только в погоне за прибылью, но и более

общими  задачами развития экономики. Государство  сохраняло административный надзор и всевозможную регламентацию предпринимательской деятельности. При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и мощный государственный сектор.

Российское предпринимательство развивалось в пореформенный период главным образом через выяснение крепостного вотчинно-дворянского хозяйства, кустарных и мануфактурных предприятий частной фирмой - фабрикой. Основными организационными формами предпринимательства, согласно российскому законодательству, были единоличные (частно-индивидуальные) фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые или частно-коллективные). Участники торгового дома («товарищи») отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, то есть несли полную, неограниченную солидарную ответственность, а участие АО («акционеры») и участники товарищества на паях («пайщики») несли полную, ограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Поэтому лицам, отдавшим предпочтение такой форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждения же АО и предприятий паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе частных законодательных актов. Что касается АО и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к  коллективному. В первом случае решалась в основном задача мобилизации капитала широкого круга лиц и открытия на этой базе нового предприятия. Во втором – пайщики руководствовались главным образом мотивами расширения, развития и укрупнения «общественного» бизнеса. Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, дабы обеспечить сохранение решающей роли в фирме за прежними ее владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные товарищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо несших полную ответственность за дела фирмы «товарищей» участниками торгового дома были также лица, отвечавшие контрагентами только в пределах своего вклада.

В результате пореформенного учредительского бума к началу ХХ века предпринимательстве Российской империи ведущую роль стали играть АО и паевые фирмы предпринимательской деятельности. АО и паевые фирмы доминировали в отраслях, дававших вместе 2/3 всей промышленной продукции

(включая  также базовые отрасли дореволюционной  России, как хлопчатобумажное производство, металлургия и металлообработка, добыча и переработка нефти), а их общее число достигло 1300. А в отраслях же, дававших оставшуюся 1/3 промышленной продукции, господствовал, за некоторыми единоличный бизнес. Единоличное предпринимательство играло ведущую роль, в частности, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с паевыми обществами практически во всех отраслях российской промышленности.

В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно  выделить ряд этапов.

Для первого этапа  (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время  второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий  этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов,

направленных  на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития

предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли,

общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов.

Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и

обнаруживать  силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное

функционирование  рыночной  экономики, сосуществование  различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. 

Рост  числа малых предприятий и их распределение по отраслям экономики в 1996—2002 гг. приведено в табл. 1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Табл. 1

Отрасль 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Всего 841,7 861,1 868,0 890,6 879,3 843,0 882,3
Промышленность 131,9 134,8 136,1 136,2 134,2 125,1 121,0
Сельское  хоз-во 10,9 11,9 13,8 13,5 14,4 13,4 15,6
Строительство 138,0 142,1 137,5 135,9 126,8 121,9 113,0
Транспорт 17,5 18,6 18,6 21,0 19,5 18,8 20,2
Связь 2,9 2,7 3,2 4,8 3,7 3,7 3,9
Торговля  и общественное питание 359,3 372,8 386,1 399,7 407,5 388,1 422,4
Торговля  произв. Технической продукцией 14,6 14,3 13,2 14,6 13,9 15,9 27,9
Информационно-вычислительное обслуживание 6,1 6,4 5,2 5,2 5,6 6,4 6,5
Операции  с недвижимостью 3,9 4,6 5,9 8,4 11,1 14,2 20,3
Деятельность  по обеспечению функционирования рынка 35,9 36,0 35,2 36,7 35,7 34,7 38,8
ЖКХ 2,8 3,9 5,1 5,4 5,1 5,2 3,1
Бытовое обслуживание 10,2 11,3 9,2 9,2 9,6 9,4 9,8
Здравоохранение и соц. обеспечение 11,0 15,4 17,2 17,9 18,5 17,4 19,0
Образование 6,6 7,0 6,7 6,5 5,5 5,0 3,4
Культура 6,5 7,9 8,1 7,8 8,4 7,9 8,1
Наука 46,7 43,9 38,8 37,1 30,9 28,5 22,7
Финансы, кредит 10,8 7,8 7,5 6,6 5,9 5,6 5,0
Другие 26,1 19,7 20,6 24,1 23,0 21,8 21,6

 

Как видно  из таблицы, на конец, 2002 г. в России число малых предприятий составило 882,3 тыс. Практически их общее число в 1996—2002 гг. оставалось примерно на одном уровне, незначительно отклоняясь в ту и другую сторону (в конце 1999 г. в стране было максимальное число малых предприятий - 890,6 тыс.). Число малых предприятий в промышленности из года в год снижалось. Так, если максимальное их число было в конце 1999 г. - 136,2 тыс., то к концу 2002 г. оно снизилось до 121,0 тыс. Доля промышленных предприятий в общем числе малых предприятий на этот период сократилась с 15,7 до 13,7%. Такая же тенденция прослеживается и в строительстве. Здесь в 1996-2002 гг. число малых предприятий снизилось с 138 до 113 тыс., а их доля сократилась с 16,4 до 12,8%. Отметим такой негативный факт, как уменьшение более чем в 2 раза (с 46,7 до 22,7 тыс.) числа малых предприятий в науке и научном обслуживании (в процентном отношении с 5,5 до 2,6%).

 Отрасли экономики, где за указанный период наблюдался существенный рост числа малых предприятий, это — торговля и общественное питание (с 359,3 до 422,4 тыс.), оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения (с 14,6 до 27,9 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 до 20,3) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 до 19 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятий России.

Если  обратиться к статистике по индивидуальным предпринимателям, прошедшим регистрацию (перерегистрацию), их насчитывается  по данным на 1 января:

2006 г.  – 2672,4 тыс. чел.

2007 г.  – 2988, 3 тыс. чел.

2008 г.  – 3434,2 тыс. чел. 

Отсюда  следует, что

1. Для  современной экономики характерна сложная комбинация производств, различных по масштабу — крупных, средних и мелких. В последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров, оказанием услуг, в торговле.

2. Предпринимательство  различают по видам и формам собственности. По виду (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, торговую, посредническую, консультационную, финансовую и др. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, торгово-посредническая деятельность, производственно-торговая и т. п.). Формами собственности являются частная, государственная, муниципальная, а также собственность общественных объединений (организаций). 
3. Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная, где осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла — производство продукции и услуг. К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции. Важнейший этап производственной деятельности — приобретение или аренда факторов производства, к которым относятся основные и оборотные производственные фонды, рабочая сила и информация. 
4. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами, перепродажа товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.

5. Сферой деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства являются обращение, обмен стоимостей. 
Особенность финансовой деятельности состоит в том, что она тесно связана с производственной и коммерческой деятельностью, хотя может быть и самостоятельной — банковское, страховое дело и др. Основное поле деятельности финансового предпринимательства — коммерческие банки и фондовые биржи.

6. В  последние десятилетия в промышленно  развитых странах выделяется  самостоятельный вид предпринимательства — консультационная деятельность (консалтинг). Сопоставляя уровень ее развития в России и странах с развитой рыночной экономикой, можно сделать вывод, что в ближайшие годы этот вид предпринимательской деятельности получит широкое распространение. 
7. В промышленно развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в новое оборудование или передовую технологию. 
8. Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются в виде консультационных проектов и включают три основных этапа: выявление проблем (диагностика), разработка решений (проекта) и осуществление решений (проекта). Наиболее распространены три метода консультирования — экспертное, процессное и обучающее. На практике, как правило, применяется комбинация всех трех методов.

9. Для  предложения различных видов  проектов работникам консалтинговых  фирм рекомендуется проводить  презентации — публичные выступления.  По ходу выполнения консультационного  проекта может возникнуть необходимость проведения занятий с персоналом клиента. Управленческое консультирование принесет положительные результаты, если консультанты будут компетентно обслуживать клиентов, а клиенты не менее компетентно станут использовать рекомендации консультантов.

10. Для формирования предпринимательства нужны определенные экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий — предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объем денежных средств, который они могут истратить на эти покупки, и др.

11. Малый  бизнес в современной России  по ряду параметров отстает  от промышленно развитых стран.  Это свидетельствует о том,  что в России имеются значительные  резервы роста малого предпринимательства. 
 

 График 1. Количество малых предприятий в России, 1991-2000 (в тысячах)

Информация о работе Предприятие и предпринимательство в рыночных условиях России