Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 10:23, реферат
Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций повышения прибыли торгового предприятия ООО «Раяна» на основе проведения анализа ее формирования и распределения.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности предприятия;
2) представить экономическую характеристику деятельности торгового предприятия;
3) проанализировать доходы, прибыль и рентабельность торгового предприятия;
1.3 Методика анализа
прибыли и рентабельности
Анализ прибыли проводят в целом по торговому предприятию, его хозрасчетным подразделениям, видам (отраслям) деятельности: торговле, общественному питанию, заготовкам, транспорту и т.п. В процессе анализа изучают выполнение плана и динамику прибыли, измеряют влияние факторов на ее размер, а главное, выявляют, изучают и реализуют резервы роста чистого дохода.
Прибыль от реализации товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торговых предприятий, и среднего уровня издержек обращения. Для измерения влияния изменения товарооборота необходимо отклонение его объема от плана или в динамике умножить на базисный уровень прибыли от реализации товаров в процентах к обороту (по плану или фактически за прошлый год) и разделить на 100. Влияние изменения среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения определяют умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонения от плана или в динамике по ним и делением на 100. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменения сумм прибыли и убытков от прочей реализации, внереализационные расходы, доходы и потери. Их влияние определяют прямым счетом [29].
Прибыль от реализации товаров определяется вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, а также издержек обращения. В связи с этим изменяется методика анализа прибыли.
Определенное влияние на конечные финансовые результаты оказывают внереализационные доходы, расходы и потери. Их анализ проводят раздельно по доходам и расходам (по отдельным их видам, суммам и в целом по предприятию). Многие их них (в том числе внереализационные доходы) являются результатом определенных недостатков в работе, что следует учитывать при анализе. Основным источником анализа внереализационных доходов, расходов и потерь являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные их аналитического учета. Особое внимание при анализе уделяют изучению причин образования внереализационных расходов и потерь и разработке мер по их предупреждению [19].
Анализ выполнения плана и динамики прибыли по отдельным хозрасчетным подразделениям позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов торгового предприятия. Особое внимание уделяют изучению работы подразделений, достигших высоких конечных финансовых результатов, а также убыточных и не выполнивших план прибыли. Анализ работы первой их группы позволяет выявить, изучить и обобщить опыт работы лучших хозрасчетных подразделений по финансово-торговой деятельности. Изучение работы второй группы хозрасчетных подразделений содействует предупреждению их убыточности и более полному использованию резервов роста прибыли.
В процессе анализа следует количественно измерить влияние хозяйственной деятельности отдельных предприятий на общие результаты работы торговой организации. Это делается следующим образом: относительную разность по изучаемому показателю по предприятию (процент перевыполнения плана или темп прироста в динамике) умножают на удельный вес данного предприятия в сводном показателе торговой организации в базисном периоде.
Основными задачами анализа прибыли являются:
1. Оценка достигнутого объема прибыли; изучение степени выполнения плана и динамики; выявление тенденций изменения прибыли.
2. Изучение структуры прибыли.
3. Определение и изменение факторов формирования прибыли.
4. Выявление резервов увеличения прибыли.
5. Разработка прогнозных показателей прибыли.
Последовательность проведения анализа прибыли:
1.Определяют все виды прибыли.
1.1. Прибыль от продажи товаров = валовой доход – издержки обращения.
1.2. Прибыль до налогообложения
= прибыль от продажи товаров +
прочие доходы – прочие
1.3. Чистая прибыль = прибыль до налогообложения – сумма налога на прибыль (ставка налога на прибыль 20%)
2. Определяют отклонение фактической прибыли от плана:
Сумма фактической прибыли – сумма плановой прибыли.
3. Определяют процент выполнения плана:
(сумма фактической прибыли / сумму плановой прибыли) * 100%
3. Определяют влияние факторов на величину прибыли:
3.1. Влияние изменения
объема товарооборота на
((фактический товарооборот – плановый товарооборот) * плановый уровень прибыли) / 100.
3.2. Влияние изменения уровня валового дохода на прибыль:
(( фактический уровень валового дохода – плановый уровень валового дохода) * фактический товарооборот) / 100.
3.3. Влияние изменения уровня издержек обращения на прибыль:
(( фактический уровень издержек обращения – плановый уровень издержек обращения) * фактический товарооборот) / 100 [22].
Таким образом, прибыль является составным элементом рыночных отношений. Изучение социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для рассмотрения источников ее формирования, разработки системы распределения, формирования основных направлений деятельности организации, решения социальных проблем
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели, рассчитанные на основе прибыли (дохода);
2) показатели, рассчитанные
на основе производственных
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемых в отчетности предприятия. При этом рассчитываются следующие показатели:
1) рентабельность основной деятельности [14]:
R о.д. = ПР : V РП, (6)
где R о.д. – рентабельность основной деятельности;
ПР – прибыль от реализации;
V РП - объем реализованной продукции.
2) рентабельность продаж [14]:
R п. = В ПР : V РП, (7)
где R п.– рентабельность продаж;
В ПР – валовая прибыль;
V РП – объем реализованной продукции.
3) чистая рентабельность основной деятельности [14]:
R ч.о.д. = Н ПР : V РП, (8)
где R ч.о.д.– чистая рентабельность основных средств;
Н ПР – налогооблагаемая прибыль;
V РП – объем реализованной продукции.
4) чистая рентабельность продаж [14]:
R ч.п. = Ч ПР : V РП, (9)
где R ч.п. – чистая рентабельность продаж;
Ч ПР – чистая прибыль;
V РП – объем реализованной продукции.
Данные показатели характеризуют прибыльность (доходность) продукции. С помощью методов факторного анализа можно определить влияние на изменение рентабельности продаж факторов, оказывающих влияние на изменение цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств таких как, все производственные активы предприятия; инвестированный капитал (собственные средства плюс долгосрочные обязательства); акционерный или собственный капитал. Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. В данной группе выделяют следующие виды показателей:
1) рентабельность активов,
показывает какую прибыль
Rа = ( Пч : А ) * 100 %, (10)
где Rа– рентабельность активов;
Пч– чистая прибыль;
А – средняя величина активов (валюта баланса).
2) рентабельность текущих активов – показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы. Рассчитывается по следующей формуле [22]:
Rта = ( Пч : Та ) * 100 %, (11)
где Rта – рентабельность текущих активов;
Пч – чистая прибыль;
Та –средняя величина текущих активов.
3) рентабельность инвестиций – показатель, отражающий эффективность использования средств, инвестированных в предприятие [22]:
Rи = ПР : ( СК + ДО ), (12)
где Rи – рентабельность инвестиций;
ПР – общая сумма прибыли за год;
СК – средняя величина собственного капитала;
ДО – средняя величина долгосрочных обязательств.
4) рентабельность производства ( основных производственных фондов) – показывает, насколько эффективна отдача основных производственных фондов и материальных оборотных средств [22]:
Rпф = ПР : ( ОПФ + МОЛ ), (13)
где Rпф – рентабельность производства;
ПР – общая сумма прибыли за год;
ОПФ – средняя величина основных производственных фондов;
МОЛ – средняя величина материальных оборотных средств.
5) рентабельность собственного
капитала – отражает долю
Rск = Пч : СК, (14)
где Rск– рентабельность собственного капитала;
Пч – чистая прибыль;
СК – средняя величина собственного капитала.
Выше перечисленные показатели моделируются в факторные зависимости, например [18]:
Пч / А = (Пч : В) * (В : А), (15)
где Пч - чистая прибыль;
А – средняя величина активов;
В – выручка от реализации.
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью активов, рентабельностью реализации и показателем оборота производственных фондов. Экономический смысл связи заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. Можно так же представить еще одну взаимосвязь [28]:
Пч : СК = (Пч : В) * (В : (СК : ЗС)) * ((СК : ЗС) : СК, (16)
где Пч – чистая прибыль;
В – выручка от реализации;
СК – средняя величина собственного капитала;
ЗС – сумма заемных средств.
Таким образом, рентабельность собственного ( акционерного ) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношений собственного и заемного капитала. Изучение данной зависимости имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени умелости использования им финансовых рычагов для улучшения результатов своей деятельности. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала. Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого притока денежных средств.
Данные показатели дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.
Рентабельность, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой экономикой. Она предпочтительна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком «здорового» финансового состояния предприятия.
Информация о работе Прибыль торговли как экономическая категория и ее характеристика