Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:52, курсовая работа
Основной задачей работы любого предприятия или организации есть получение прибыли. Это один из главных факторов, влияющих на:
Ш расширение производства;
Ш внедрение более усовершенствованных технологий;
Ш экономическую стабильность.
Но при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................4
Раздел 1. Прибыль.........................................................................................................5
1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли.......5
1.2. Планирование прибыли ........................................................................................6
1.3. Распределение прибыли........................................................................................14
Раздел 2. Рентабельность. Её виды и экономическое содержание ......................... 16
Раздел 3. Финансовый аспект предприятия ...............................................................24 Вывод..............................................................................................................................27
Список использованной литературы...........................................................................28
Сила воздействия «
Но при скачке постоянных затрат,
диктуемом интересами дальнейшего
наращивания выручки
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть
Прибыль = Валовая маржа - Постоянные затраты = 0, (2)
или, что то же
Порог рентабельности = Постоянные затраты/ (3)
Валовая маржа в относительном выражении. (4)
Разница достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть
Запас финансовой прочности =
= Выручка от реализации - Порог рентабельности. (5)
Сила воздействия
Так, для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
Рассмотренные выше методы определения прибыли создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры прироста прибыли, определять напревления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.
1.3. Распределение прибыли
Распределение и использование прибыли является важным процессом, обеспечивающим как потребности развития предприятия, так и формирование доходов государственного бюджета.
Механизм распределения
В зависимости от объективных условий
на различных этапах развития украинской
экономики система
Предприятия имеют право использовать
полученную прибыль по своему усмотрения,
кроме той ее части, которая подлежит
обязательному налогообложению
и другим направлениям в соответствии
с действующим
Экономически обоснованная система распределении прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать финансовыми ресурсами потребности предприятия.
Общая схема образования и
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли.
Рыночные условия
Ш на финансирование НИОКР;
Ш модернизацию производства;
Ш улучшение качества продукции;
Ш техническое перевооружение и реконструкцию производства.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды налогов и сборов.
Наряду с финансированием
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только базой финансирования производственного и социального развития, но и является источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых предприятиями в случае нарушения действующего законодательства.
В условиях рыночных отношений у
предприятий возникает
По мере развития предприятия, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсорской деятельности, благотворительные нужды.
Итак, рост чистой прибыли, создающий
условия хозяйственного развития предприятия,
является важнейшим фактором укрепления
предпринимательской
Раздел 2. Рентабельность.
Её виды и экономическое содержание
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является рентабельность.
Рентабельность - это обобщающий показатель,
характеризующий качество работы промышленного
предприятия, так как при всем
значении массы получаемой прибыли
наиболее полную качественную оценку
производственно-хозяйственной
К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличения уровня рентабельности на предприятиях, относятся:
1. Рост объема производства
2. Снижение ее себестоимости;
3. Сокращение времени оборота
основных производственных
4. Рост массы прибыли;
5. Лучшее использование фондов;
6. Система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов;
7. Установление и соблюдение
норм запасов материальных
Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
По методу исчисления в народном хозяйстве существует рентабельность предприятий Рпр. и рентабельность продукции Рпрод. Первый показатель определяется как отношение балансовой прибыли П к среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фоп и оборотных средств Фоб:
Рпр = (П / (Фоп + Фоб)) х 100% (6)
Второй показатель рентабельности выражается отношением балансовой прибыли П к себестоимости готовой продукции С:
Рпр = (П / С) х 100% (7)
Методы определения
В понятии рентабельности производства
сопоставляются накопления, создаваемые
в процессе изготовления продукции,
с первоначально выделенными
данному предприятию
Экономический смысл рентабельности
производства не ограничивается снижением
затрат живого и овеществленного
труда на производство единицы продукции.
Масса средств, участвующих в
производственном процессе, существенно
отличается от их количества, которое
входит в сумму затрат, связанных
с изготовлением продукции. В
процессе производства принимает участие
огромное количество основных фондов,
материализованных в зданиях, сооружениях,
оборудовании и инвентаре. В издержки
же производства включается их амортизация,
то есть доля их стоимости, переносимая
в тот или иной период времени
на себестоимость производимой продукции.
Стоимость оборотных фондов включатся
в издержки производства только в
сумме, израсходованной при
Для повышения рентабельности производства используются различные средства. Одним из главных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Этот рост достигается в результате снижения издержек производства, изменения структуры производимой продукции и такого увеличения масштабов производства, когда при сохранении суммы прибыли, получаемой от реализации единицы каждого вида продукции, общая сумма полученной прибыли растет.
Основным фактором роста прибыли является снижение себестоимости продукции. Однако на величину балансовой прибыли оказывает влияние еще ряд факторов - изменение цен на продукцию, величина остатка нереализованной продукции, объем реализации, структура производства и др. Первый фактор учитывается только в тех случаях, когда имеются достаточно резкие основания считать, что в предстоящем периоде произойдет изменение цен (их повышение в связи с повышением качества продукции или снижения из-за старения отдельных видов продукции, насыщенности рынка потребителей некоторыми изделиями или в связи с переходом на новую технику и технологию производства). Повышение рентабельности производства означает рост отдачи на каждую гривну авансированных средств и, тем самым, более эффективное их использование.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются
важными характеристиками факторной
среды формирования прибыли (и дохода)
предприятий. По этой причине они
являются обязательными элементами
сравнительного анализа и оценки
финансового состояния
Основные показатели рентабельности, применяемые на уровне предприятия, можно объединить в следующие группы:
Ш показатели рентабельности продукции;
Ш показатели рентабельности капитала (активов);
Ш показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например:
35
Рис. 2.1. Пример формирования показателей рентабельности первой группы
Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции базисного (Ко) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
Ко = По / Ро ; (8)
К1 = П1 / Р1 (9)
или
Ко = (Ро - Со) / Ро; (10)
К1 = (Р1 - С1) / Р1; (11)
К = К1 - Ко, (12)
где По, П1 - прибыль от реализации в отчетном и базисном периодах соответственно;
Р1, Ро - реализация продукции (работ, услуг) соответственно;
С1, Со - себестоимость продукции (работ, услуг) соответственно;
К - изменение рентабельности за анализируемый период.
Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
КN = (Р1 - Со) / Р1 - (Ро - Со) / Ро. (13)
Соответственно влияние
КS = (Р1 - Со) / Р1 - (Р1 - Со) / Р1. (14)
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный капитал.
35
Рис. 2.2. Пример формирования показателей рентабельности второй группы
Несовпадение уровней
Данные показатели весьма практичны. Они отвечают интересам участников. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.