Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 00:44, курсовая работа
Объектом курсовой работы является ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Предметом исследования является получение, увеличение и распределение прибыли промышленной организации.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в условиях конкуренции, а также пути её увеличения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) Изучение теоретических аспектов сущности, видов и функций прибыли.
2) Экономическая оценка прибыли и рентабельности организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………...
5
1.1 Сущность, виды и значение прибыли в условиях конкуренции...
5
1.2 Порядок образования и распределения прибыли в промышленности………………………………………………………...
10
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………..
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации……..
2.2 Оценка динамики прибыли и рентабельности организации……..
2.3 Порядок распределения и использования прибыли в организации……………………………………………………………...
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗА- ЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫЩЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТНОСПОСОБ- НОСТИ………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
Анализ таблицы 2.1 показывает, что выручка, а также себестоимость реализованной продукции в отчётном (2012) году больше, чем в прошлом (2011) году. Это вызвано ростом на закупочную и рыночную стоимость продукции. Исходя из таблицы, мы видим, что организация в 2012 году стала больше затрачивать денежные средства на коммерческие расходы, чем в 2011 году. В связи с этим прибыль в отчётном году стала меньше по сравнению с прошлым годом прошлом году.
Далее рассмотрим структуру прибыли отчётного периода организации в таблице 2.2
Таблица 2.2 - Структура прибыли отчетного периода организации
Виды прибыли |
Прошлый период |
Отчетный период |
Отклонение удельного веса, % |
Темп роста, % | ||
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
сумма, млн р. |
удельный вес, % | |||
Прибыль (убыток) от реализации продукции |
20934 |
324,2 |
14686 |
115,1 |
-209,1 |
70,2 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-5469 |
-84,7 |
-2018 |
-15,8 |
-100.5 |
36,9 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-9007 |
-139,5 |
91 |
0,7 |
140,2 |
-1,01 |
Прибыль (убыток) |
6458 |
100 |
12759 |
100 |
X |
106,1 |
Анализирую структуру прибыли отчетного периода в таблице 2.2, отмечаем, что наибольший удельный вес в прибыли отчетного периода занимала прибыль от реализации продукции.
Изменения в структуре прибыли отчетного периода по показателю внереализационной деятельности отрицательны: отклонение удельного веса составляет - 100.5%, что подтверждает вывод, сделанный выше: предприятию требуется большее внимание уделять данной сфере.
Таблица 2.3 - Расчет показателей рентабельности организации
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Отклонение, |
Темп роста, % |
Выручка от реализации продукции, млн р. |
278380 |
|||
Себестоимость продукции, млн р. |
235141 |
|||
Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн р. |
20934 |
|||
Прибыль (убыток), млн р. |
||||
Чистая прибыль, млн р. |
3773 |
-31374 |
||
Среднегодовая стоимость производственных средств, млн р. |
||||
Нормируемые оборотные средства, млн р. |
||||
Фонд заработной платы, млн р. |
||||
Рентабельность продукции, % |
||||
Рентабельность продаж, % |
||||
Рентабельность производства, % |
||||
Рентабельность основных производственных средств, % |
||||
Рентабельность оборотных средств, % |
||||
Рентабельность собственного капитала, % |
||||
Рентабельность экономических ресурсов, % |
Показатели рентабельности:
где Пот изд - прибыль от реализации изделия;
Сизд - себестоимость изделия.
7.Рентабельность собственного капитала:
где ЧП - чистая прибыль;
СОС - собственные оборотные средства.
8.Рентабельность экономических ресурсов:
2.3 Порядок распределения и использования прибыли в организации
Таблица 2.4 - Направления распределения прибыли организации
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Отклонение |
Темп роста, % | |||
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
сумма, млн р. |
удельный вес, % |
суммы, млн р. |
удельного веса, % | ||
Прибыль (убыток) |
100 |
100 |
X |
||||
отчетного периода |
|||||||
Налоги и сборы, производимые из прибыли, всего |
|||||||
- |
|||||||
- |
|||||||
Прибыль (убыток) к распределению: |
|||||||
-погашение кредитов банка |
|||||||
-отчисления на пополнение собственных оборотных средств |
|||||||
-отчисления собственнику |
Таблица 2.5- Направления использования прибыли к распределению организации
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Отклонение |
Темп роста, % , | |||
сумма, млн. р. |
удельный вес, % |
сумма, млн. р. |
удельный вес, % |
суммы, млн. р. |
удельного веса, % | ||
Прибыль (убыток) к распределению, оставшийся в распоряжении организации |
100 |
100 |
X |
||||
Фонды потребления: |
|||||||
- |
|||||||
- |
|||||||
Фонды накопления: |
|||||||
- |
|||||||
- |
|||||||
Резервный фонд |
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫЩЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ
В каждой организации должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.
В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
увеличение выпуска продукции;
улучшение качества продукции;
продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
диверсификация производства;
расширение рынка продаж и др;
рациональное расходование экономических ресурсов;
снижение затрат на производство;
повышение производительности труда;
ликвидация непроизводственных расходов и потерь;
повышение технического уровня производства.
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы организации необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Как известно, прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:
первый путь — снижение себестоимости;
второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж.
Чтобы увеличить прибыль на 100 тыс. руб., необходимо или снизить затраты на 100 тыс. руб., или увеличить объем продаж на 594 тыс. руб.
Следует отметить, что снижение затрат для организации — объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.
Также с целью повышения прибыли необходимо провести следующие мероприятия:
На практике затраты можно снизить на 5–10 % по каждой из статей основных затрат. В данном случае необходимо ежемесячно проводить инвентаризацию издержек.
Рассмотрим пути минимизации затрат
1. Сокращение затрат на сырье и материалы.
- Предлагается провести ОАО "Полоцкий молочный комбинат" пересмотр контрактов с поставщиками.