Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 00:44, курсовая работа
Объектом курсовой работы является ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Предметом исследования является получение, увеличение и распределение прибыли промышленной организации.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в условиях конкуренции, а также пути её увеличения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) Изучение теоретических аспектов сущности, видов и функций прибыли.
2) Экономическая оценка прибыли и рентабельности организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………...
5
1.1 Сущность, виды и значение прибыли в условиях конкуренции...
5
1.2 Порядок образования и распределения прибыли в промышленности………………………………………………………...
10
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………..
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации……..
2.2 Оценка динамики прибыли и рентабельности организации……..
2.3 Порядок распределения и использования прибыли в организации……………………………………………………………...
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗА- ЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫЩЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТНОСПОСОБ- НОСТИ………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
1. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности организации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. При этом финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности организации, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на ее производство и реализацию [12].
Пр=В-С - управленческие расходы - расходы на реализацию
где В - выручка от реализации продукции (работ, услуг) без косвенных налогов; С - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
2. Прибыль от операционных доходов и расходов есть сальдо между операционными доходами и расходами, полученными от продажи активов, от операций с ценными бумагами и от участия в уставных фондах других организаций, плюс прибыль от совместной деятельности с другими организациями [5,с. 431].
3. Прибыль по внереализационным операциям образуется путём вычитания из доходов, полученных в результате данных операций, расходов, связанных с их осуществлением [6,с. 264].
4. Налогооблагаемая прибыль – это та прибыль, которая является налогооблагаемой базой для исчисления налога на прибыль. Она равна разнице между прибылью организации за отчётный период (балансовой прибылью) и суммой налога на недвижимость и льгот по налогу на прибыль, израсходованной на соответствующие цели в соответствии с законодательством [13].
5. Льготируемая прибыль – это прибыль, освобождаемая (полностью или частично) от уплаты налога на прибыль. [5, с. 431]
6. Чистая прибыль - это та прибыль,
которая остается у
Пч = Пр. п-Нм-Эс-Об. ф,
где Нм - местные налоги, уплачиваемые в бюджет; Пр. п прибыль остающаяся в распоряжении предприятия; Эс - экономические санкции; Об. ф - отчисления в благотворительные фонды.
7. Маржинальной прибылью (МП) называют
превышение выручки над
МП= ВРн – Зпер = Пр + Зпост,
где ВРн – выручка от реализации - нетто; Зпер- переменные затраты по реализации продукции; Пр – прибыль от реализации продукции; Зпост – постоянные затраты.
8. Валовая прибыль определяется
как разница между выручкой
от продажи товаров, продукции, работ,
услуг (за минусом НДС, акцизов
и аналогичных обязательных
Пвал=ВС-С,
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.
9. Прибыль отчётного периода (По): .[7, с.140]
По = Пр + Попер + Пв,
где Попер – прибыль от операционных доходов и расходов; Пв – прибыль от внереализационных доходов и расходов.
10. Брутто прибыль- общий финансовый результат организации до выплаты процентов и налогов (Пб):[7, с.140]
Пб = По – Пл – Н,
Где Пл- прибыль, которая подлежит льготному налогообложению; Н- налог на недвижимость.
11.
Капитализируемая прибыль- прибыль,
которая направляется на
12.
Потреблённая прибыль- прибыль, которая
направляется на
13.
Номинальная прибыль - это прибыль,
обозначенная в финансовой
14. Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректирован- ная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен. [6,с. 265]
15.
Экономическая прибыль
16.
Балансовая прибыль (убыток) - конечный
финансовый результат, выявленный
в отчетный период на
В принципе, полученная организацией прибыль делится на две части: направляемую в государственный бюджет и оставшуюся в распоряжении организации.[1, с. 132]
Получив прибыль, организация в первоочередном порядке обязано перечислить из неё в государственный бюджет предусмотренный законом налоговые платежи, в состав которых входят:
- налог на недвижимость;
- налог на прибыль;
- местные налоги и сборы.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, используется им самостоятельно и направляется:
-
на финансирование научно-
-
на совершенствование
- на модернизацию оборудования;
- улучшение качества продукции; - техническое перевооружение;
-
реконструкцию действующего
-
на формирование резервных
- на выплату доходов учредителям (участникам);
- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы);
Механизм формирования данных показателей, по мнению Г.В. Савицкой, представлен на рисунке 1.2
Рисунок 1.2- Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли [11, с. 227]
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации
ОАО «Полоцкий молочный комбинат» - одно из наиболее динамично развивающихся организаций отрасли и одно из немногих, на котором успешно применяются новейшие методы и технологии переработки молока.
Место нахождения: Витебская область, г. Полоцк, ул. Фрунзе, д. 35.
Благодаря сырьевой зоне предприятия, в которую входят Полоцкий, Миорский и Россонский районы, выпускаемая продукция имеет экологически чистые качественные показатели. Помимо этого, продукция, выпускаемая под марками «Молочное раздолье» и «Полочанка», не содержит консервантов, красителей, искусственных добавок, генетически модифицированных источников сырья, в результате чего является полезной для здоровья. Следуя «здоровой» политике, комбинат выпускает продукцию под торговой маркой «Линия здоровья», обладающую лечебно-профилактическими свойствами. Кроме того, не остались без внимания и сластёны, которых мы решили удивить выпуском нового лакомства - «Воздушное угощение «Панда»».
Основными направлениями деятельности организации являются производство и реализация цельномолочной продукции, масла, майонеза, мороженого, сухого молока. Такую продукцию, как молоко, кефир, масло, сметану, сливки и творог комбинат получил право маркировать знаком «Натуральный продукт».
Продукция комбината под торговой маркой «Молочное раздолье» соответствует современным технологическим нормам и постоянно проходит лабораторный контроль на всех стадиях производства. Качеству на «Полоцком молочном комбинате» уделяется особое внимание: на организации внедрена система НАССР и система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001-2008. В январе 2011 года организация сертифицировало систему менеджмента безопасности пищевых продуктов и систему менеджмента качества на производство молока сухого в соответствии с требованиями европейских стандартов (LST EN ISO 22000:2005, LST EN ISO 9001:2008). Сертификаты соответствия выдала публичная организация «LST SERT», г.Вильнюс. Также следует отметить, что производственная лаборатория организации аккредитована на техническую компетентность в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025. Так же, в ближайшее время планируется сертифицировать сухое обезжиренное молоко и получить сертификат «Халяль» в соответствии со стандартом HAS 23000.
Благодаря четкой и слаженной работе технологов, организация вводит все новые и новые единицы выпускаемой продукции. Так, организацией была приобретена и установлена современная высокотехнологичная линия по производству аэрированной продукции. Благодаря процессу аэрации (то есть взбивания) молочные изделия становятся воздушными, приобретают легкую, нежную, бархатистую консистенцию.
Такие значительные капиталовложения в техническое перевооружение полностью себя оправдывают: с помощью нового оборудования организация значительно расширило ассортимент, что в свою очередь привело к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции как внутри страны, так и за рубежом.
География экспорта охватывает значительные масштабы, так, их продукция уже успела удивить и порадовать потребителей Российской Федерации, Украины, Армении, Грузии, Сирии, Казахстана, Ирана, Монголии, Абхазии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Высокое качество продукции подтверждается многочисленными победами на международных выставках и конкурсах. Среди заслуженных наград - диплом «Золотой Густ» за стабильное качество, внедрение новых технологий и широкий ассортимент выпускаемой продукции.
В 2013 году на 20-й международной выставке «Продэкспо – 2013» в Москве золотой медали был удостоен творог 9% жирности, серебряной медали – кефир «Полочанка» 3,2% жирности, а сырку творожному глазированному «Орфей и Эвридика» была присвоена бронзовая медаль. Кроме того, золой медалью и дипломом первой степени «За высокие потребительские свойства» были награждены: сырок творожный глазированный с ванилином 26% жирности, молоко ультрапастеризованное «Полочанка» 3,2% жирности, а так же кефир «Полочанка» 2,5% жирности.
Управление обществом осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом общества на основании прав и интересов акционеров общества.
Собственником имущества является Витебский областной Совет депутатов, который через уполномоченный орган ГО «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты» заключает контракт с директором.
Органами управления ОАО «Полоцкий молочный комбинат» Являются:
-общее собрание акционеров;
-наблюдательный совет;
-дирекция;
-директор.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления в Обществе.
Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Общества в период между собраниями акционеров согласно полномочиям наблюдательного совета.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и директор. Дирекция и директор подотчётны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров.
Списочная численность работников на 01.01.2012 года составила 846 человек, среднесписочная численность работающих по предприятию за 2011 год составила 792 человека. На ОАО «Полоцкий молочный комбинат» работают в основном лица в наиболее производительном трудоспособном возрасте- от 30 до 50 лет. Удельный вес работников со стажем от 10 до 20 лет – 37,6%.
Производственная деятельность ОАО «Полоцкий молочный комбинат» ориентирована на закупку и переработку молока с массовым выпуском молочных продуктов питания (молочная продукция, масло).
ОАО «Полоцкий молочный комбинат» обладает достаточно мощным производственным потенциалом. Техническое и метрологическое оснащение позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями нормативных документов.
Санитарное состояние территории предприятия, производственных цехов, участков, отделений – удовлетворительное и соответствует требованиям, предъявляемым «Санитарными правилами для предприятий молочной промышленности», требованиями Ветеринарного законодательства.
Ключевым фактором деятельности предприятия является завоевание и удержание клиента благодаря эффективному удовлетворению его потребностей. Предприятие стремится знать и понимать особенности запросов клиентов. Маркетинговая служба предприятия поддерживает постоянную связь с клиентами и распространяет полученную информацию по всем подразделениям. Приобретенные знания используются для изготовления продукции более высокого качества с учетом запросов клиентов.
Формирование партнерских взаимоотношений с поставщиками происходит по принципу «100 % совместимости», т.е. поставляемое сырье и вспомогательные материалы соответствуют требованиям предприятия на 100 %.
2.2 Оценка динамики прибыли и рентабельности организации
Одним из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Прибыль имеет особое значение для оценки деятельности хозяйства.
Рассмотрим динамику прибыли от реализации продукции организации за 2011 и 2012 года в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Динамика прибыли от реализации продукции организации
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Отклонение, (+,-) |
Темп роста, , % |
Выручка от реализации продукции, млн р. |
278380 |
546033 |
+267653 |
196,1 |
Выручка от реализации продукции без налогов и прочих отчислений из выручки, млн р. |
261885 |
515786 |
+253901 |
197 |
Себестоимость реализованной продукции, млн р. |
205470 |
428413 |
+222943 |
+208,5 |
Коммерческие расходы, млн р. |
703 |
1008 |
+305 |
143,4 |
Прибыль от реализации продукции, млн р. |
20934 |
14686 |
-6248 |
70,1 |