Приватизация в России и её социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
·Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
·Рассмотреть цели приватизации в России;
·Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
.1 Сущность приватизационных процессов
.2. Концепции приватизации
.3 Формы и способы приватизации
Глава 2. Практические аспекты приватизации
.1 Цели приватизации
.2 Этапы приватизации
.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации
.1 Итоги приватизации в РФ
.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 1 видно, что  в 2005 году большинство средств получено от продажи акций открытых акционерных  обществ, но, начиная с 2006 года, большинство  средств получено от продажи государственного и муниципального имущества. Более  того, можно отследить прогрессию, что с наступлением кризиса (2008-2009 год) интерес к приватизационной деятельности совсем спал, практически  на 50%. Это обусловлено тем, что  покупатели явно старались придержать финансовые средства "до лучших времен". И, как говорят некоторые источники, государство в какой-то степени  стало проводить политику национализации и придерживало акции и имущество "при себе". [19].

В табл. 2 и на рис. 1 представлено распределение средств от приватизации государственного и муниципального имущества, поступающих в различные  уровни бюджетов.

 

Таблица 2. Распределение  средств от приватизации государственного и муниципального имущества (миллионов  рублей)

Всегов том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемусяв федеральной собственностив собственности субъектов Российской Федерациив муниципальной собственности2005 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего87268,335204,036285,115779,2 в том числе:в федеральный бюджет34177,533795,72,2379,6в бюджеты субъектов Российской Федерации34845,6291,834397,2156,6в муниципальные бюджеты14945,70,24,014941,5на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации государственного и муниципального имущества1858,91114,9480,2263,8прочие перечисления средств1440,61,41401,537,7 2006 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего90751,718838,239125,632787,9 в том числе:в федеральный бюджет18802,218648,11,8152,3в бюджеты субъектов Российской Федерации36236,1-36084,8151,3в муниципальные бюджеты32186,6-0,932185,7на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества892,8-647,8245,0прочие перечисления средств2634,0190,12390,353,6 2007 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего109402,017808,238697,652896,2 в том числе:в федеральный бюджет18057,717808,28,5241,0в бюджеты субъектов Российской Федерации37701,1-36978,5722,6в муниципальные бюджеты51679,8-92,151587,7на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества1071,2-751,8319,4прочие перечисления средств892,2-866,725,5 2008 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего73943,26593,923422,643926,7 в том числе:в федеральный бюджет6648,36593,9-54,4в бюджеты субъектов Российской Федерации23735,6-22459,21276,4в муниципальные бюджеты43174,0-612,542561,5на покрытие расходов на организацию и проведение приватизации находящегося в собственности субъектов Российской Федерации имущества и муниципального имущества6,2-5,01,2прочие перечисления средств379,1-345,933,2 2009 г.Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего55128,92899,620493,231736,1 в том числе:в федеральный бюджет3032,12899,612,2120,3в бюджеты субъектов Российской Федерации20390,7-19509,6881,1в муниципальные бюджеты31676,1-948,130728,0прочие перечисления средств30,0-23,36,7

Из таблицы 2 видно, что  большинство средств от приватизации уходит в муниципальные бюджеты. А средства, которые поступают  в федеральный бюджет - сокращаются.

 

Рисунок 1 - Распределение  средств полученных от приватизации.

 

На рисунке 1 ярко выражен  рост средств, которые переходят  в муниципальную собственность  от приватизации, но сокращается доход  в федеральную собственность, а  что касается субъектов РФ - доход  практически стабилен. В таблице 3 представлено количество предприятий  в государственной и частной  собственности за 5 лет с 2005 по 2009 гг.

 

Таблица 3. Количество предприятий  в государственной и частной  собственности

Общая характеристика предприятий  и организаций2005 год2006 год2007 год2008 год2009 годЧисло предприятий и организаций прошедших гос.регистрацию 47672604506607467489647719044907753В том числе по формам собственности: Государственная 3,5%3%3% 3%2,5%Муниципальная 5,5%6%6%5,5%5%Частная 80%81%84%87%88%Прочие формы собственности 11% 10%7%4,5%4,5%Из таблицы 3 видно, что число предприятий и организаций, переходящих в состав частной собственности стремительно растет, а уровень гос.собственности стабильно держится, снижается уровень прочих форм собственности но, следует отметить, что перед кризисом (2008-2009 год) произошло некое торможение в динамике приватизационных процессов. Самая большая часть предприятий принадлежит частному сектору, нежели государственному или муниципальному. [19] С увеличением и доступностью приватизационных процессов начал формироваться такой класс как мелкие собственники или средний класс. Это класс, у которого доход не низкий, но и не самый высокий. На 2007 год доля этого класса была равна 15%, а за годы кризиса снизилась до 11. Но, как утверждает президент, в 2010 году доля среднего класса возросла практически до 30% , что говорит о том, что идет активное формирование мелких частных собственников.

3.2 Оценки и уроки приватизации  в Российской Федерации

 

Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной  трансформацией экономического строя  России, в том числе с устранением  монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной  экономики. Важными результатом  является также то, что приватизационные программы реализованы в целом  без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок  для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые  хозяйственные связи.

О появлении тенденции  улучшения функционирования приватизированных  предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья [18].

Очевидно, что эффективность  работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в  которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и  частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой  действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и  остается далеко не идеальной.

Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно  отметить несколько характерных  особенностей, присущих только ему:

·Приватизация проводилась  не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным  нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

·Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты  процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры  приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

·Составлялись ежегодные  государственные программы приватизации, но включение в эти программы  адресных заданий означало выбор  лучших предприятий и их форсированный  передел.

·Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной  собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных  чиновников.

·При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось  господство частной собственности  в условиях неполноценной среды  ее функционирования и неблагоприятных  макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное  управление остававшейся государственной  собственностью.

В современных условиях, в соответствии с Федеральным  законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений  о приватизации, расширены права  Правительства РФ. Приватизация крупных  предприятий и продажа акций  из государственного пакета будет проводиться  после тщательной предпродажной  подготовки.

Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость  населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который  не должен был привести к резкому  росту безработицы, и жесткая  санация, массовое банкротство предприятий  были отложены из-за реальной опасности  социальной катастрофы. На приватизированных  предприятиях директора избегали проводить  в рамках структурной реорганизации  и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось  до середины 90-х годов лишь в очень  ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических  работников, могущих серьезно противостоять  директорскому корпусу, а не рядовых  работников.

Однако слабость программ в области регулирования рынка  труда в условиях экономической  либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что в определенный момент времени, главной чертой российского  рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная  перестройка экономики привела  к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней  продолжительности.

Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит  в том, что скрытые формы безработицы  позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы  социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых  граждан.

Особенно неблагоприятная  ситуация с безработицей наблюдалась  в группах людей с высоким  уровнем образования - специалистов и научных работников. Среди них  не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности.

Принимая во внимание, что  для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как  следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат  приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического  положения в стране[11].

 

Заключение

 

Приватизация в РФ представляет собой системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны - постепенное  самоустранение государства от тех  функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в  рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности.

Актуальность данной работы является то, что на сегодняшний  день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер.

Данная курсовая работа написана на тему "Приватизация в РФ и ее социально-экономические последствия". Перед началом работы были поставлены следующие задачи:

. рассмотреть сущность  осуществления приватизации в  России. В России приватизация  проходила в три этапа: ваучерный, денежный и современный этап. Ваучерный этап проводился на самой начальной стадии формирования рыночной экономики. Второй этап - денежный, он представлял собой некое нововведение, приватизация осуществлялась за реальные деньги. Участниками являлись крупные инвесторы. Последний этап - современный, он продолжается до сих пор. Его основная деятельность, это увеличить бюджет государства. В основном идет приватизация крупных промышленных комплексов. Изучив этапы, я пришла к следующему выводу: приватизация со временем набирала свои обороты, и если на начальном этапе стояла цель разгосударствления, то уже к данному моменту стоят цели немного иные - это, в большей части, пополнение госбюджета и формирование частного сектора.

. рассмотреть цели приватизации. Общая цель приватизации заключается  в том, чтобы обеспечить условия  для функционирования рыночной  системы. Из нее выделяют 3 основных: на экономическую, фискальную и социальную. Вывод отсюда можно сделать следующий, что государственная приватизационная политика направлена не только на благо государства, но и на благо населения.

.рассмотреть итоги и  последствия приватизации. в итоге в России появляется новый вид собственности - это частный. Большинство предприятий и организаций находятся в частных руках, а доля госсектора с каждым годом уменьшается, появляется новый социальный класс- средний класс, это мелкие собственники, рост доли которых стремительно растет. Вывод из вышесказанного таковой: приватизация в России стремительно набирает обороты, с ноября 2010 года дал старт новый трехлетний проект по приватизации, в плане которого стоит еще большее увеличение частного сектора.

Приватизация в РФ получила начало на начальном этапе становления  рыночной экономики и активно  проводится до наших дней. Рассматривая приватизацию за последние 5 лет, то динамика заметна сразу: если в 2005 году доля частного сектора составляла 80% от всего количества организаций и предприятий, то уже в 2009 она составляла 88%. Но, перед началом кризиса, приватизационный процесс немного приостановился, так как люди старались придержать деньги при себе до лучших времен.

 

Список литературы:

 

1. Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 1 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 11 июня 2008 г.)/Опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 11 июля 1991 г., N 28, ст. 959, в "Российской газете" от 10 января 1993 г. N 5

Информация о работе Приватизация в России и её социально-экономические последствия