Приватизация в России и её социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
·Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
·Рассмотреть цели приватизации в России;
·Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
.1 Сущность приватизационных процессов
.2. Концепции приватизации
.3 Формы и способы приватизации
Глава 2. Практические аспекты приватизации
.1 Цели приватизации
.2 Этапы приватизации
.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации
.1 Итоги приватизации в РФ
.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Ваучерная приватизация (1992-1994 гг.)

Приватизационный процесс  этого периода имел две важнейшие  черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

"Ваучерный" характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) - ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов.

В июле 1991 года в России был  принят Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  на 1992-1994 годы[17]. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три  группы:

) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью  основных фондов менее 1 млн.  руб.), они подлежат продаже на  аукционах (конкурсах);

) крупные предприятия  (занято более 1000 человек при  балансовой стоимости основных  фондов свыше 50 млн. руб.), они  приватизируются путем преобразования  в открытые акционерные общества;

) остальные предприятия,  они могут быть приватизированы  любым из установленных способов  в соответствии с требованиями  принятой программы.

Таким образом, акционерное  общество становится основной организационной  формой предприятий в России.

С появлением ваучеров как  особого типа ценных бумаг связано  функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации (чековых инвестиционных фондов - ЧИФ), не типичных для мировой  практики. Функции чековых инвестиционных фондов состояли:

а) в мобилизации за счет эмиссии собственных акций;

б) в инвестировании их в  ценные бумаги приватизационных предприятий;

в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами.

Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондов входило  аккумулирование чеков населения  и обмен их на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составлял 500 тыс. руб.

Вторая особенность отечественной  приватизации состояла в том, что  она существенно отличалась от других стран, где реализовывался в адекватной экономической среде. В отечественной  же экономике рыночные отношения  в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.

Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся  в России рыночным условиям представляло собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполнял свою функцию, все они обусловливали  друг друга. Но основой адаптации  являлось производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий. В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо  умелое управление им позволяет сократить  издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляла адаптация  к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию  невозможно решить весь комплекс своих  внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне  не зависит от самого предприятия, а  во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования  экономических, финансовых, административных рычагов.

Первый этап закончился в  июне 1994 года[8].

Денежная приватизация (1994-1997 гг.)

С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый  период в приватизационном процессе - постваучерный или денежный.

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую  целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже  наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Механизм продажи акций  на специализированных денежных аукционах  полностью повторяет механизм продажи  акций на специализированных чековых  аукционах. Акции также продаются  по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая  сумма платежа и количество приобретаемых  акций. Главная особенность - оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.

Проведение инвестиционных конкурсов предполагает осуществление  покупателем акций инвестиций в  производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так  как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении  инвестиций в экономику, а не в  пополнении государственного бюджета.

Очевидна устойчивая тенденция  к снижению количественных показателей  приватизированных предприятий, что  можно объяснить следующими факторами:

а) завершением процесса приватизации по "унифицированным  схемам";

б) в основном завершено  акционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного  транспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;

в) отсутствием заинтересованности менеджмента в проведении приватизации, что обусловлено наличием в гражданском  законодательстве права хозяйственного ведения, которое практически выводит  унитарные предприятия из-под  эффективного контроля государства;

г) наличием в действующем  приватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.

Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивы установления контроля (завершения консолидации), типичные для постприватизационного периода во всех странах с переходной экономикой. Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами, мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций (фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлению приватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок[8].

Следует заметить также, что  в регионах существовало две сдерживающие приватизационный процесс тенденции: с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о  приватизации, с другой стороны стремление региональных властей установить контроль над максимально возможным числом предприятий региона, в том числе  находящихся в федеральной собственности. Объективным негативным фактором стало  развертывание кризиса на финансовых рынках в 1997-1998 гг., что также снижало эффективность приватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом падения привлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры возможности бюджетной ориентации приватизационной политики были (по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ [16], не стало весомым стимулом для ускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов являлось непринятие Государственной Думой проекта закона "Об утверждении государственной программы приватизации государственного имущества в РФ". Существенно также, что в 1999 г. впервые доходы от приватизации не включены в доходную часть федерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетного дефицита. Это позволило избегать жесткой бюджетной ориентации при принятии решений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру[2].

Правительством Российской Федерации был принят программный  документ нового периода приватизации - Концепция управления государственным  имуществом и приватизации в России [5]. В этом документе дана общая  оценка итогам предыдущих этапов приватизации с точки зрения их соответствия первоначально  продекларированным целям и задачам.

В Законе о приватизации 2001 года впервые сформулированы основные принципы приватизации (равенство покупателей  государственного и муниципального имущества, открытость деятельности органов  государственной власти, отчуждение государственного имущества в собственность  физических и (или) юридических лиц  исключительно на возмездной основе), а также перечисляются десять способов приватизации государственного имущества, применяемых в зависимости  от размеров предприятия, ликвидности  или результатов первичных продаж.

В соответствии со статьей 6 Закона о приватизации 2001 года ведущую  роль в процессе приватизации теперь осуществляет Правительство Российской Федерации, которое для реализации единой государственной политики в  сфере приватизации обязано представлять Президенту Российской Федерации для  утверждения предложения по формированию перечня стратегических предприятий  и акционерных обществ и внесению в указанный перечень изменений, касающихся состава федеральных  государственных унитарных предприятий  и акционерных обществ из числа стратегических предприятий, в том числе для последующей приватизации предприятий и акций указанных акционерных обществ [4].

мая 2002 г. Было принято Постановление  Правительства РФ 369 "Об утверждении  правил определения нормативной  цены подлежащего приватизации государственного и муниципального имущества"[21], [6].

Современный этап (с 2003 года)

Приватизация в 2003 году в  наибольшей степени затронула федеральные  государственные унитарные предприятия  и акционерные общества, осуществляющие деятельность в агропромышленном, топливно-энергетическом и оборонно-промышленном комплексах.

В топливно-энергетическом комплексе программой приватизации предусматривалось в основном продажа  акций акционерных обществ нефтегазового  комплекса, электроэнергетики и  энергостроительного комплекса  и практически завершение процесса разгосударствления в угольной отрасли. Приватизация предприятий оборонно-промышленного комплекса осуществлялась в соответствии с принятыми решениями по его реформированию. В агропромышленном комплексе с учетом достаточно высокой степени его разгосударствления приватизация была сосредоточена на акциях открытых акционерных обществ хлебопродуктообеспечения и хладокомбинатов.

Реализация программы  приватизации позволило достичь  в основном разгосударствления следующих  отраслей экономики: нефтегазового  комплекса, связи, лесопромышленного  комплекса, медицинской промышленности, химической и нефтехимической промышленности.

В 2004 году была продолжена приватизация пакетов акций акционерных обществ  машиностроения; энергостроительного  комплекса; химической, нефтехимической  и атомной промышленности; морского, автомобильного и воздушного транспорта; связи; хлебопродуктообеспечения; непроизводственной сферы, а также приватизация федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением осуществляющих селекционно-племенные работы).

В 2005-2006 годах были приватизированы  федеральные государственные унитарные  предприятия, в отношении которых  в установленном порядке были сняты существующие ограничения  на приватизацию. В ходе приватизации в 2006 году были представлены к продаже  пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2004 - 2005 годах при акционировании федеральных государственных унитарных  предприятий, за исключением тех  акционерных обществ, которые были включены в перечень стратегических акционерных обществ.

В 2007 - 2009 годах была продолжена работа по созданию интегрированных  структур в оборонно-промышленном комплексе, авиационной, судостроительной, атомной  и космической промышленности.

В 2008 - 2009 годах к приватизации были предложены все федеральные  государственные унитарные предприятия, не обеспечивающие выполнение государственных  функций Российской Федерации, а  также акции открытых акционерных  обществ, созданных при акционировании указанных федеральных государственных  унитарных предприятий[18].

В современном мире процесс  приватизации считается составной  частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства - равноправного партнера ведущих  держав мира оцениваются на международной  арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных  собственников.

Последняя инициатива Минфина  о продаже части акций госпакета  в ближайшие годы. Тенденция сменилась, теперь приватизация происходит именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета. Резервный фонд заканчивается, надо чем-то финансировать его дефицит.

О реальной приватизации, т. е. обращении предприятий из государственной  собственности в частную, речи не идет. Менеджмент всех этих "приватизируемых" предприятий будет по-прежнему назначаться государством, а сами госпредприятия и госбанки - продолжать работать в интересах высшей политической элиты страны.

Информация о работе Приватизация в России и её социально-экономические последствия