Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 10:23, реферат

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций повышения прибыли торгового предприятия ООО «Раяна» на основе проведения анализа ее формирования и распределения.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности предприятия;
2) представить экономическую характеристику деятельности торгового предприятия;
3) проанализировать доходы, прибыль и рентабельность торгового предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАт - Понятие рентабельности и классификация её показателей.docx

— 809.40 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития различных организаций и коллективов. Она занимает место, ведущее в самофинансировании предприятий торговли, возможности которых определены тем, в какой степени доходы предприятияпокрывают его расходы. Именно поэтому современные условия хозяйствования резко повысили заинтересованность предприятий и их руководителей в повышении доходов и увеличении прибыльности.

Прибыль является основным показателем, который характеризует его деятельность, так как именно она является итогом аккумулируемых доходов, понесенных расходов, потерь и убытков. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли. Поэтому тема дипломной работы является актуальной, т.к. именно прибыль является движущей силой работы предприятия, вознаграждением за предпринимательскую деятельность и риск, источником самоокупаемости и самофинансирования каждого отдельного предприятия, отрасли в целом и всего хозяйства. Предприятие является основным звеном рыночного механизма, и чем эффективней оно будет работать, тем благоприятнее это скажется как на конечном результате его деятельности, так и на экономике страны в целом. Анализ деятельности предприятия дает возможность вырабатывать стратегию и тактику развития предприятия, на основе которых формируется производственная программа, выявляются резервы повышения эффективности производства.

Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций повышения прибыли торгового предприятия ООО «Раяна» на основе проведения анализа ее формирования и распределения.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

1) рассмотреть теоретические  аспекты анализа прибыли и  рентабельности предприятия;

2) представить экономическую  характеристику деятельности торгового  предприятия;

3) проанализировать доходы, прибыль и рентабельность торгового  предприятия;

4) разработать рекомендации, способствующие росту прибыли  и повышению эффективности деятельности  торгового предприятия.

Предметом исследования в дипломной работе является прибыль торгового предприятия. Объектом исследования в работе служит финансово-хозяйственная деятельность торгового предприятия.

Объектом наблюдения выступило торговое предприятие ООО «Раяна ». Период исследования 2013 - 2014 гг.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по проведению анализа деятельности предприятия, таких как: Абрютина М.С., Бабо А., Баканов М.И., Бурцев А.И, Макаревич М.Л., Савицкая Г.В., Терещенко Н.Н., Александров Ю.Л. и др., законодательство Российской Федерации и его структур, официальные инструктивно-методические материалы, публикации в периодической печати, а также материалы собственных исследований.

Методической основой написания дипломной работы является использование в процессе проводимых исследований следующих методов анализа: абсолютных и относительных величин, сравнения, факторного анализа (с использованием абсолютных разниц), SWOT - анализа и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прибыль торговли  как экономическая категория  и ее характеристика

 

1.1 Понятие, функции  и источники формирования прибыли

 

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления.

Прибыль - это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Она является одной из наиболее сложных экономических категорий.

Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли - это:

· основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;

· главный источник возрастания рыночной стоимости организации;

· индикатор кредитоспособности организации;

· главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

· индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;

· гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности - объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематический недостаток прибыли, и ее неудовлетворительная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности бизнеса - одна из главных внутренних причин банкротства.

Главная цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.

Это означает:

- обеспечения максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

- обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

-     обеспечение высокого качества формируемой прибыли;

-     обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

- обеспечение достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;

-    обеспечение роста рыночной стоимости организации;

-   обеспечение эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции.

Она выступает как:

-    главная цель предпринимательской деятельности и фактор материальной заинтересованности работников;

-  мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;

-  источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;

-  источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов

Первая функция прибыли связана с тем, что основным мотивом осуществления предпринимательской деятельности, ее конечной целью является повышение благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер дохода на вложенный капитал, источником которого является получаемая прибыль. Для остальных работников предприятия прибыль также служит побудительным мотивом деятельности, т.к. она обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение за труд и удовлетворяет ряд социальных потребностей.

Вторая функция прибыли связана с определением экономической эффективности, которая характеризует качество торгово-хозяйственной деятельности предприятия посредством соотношения конечных результатов работы с произведенными затратами. При прочих равных условиях деятельность предприятия можно считать более эффективной, если его совокупные затраты обеспечивают большую прибыль или если данная сумма прибыли получена с минимальными затратами.

Прибыли принадлежит главенствующая роль в системе внутренних источников формирования финансовых ресурсов торгового предприятия. Чем больше прибыли остается в распоряжении предприятия, тем меньше его потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень его самофинансирования и финансовой устойчивости.

В настоящее время значение данной функции возрастает, поскольку предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли. Капитализация части получаемой предприятием прибыли способствует увеличению капитала, вложенного в него. Чем больше получаемая прибыль, тем больше стоимость активов предприятия, сформированных за счет собственных средств, тем выше в целом рыночная стоимость предприятия, определяемая при его продаже.

За счет прибыли формируется доходная часть федерального и местных бюджетов. Это осуществляется через систему налогов и сборов, уплачиваемых торговыми предприятиями.

Ориентация отечественной экономики на рыночные отношения потребовала приоритета отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования.

Прибыль как экономическую категорию следует рассматривать на двух уровнях:

1. макроэкономическом - на  уровне экономики в целом или  отдельных ее отраслей;

2. микроэкономическом - на  уровне отдельных предприятий.

Калькуляция прибыли по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне - с определение места прибыли в доходе страны.

По мере развития экономической теории определение понятия «прибыль» постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полученный от производства и реализации товара, до понятия чистой прибыли. торговый прибыль рентабельность

В различных трактовках происхождения прибыли причинная связь зачастую не столько доказывается, сколько предполагается. Рассмотрим различные ситуации происхождения прибыли. Существенно различаясь между собой, они в то же время достаточно типичны. Каждая из них определяет возникновение своего вида прибыли. Так, различаются:

- прибыль, заработанная благодаря  инициативе;

- прибыль, полученная при  благоприятных обстоятельствах (или, что, по сути, означает то же, понесенный  вследствие неблагоприятных условий  убыток);

- прибыль, извлечение которой  возможно благодаря ее признанию  общественными институтами, среди  которых важную роль играют  органы государственной власти («допускаемая  прибыль»).

Рассмотрим более подробно каждый вид прибыли в зависимости от источников ее происхождения.

1. Прибыль, заработанная  благодаря инициативе - в основе  прибыли такого рода могут  находиться четыре группы факторов:

- Внедрение инноваций, т.е.

а) внедрение на рынок «товара-новинки», который отличается от других подобных товаров, например, повышенным качеством, которое должно привести к увеличению прибыли за счет роста товарооборота и/или за счет увеличения нормы прибыли, если предприятие проводит на рынке стратегию «снятия сливок»;

б) освоение нового рынка сбыта, которое может осуществляться за счет расширения уже завоеванных рынков либо завоевания нового рынка;

в) внедрение новых методов торговли. Например, внедрение новых прогрессивных методов продажи, самообслуживание. При данном методе сокращается время на обслуживание одного покупателя, снижаются издержки обращения на оплату труда работников, а, следовательно, растет и прибыль;

г) внедрение организационно-управленческих новшеств, когда рост прибыли сможет быть достигнут, например, за счет улучшения управления товарными запасами (для этого следует оснащать предприятие вычислительной техникой), за счет научной организации труда, расширения круга поставщиков и выбора наиболее оптимальных.

- Прибыль, как вознаграждение  за риск, т.е. страховая премия  компенсации риска за вложение  капитала в данное дело (страхование  рисков).

- Разумное использование  средств, экономия ресурсов. Например, оптимизация использование трудовых  ресурсов за счет роста показателей  фондооснащенности и фондовооруженности, оптимизация товарных запасов.

- Дальновидная политика  в отношении задолженности. Например, для торговых предприятий это  может быть использование кредита  не только денежного, но и товарного. Однако если в первом случае  на решение об использовании  кредита влияет в основном  только процентная ставка за  использование этого кредита, то  во втором случае - цена за единицу  товара, срок через который нужно  оплачивать товар и т.д. В любом  случае предприятие будет решать, что ему более выгодно: остаться без данного товара совсем, либо взять его в кредит.

2. Прибыль, полученная при  благоприятных обстоятельствах (или, что, по сути, означает то же, понесенный  вследствие неблагоприятных условий  убыток), включает:

- прибыль, порожденную характером  производственной деятельности. Например, для предприятий торговли это  может быть динамика спроса, на  которую влияет одновременно  темп прироста населения, эластичность  по ценам и доходам, характеризующая  различные товары. Также это может  быть повышение фондовооруженности по сравнению с конкурентами;

- прибыль, связанную с  экономической конъюнктурой. Например, размер предприятия и занимаемая  им доля рынка, увеличение покупательского  спроса на продаваемый предприятием  товар, более широкий ассортимент, чем у конкурентов;

Информация о работе Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика