Прибыль, рентабельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей работы любого предприятия или организации есть получение прибыли. Это один из главных факторов, влияющих на:
Ш расширение производства;
Ш внедрение более усовершенствованных технологий;
Ш экономическую стабильность.
Но при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................4
Раздел 1. Прибыль.........................................................................................................5
1.1. Основное понятие прибыли. Факторы, влияющие на величину прибыли.......5
1.2. Планирование прибыли ........................................................................................6
1.3. Распределение прибыли........................................................................................14
Раздел 2. Рентабельность. Её виды и экономическое содержание ......................... 16
Раздел 3. Финансовый аспект предприятия ...............................................................24 Вывод..............................................................................................................................27
Список использованной литературы...........................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

 

Каждый из перечисленных показателей  легко моделируется по факторным  зависимостям.

 

Рассмотрим следующую очевидную  зависимость: 35

 

Рис. 2.3. Связь между рентабельностью  и фондоотдачей

 

Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью всех активов (или  производственных активов), рентабельностью  реализации и фондоотдачей (показателей  оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается  в том, что формула прямо указывает  пути повышения рентабельности: при  низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота  производственных активов.

 

Рассмотрим еще одну факторную  модель рентабельности.

 

35

 

Рис. 2.4. Факторная модель рентабельности

 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и  заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки финансового состояния  предприятия, оценки степени результатов  его деятельности. Из этой зависимости  следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

 

Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям  первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается  приток денежных средств.

 

Например:

 

35

 

Рис. 2.5. Формирование показателей  рентабельности третей группы

 

Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  обеспечить кредиторов, заемщиков и  акционеров наличными денежными  средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного  потенциала. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в  странах с развитой рыночной экономикой. Она более приоритетна, потому что  операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния  предприятия. Переход на использование  этой концепции требует перестройки  отчетности предприятий. Эта работа сегодня находится лишь в начальной  стадии.

 

Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей  ее повышения. Каждый из исходных показателей  раскладывается в факторную систему  с различной степенью детализации, что задает границы выявления  и оценки производственных резервов.

 

При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять  влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как  цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж находятся между  собой в тесной функциональной связи.

 

Рентабельность большинства промышленных предприятий страны (как к фондам, так и к себестоимости) заметно  падает. Причем рентабельность к фондам падет значительно быстрее, чем  этот показатель, исчисленный по отношению  к себестоимости. Подобное положение  объясняется тем, что стоимость  основных фондов, которые представляют определяющую часть в знаменателе формулы уровня рентабельности к фондам, растет более высокими темпами, чем себестоимость продукции. Основные фонды оказывают как непосредственное (через амортизацию), так и косвенное (через производительность труда) влияние на себестоимость продукции. Более низкие темпы роста себестоимости со стоимостью основных фондов определяются также тем, что повышение себестоимости в определенной степени компенсируется роста производительности труда.

 

Рост рентабельности объективно свидетельствует  о повышении эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов на каждую гривну затрат.

 

Для увеличения рентабельности возможны два основных направления: рост прибыли  и сокращение затрат на производство. Иначе говоря, достижение положительных  результатов возможно за счет снижения себестоимости либо за счет повышения  цен на продукцию. Главным источником роста рентабельности следует считать  снижение затрат на производство, себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  продукции может быть достигнуто, главным образом, за счет повышения  эффективности основных фондов, экономии материальных ресурсов, роста производительности труда.

 

35

 

Раздел 3. Финансовый аспект деятельности

 

предприятия

 

Необходимость реформирования экономики  Украины требует соответствующего исследования различных экономических процессов с позиции их конечных финансовых результатов для дальнейшего целенаправленного и эффективного управления этими процессами.

 

Показателем результативности каждого  из процессов есть получение показателей  его дальнейшего результата в  виде стоимости конечного продукта и эффективности процесса.

 

В этом смысле показатели конечного  результата и результативности процессов  являются принципиально новыми, достаточно достоверными данными конечного  результата и результативности этих процессов. Они характеризуют каждый из процессов, как с точки зрения его результата, так и с точки  зрения затрат.

 

Результатом экономического процесса есть конкретный продукт: валовой, чистый, конечный и т.д.

 

Согласно новым стандартам с  деятельностью предприятия как  совокупностью обычной (операционной, финансовой и инвестиционной) и особой деятельности с точки зрения формирования и распределения доходов можно  связать следующие составные  экономического процесса:

 

1. Формирование чистого дохода  от основной деятельности

 

2. Формирование валовой прибыли  (убытка) от основной деятельности

 

3. Формирование прибыли (убытка) от операционной деятельности

 

4. Формирование прибыли (убытка) от обычной деятельности до  налогообложения

 

5. Формирование прибыли (убытка) от обычной деятельности

 

6. Формирование чистой прибыли  (убытка) от деятельности предприятия

 

7. Формирование чистой продукции  основной деятельности (здесь и  далее под продукцией следует  понимать стоимость определенного  продукта в денежном выражении)

 

8. Распределение валовой прибыли  от основной деятельности

 

9. Распределение чистой продукции  основной деятельности

 

10. Распределение чистой прибыли  от основной деятельности

 

11. Распределение чистой прибыли  от деятельности предприятия

 

12. Направление нераспределенной  чистой прибыли от деятельности  предприятия

 

13. Направление распределенной  чистой прибыли от деятельности  предприятия и т.д.

 

Каждому из этих процессов отвечают валовая продукция, материальные затраты, чистая продукция, конечная продукция. Например, валовой продукцией процессов 3, 6, 11 являются соответственно: 3) сумма  доходов от операционной деятельности; 6) сумма доходов от обычной и чрезвычайной деятельности;

 

11) распределенная чистая прибыль  от деятельности предприятия.

 

Материальными затратами этих процессов  можно соответственно считать: 3) сумму  налога на добавленную стоимость, акцизных сборов, других удержаний с дохода, себестоимости реализованных продуктов, административных затрат, затрат на сбыт и других видов деятельности; 6) сумму  налогов, других удержаний с дохода, затрат от обычной и чрезвычайной деятельности предприятия, налогов  на прибыль от этих видов деятельности; 11) распределенная чистая прибыль от деятельности предприятия.

 

Чистой продукцией указанных процессов  являются: 3) прибыль (убыток) от операционной деятельности; 6) чистая прибыль (убыток) от деятельности предприятия; 11) нераспределенная чистая прибыль от деятельности предприятия.

 

Уточнение основных понятий, связанных  с изучением конечных результатов  какого-либо из указанных процессов  как экономического процесса, построим по схеме: валовой продукт - конечный продукт - продуктивность - эффективность - результативность экономического процесса. При этом нужно учитывать двойственность продукта - убыточность (продукт как затраты) и полезность (продукт как результат).

 

В таблицах 2, 3 (приложение 4, 5) приведены  в динамике за 1998-1999 года для предприятий  М и S пищевой промышленности Винницкой  области значения некоторых экономических  показателей процесса формирования прибыли от операционной деятельности предприятий S и М соответственно (в среднем за год на одного рабочего промышленно-производственного персонала; в гривнах, в фактических ценах).

 

Из таблиц 2 и 3 видно, что на предприятии S в 1999 году по сравнению с 1998 годом  наблюдался спад результативности указанного процесса (на 26,3%), а на предприятии  М в противовес предприятию S - подъем результативности процесса (на 28,17%) за счет изменения соответствующих  составных результативности процессов.

 

Для сравнения деятельности предприятий  М и S в таблицах 4 и 5 (приложение 6, 7) приведены некоторые экономические  показатели процесса формирования чистой прибыли от их деятельности в 1998-1999 годах соответственно (стоимостные  показатели приведены в гривнах  на одного рабочего).

 

Если сравнить некоторые экономические  показатели процесса формирования чистой прибыли от деятельности предприятий  М и S между собой в 1998 году (см. табл. 4) и в 1999 году (см. табл. 5), то можно  увидеть, что на предприятии М  результативность процесса меньше в 1998 году (почти на 40%) и значительно  выше в 1999 году (в 2, 22 раза) в основном за счет конечной продукции процесса при несколько высшей его эффективности (почти на 3%) и соответствующем соотношении составляющих конечной продукции и эффективности процесса.

 

Таким образом, можно сказать, что  с точки зрения конечных результатов  хозяйствования предприятие М выгодно  отличается от предприятия S (особенно в 1999 году), но на обоих предприятиях имеются резервы для их улучшения.

 

Вывод

 

Предприятия реализуют свою продукцию  потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, то есть отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

 

Рентабельность и прибыль тесно  связаны между собой. Рост рентабельности объективно свидетельствует об увеличении получаемой прибыли. Другими словами, при росте прибыли создаются условия для увеличения рентабельности.

 

Список использованной литературы:

 

1. Экономика предприятий: Учебник / Ред. Покропивный С.Ф.; Киевский национальный экономический университет - 2-е изд., - К.: КНЕУ, 2001, - 526с.

 

2. Экономика предприятий: Конспект  лекций: пособие для подготовки  к экзамену / Сост. Оганесян А. - М.:ПРИОР, 2001, - 112с.

 

3. Экономика предприятий: Учебник  для вузов / Ред. Волков О.И.; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2001, - 519с.

 

4. Экономика предприятий: Учебное  пособие для вузов / Ред. Кантор  Е.Л. - СПб.: Питер, 2002, - 351с.

 

5. Экономика предприятий / Хрипач В.Я., Суша Г.З. и др. - Мн.: Экономпесс, 2000, - 460с.

 

6. Тарасевич В.М. Ценовая политика  предприятия: Учебник для вузов  / Ред. Багиев Г.Л. - СПб.: Питер, 2001, - 271с.

 

7. Экономика Украины / журн.: «Преса України», №8, серпень, 2002

 

8. Экономика Украины / журн.: «Преса України», №6, червень, 2002

 

9. Финансы Украины / журн.: «Преса України», №6, червень, 2001

 

10. Финансы Украины / журн.: «Преса України», № 3, березень, 2001


Информация о работе Прибыль, рентабельность