Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 10:23, реферат

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций повышения прибыли торгового предприятия ООО «Раяна» на основе проведения анализа ее формирования и распределения.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности предприятия;
2) представить экономическую характеристику деятельности торгового предприятия;
3) проанализировать доходы, прибыль и рентабельность торгового предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАт - Понятие рентабельности и классификация её показателей.docx

— 809.40 Кб (Скачать файл)

- прибыль, возникающую из-за  существующей структуры рынка. Например, увеличение доли занимаемого  рынка вследствие благоприятных  обстоятельств;

- прибыли, возникающие благодаря  воздействию инфляции. В результате  инфляции происходит так называемое  «разбухание» прибыли, это очень  хорошо наблюдалось после кризиса 1998 года, в частности по товарам, закупленным за валюту. Положительным  это влияние назвать нельзя, т.к. во-первых, увеличивалась налогооблагаемая база и, во-вторых, резко снижалась покупательная способность рубля, что не позволяло восполнять товарные запасы в нужном количестве, несмотря на падение спроса.

3. Прибыль, извлечение которой  возможно благодаря ее признанию  общественными институтами, среди  которых важную роль играют  органы государственной власти («допускаемая  прибыль»), т.е. прибыль, зависящая от  решения общественного института  или договора между различными  инстанциями (например, государством, профсоюзом, предприятиями) в большей  степени, чем от экономических  факторов. Например, навязывание цены производителем оптовому или розничному предприятию (если оно работает напрямую с производителем): в этом случае невозможна конкуренция цен, и норма прибыли у оптовых и розничных покупателей приобретает устойчивый характер. Однако чаще всего институализация связана с вмешательством государства. Это налоговое регулирование в виде представления на отдельные виды деятельности льгот и скидок, различные субсидии и дотации и т.д.

В зависимости от метода исчисления в экономической теории и практике различают следующие виды прибыли: экономическую, бухгалтерскую, реальную, номинальную, нормальную, максимальную, недополученную, чистую, облагаемую и необлагаемую налогом и др.

Экономическая прибыль представляет собой прибыль, оставшуюся после вычитания из выручки от реализации работ, услуг всех издержек (как явных, так и неявных). В настоящее время в действующей на предприятиях отчетности рассчитывают в основном бухгалтерскую прибыль. Расчет экономической прибыли имеет большое значение для выбора наиболее оптимальных направлений деятельности каждого предприятия и повышения его рентабельности.

Под бухгалтерской прибылью понимается общая выручка предприятия за вычетом явных издержек.

Предприятия торговли могут иметь прибыль или убыток от реализации основных фондов, продажи прочих активов, а также внереализационные доходы и расходы.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер, а также является элементом внутренних издержек предприятия.

Реальная прибыль - это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции.

Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков, сложившийся за исследуемый период:

Пmin= К УРmin/ 100 - Сн, (1)

где Пmin - минимальная прибыль, тыс. руб.;

К - вложенный капитал, тыс. руб.;

УРmin - минимальный уровень рентабельности, %;

Сн- удельный вес налогов в балансовой прибыли, %.

Под номинальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателя, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель устремляются в другую сферу. Бегство капиталов из низкорентабельной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности, если спрос на данные товары и услуги постоянен, и тогда самый меньший по массе капитал может получить нормальную прибыль. Если же предприниматель в данной отрасли деятельности получает более высокую, чем нормальная прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей и тем самым уровень прибыли снизится до нормального.

Недополученная прибыль - прибыль, которую могло бы получить предприятие при более выгодном использовании ресурсов. В зарубежной практике применяется для определения путем прибавления к чистой прибыли амортизационных отчислений.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи продукции, работ, услуг без косвенных налогов и затратами, включаемыми в себестоимость.

Как качественный показатель прибыль представляет собой денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, остающегося в распоряжении предприятия в результате первичного распределения чистого дохода.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, получаемая при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие рентабельности и классификация её показателей

 

Прибыль и рентабельность тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям.

В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: прибыльность; отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме; интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности [20].

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена [6].

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода организаций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  • показатели, рассчитанные на основе прибыли (дохода);
  • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
  • показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств [17].

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы организации; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал [25]:

 

  (1)

 

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования организацией финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость [25]:

 

         

   (2)

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности. При низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности [25]:

 

      (3)

 

Как видно, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности организации [25]:

 (4)

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного и отчетного периодов по каждому из показателей прибыли. Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств [25].

 

  (5)

 

где ЧПДС  чистый приток денежных средств.

Данные показатели дают представление о степени возможности организации расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств более приоритетна потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком благополучного состояния организации [18].

Результаты деятельности организации оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торговой организации. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы организации, но и оценить другие стороны ее деятельности.

Рентабельность товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Показатель рентабельности товарооборота называют коммерческой маржой. Выражается она в процентах, и ее величина колеблется от 5% до 30% в зависимости от характера и объема деятельности торговой фирмы [32].

Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торговой организации. Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы путем покупки ее ценных бумаг.

Показатель рентабельности собственного капиталаимеет важное значение для акционеров торговой организации. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерной торговой организации на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет) в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное общество [16].

Рентабельность производственных фондовторговой организации определяется по соотношению суммы прибыли (от продаж, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Если торговая организация работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то средняя величина основных средств определяется путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду [14].

Уровень рентабельности, исчисленной отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых в организации работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника.  Изучение системы показателей рентабельности торговой организации рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых организаций [11].

Информация о работе Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика