Приватизация и разгосударствление собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшие направления формирования рыночной экономики России - поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. Т. е. практическая актуальность работы определяется тем, что в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В теории же имеет необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации…………
Глава 2. Этапы приватизации……………………………..
Список используемой литературы и источников. ………

Вложенные файлы: 1 файл

ЭкономикаКурсоваяПриватизация1.docx

— 113.74 Кб (Скачать файл)

В России до 1990 г. Использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности — государственная, физических и юридических лиц.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности.

[1]. Энциклопедия  экономиста http://www.grandars.ru


В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

Для современной структуры собственности России характерно:

  • преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;

  • процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации — передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей — олигархов;

  • неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

 

Теперь, когда мы в достаточной мере раскрыли понятие собственности мы можем перейти к рассмотрению нашей основной темы - приватизации. Термин «приватизация» имеет несколько трактовок. Наиболее распространенным  и общепринятым является определение приватизации как широкомасштабной передачи государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.

Приватизация в России — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».

С другой стороны, приватизация проводилась в крайне сложной экономической, финансовой и политической обстановке: конфронтация Верховного совета РФ с Президентом и Правительством затрудняли создание правовой базы и проведение институциональных реформ; Правительство испытывало сильное лоббистское давление со стороны Верховного совета; на момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением стала спонтанная приватизация — захват контроля над предприятиями их директорами, настроенными не на развитие предприятий, а на быстрое получение прибылей.

Законодательство РФ дает наиболее полную трактовку данного понятия.

«…под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц» [1]. Т. е. государственная или муниципальная собственность переходит в частную.

Принципы приватизации - Приватизация основывается на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

- Приватизация муниципального  имущества осуществляется органами  местного самоуправления в порядке, предусмотренном законом.

Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений

Второй Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом

 

[1]. Федеральный закон  от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "О приватизации  государственного и муниципального  имущества".


 

№178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», 21.12 2001г. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года).

Приватизация в широком смысле слова – это преобразование государственной собственности в другие формы собственности. Строго говоря, в узком смысле слова, приватизация - только передача собственности в частную (индивидуальную) собственность.

Субъектно-объектная структура приватизации.

Субъектами приватизации являются продавцы, покупатели государственного  имущества, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Основными функциями этих органов по управлению являются:

  1. разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;
  2. разработка проекта программы приватизации, контроль за ее реализацией;
  3. принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
  4. преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;
  5. осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.

Объекты приватизации - это государственное  имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом.  Государственная программа приватизации, в зависимости от возможности приватизации выделяет следующие группы объектов:

  1. имущество, приватизация которого запрещена (средства федерального бюджета, Центральный Банк РФ, железные дороги, атомные станции, автомобильные дороги, имущество организаций Федеральной почтовой связи и, включая средства почтовой связи и т.д.);
  2. имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
  3. имущество, которое приватизируется на основании решения Правительства РФ;
  4. имущество, которое приватизируется на основании решения Мингосимущества РФ;
  5. имущество, которое приватизируется на основании решения компетентных государственных органов субъектов РФ или органов ме6стного самоуправления.

Существует целый ряд способов приватизации государственного имущества. Перечень этих способов приватизации федерального имущества содержится в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:[1]

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (акции созданного общества, как правило, переходят в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования);
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (производится в случае, если покупатели имущества не должны выпол-
  3. [1]. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "О приватизации государственного и муниципального имущества".

-нить какие-либо условия в отношении такого имущества. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену;

  1. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (акции продаются на открытых торгах, все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (осуществляется в случае, если покупатель выполняет определенные условия. Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену, при условии соблюдения им условий конкурса. В случае невыполнения условий конкурса, договор купли-продажи может быть расторгнут);
  3. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами);
  4. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли. Для продажи акций могут привлекаться брокеры);
  5. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения);
  6. продажа  государственного  имущества   без   объявления   цены (осуществляется,   если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена имущества в этом случае не определяется, а покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену);
  7. внесение государственного  имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
    1. при учреждении открытых акционерных обществ;
    2. в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ;
  8. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления (осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого общества Договор купли-продажи и доверительного управления заключаются одновременно).

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько этапов. Они отражены в Федеральном законе «О приватизации …». [1]

1. Выступление с инициативой  в проведении приватизации. Инициатором  проведения приватизации имущества  может быть Правительство РФ, Мингосимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива выражается в подаче заявки. Заявка установленного образца на приватизацию подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

2. Принятие решения о  приватизации. Порядок принятия  решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3. Создание комиссии по  приватизации. В случае принятия  положительного решения соответствующие органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана при-

[1]. Федеральный закон  от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "О приватизации  государственного и муниципального  имущества".


 

-ватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более чем на один год. В состав комиссии входят представи-

-тели соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иные лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские,  консультационные, оценочные организации. В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки и условия его продажи, начальная цена объекта. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта  в соответствии с утвержденным  планом. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Проведение приватизации преследует следующие цели:

– идеологическая – добиться того, чтобы предпринимательство было основным саморазвивающимся институтом демократического общества;

– экономическая – повысить эффективность работы страдающих от бюрократизма госпредприятий, а также оздоровить госбюджет путем ликвидации субсидий госпредприятиям и получения доходов от их распродажи;

– социальная – снизить отчуждение трудящихся от средств производства, вовлекая их в число собственников.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности