Приватизация в России и её социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение процессов приватизации в России.
Задачи:
·Рассмотреть сущность осуществления приватизации в России;
·Рассмотреть цели приватизации в России;
·Рассмотреть итоги и последствия приватизации в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции
.1 Сущность приватизационных процессов
.2. Концепции приватизации
.3 Формы и способы приватизации
Глава 2. Практические аспекты приватизации
.1 Цели приватизации
.2 Этапы приватизации
.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации
Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации
.1 Итоги приватизации в РФ
.2 Оценки и уроки приватизации в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Это приватизация просто для  денег. А не для передачи каких-то компаний в частную собственность. Как мероприятие по изменению  структуры собственности она  бессмысленна. Изменений не будет.

Более того, реально в  ходе "мероприятий по спасению из кризиса" 2008-2009 годов доля государства  в госбанках существенно выросла (за счет "докапитализации" в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки). А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. И продажа части пакета во многом лишь компенсирует эту ползучую национализацию. Что, конечно, неплохо, но явно недостаточно.

Цели и задачи приватизации федерального имущества разработаны  в соответствии с Федеральным  законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" [2]. Программа  приватизации направлена на реализацию задач, сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году.

Основными задачами государственной  политики в сфере приватизации федерального имущества являются:

·приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении  государственных функций (полномочий) Российской Федерации;

·обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных  унитарных предприятий;

·повышение темпов приватизации федерального имущества;

·формирование доходов федерального бюджета.

На данный момент у государства  имеется очень много "лишних" активов, поэтому государство проводит активную политику в приватизационной деятельности. В России действует  около 6000 государственных унитарных  предприятий либо предприятий с  государственным участием, которые  могут быть реорганизованы в ОАО  и проданы.

Участниками нынешнего этапа  приватизации являются крупные инвесторы. Но, стоит отметить, является так  же и население.

Способами приватизации на данном этапе будут являться реальная приватизации, аукционы, тендеры и прямые продажи.

Приватизация влечет за собой  улучшение благосостояния для определенной части населения - это для тех, кто занят в сфере производства и промышленности. А для большинства  людей, которые не входят в эту  часть, она не имеет никакого значения. Так, например, для пенсионеров приватизация никакой роли не играет.

Следует отметить то, что  в связи с кризисом приватизационные процессы немного приостановились, но государство старается стимулировать  приватизационную политику.

В ноябре 2010 года правительство  дает старт новой трехлетней приватизации, которая должна быть увязана с  трехлетним бюджетом. Об этом сообщил  директор департамента имущественных  отношений минэкономразвития Алексей  Уваров [18].

Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту  в Российской Федерации сложилась  достаточно разработанная нормативная  база, регулирующая сферу приватизации. Корпус современного законодательства существенно отличается в лучшую сторону от массива актов, действовавших  на протяжении 90-х годов. Однако глубокая проработка процедурных вопросов приватизации сама по себе не дает гарантий обеспечения "прозрачности" в организации  и проведении приватизационных сделок и равенств сохранения системной  коррупции[7].

 

2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации

 

Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными  чертами являются следующие:

1)Единообразие способов  приватизации для предприятий  различных отраслей, объединяемых  по величине стоимости основных  фондов и численности трудовых  коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к  порядку согласования планов  приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования  первым вариантом с выпуском "золотой  акции".

2)Игнорирование региональных  особенностей приватизации. Различия  в темпах и способах приватизации  в регионах были обусловлены  скорее действиями местных властей,  выходящих за рамки своей компетентности.

Позитивные черты:

.Преимущественно бесплатный (или за символическую плату)  способ передачи собственности.  Его организационная форма - введение  системы приватизационных чеков  на предъявителя.

.Переход государственного  имущества в частную собственность,  что позволяет приобретателю  пользоваться имуществом по своему  усмотрению.

.Административное установление  высоких "заданий" по срокам  и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило появление  проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования  и финансирования объектов социально-культурного  значения, условия закрепления и  продажи пользователям земельных  участков и недвижимости[5].

Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и  фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

Выработка общей стратегии  приватизационных мероприятий стала  исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности  приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается  в поддержке на двух уровнях: всего  общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость ("чековая приватизация").

Передача собственности  на государственное имущество сложившимся  коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом  государственного имущества, закрепляется нерыночный результат - долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В  основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий  в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к  приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации  все предприятия, имеющие по состоянию  на 1 января 1994 г. балансовую стоимость  основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут  быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям  наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так  называемая "парциальная" приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества  на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор (вкладчик). К  развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией  недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной  программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале[13].

приватизация ваучерный денежный имущество

 

Глава 3. Итоги приватизационных процессов в Российской Федерации

 

3.1 Итоги приватизации  в РФ

 

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран  с развитой рыночной экономикой, где  передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения  эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение  отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создали  определенные предпосылки для решения  задач преодоления кризисных  явлений в экономике и дальнейшего  развития.

Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет, привели к существенному  изменению структуры собственности  в Российской Федерации в целом.

В качественном плане структура  российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках "инсайдеров" - работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующего пакетов.

Следует отметить, что такая  структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной  средой: отсутствовали как экономические  институты, так и законодательные  основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов - миноритарных акционеров.

В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура  собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались - очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале[11], [19].

Итоги приватизации "в  цифрах" можно посмотреть в нижеприведенных  таблицах [19].

 

Таблица 1. Источники средств  от приватизации государственного и  муниципального имущества (миллионов  рублей)

Всегов том числе по государственному и муниципальному имуществу, находившемусяв федер собственнв собственности субъектов Российской Федерациив муниципальной собственности 2005 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего87462,634875,236597,415990,0 в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ60396,532407,426836,51152,6от продажи государственного и муниципального имущества27065,52467,29760,914837,4 в том числе: продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1322,1-798,4523,7 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 4123,9-395,53728,4 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 5259,5646,93095,81516,8 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере3415,71807,21261,4347,1 продажи арендованного государственного и муниципального имущества3375,1-2463,9911,2продажи иного имущества9569,213,11745,97810,2прочие поступления средств0,60,6-- 2006 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего93606,919211,741184,333210,9 в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ36737,417901,912801,36034,2от продажи государственного и муниципального имущества56869,51309,828383,027176,7 в том числе: продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий1477,0-1166,0311,0 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 9695,922,32091,07582,6 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 5445,91150,63069,71225,6 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере1577,960,21262,9254,8 продажи арендованного государственного и муниципального имущества4938,8-3420,81518,0продажи иного имущества33734,076,717372,616284,7прочие поступления средств0,030,03-- 2007 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего109076,917752,738003,453320,8 в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ34738,716222,713032,25483,8от продажи государственного и муниципального имущества74037,51528,824921,547587,2 в том числе: продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий383,4-99,3284,1 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 16288,1-2492,913795,2 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости 8080,7-4755,73325,0 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере1935,01484,0132,5318,5 продажи арендованного государственного и муниципального имущества14667,2-10475,74191,5продажи иного имущества32683,044,86965,325672,9прочие поступления средств300,71,249,7249,8 2008 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего74122,26686,923457,443977,9 в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ15762,66505,06050,93206,7от продажи государственного и муниципального имущества57933,0172,317355,440405,3 в том числе: продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий220,2-104,9115,3 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 12549,2-3167,89381,4 выкупа земельных участков собственниками объектов недвижимости9007,8-4781,04226,8 продажи акций закрытых акционерных обществ, долей государственного и муниципального участия в обществах с ограниченной ответственностью, вкладов в товариществах на вере393,17,1310,675,4 продажи арендованного государственного и муниципального имущества8319,12,04935,03382,1продажи иного имущества27443,6163,24056,123224,3прочие поступления средств426,69,651,1365,9 2009 г.Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества - всего55145,92758,420306,032081,5 в том числе:от продажи акций открытых акционерных обществ7074,81766,92665,62642,3от продажи государственного и муниципального имущества47349,9922,517413,229014,2 в том числе: продажи имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий 61,1 - 0,4 60,7 продажи зданий, строений и сооружений, объектов, строительство которых не завершено 11530,0-4079,97450,1 отчуждения земельных участков 15257,4807,35109,99340,2 продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций закрытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладов в товариществах на вере3345,1-3149,3195,8 продажи арендованного государственного и муниципального имущества5242,61,1115,85125,7продажи иного имущества11913,7114,14957,96841,7прочие поступления средств721,269,0227,2425,0

Информация о работе Приватизация в России и её социально-экономические последствия