Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:09, курсовая работа
Важнейшие направления формирования рыночной экономики России - поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. Т. е. практическая актуальность работы определяется тем, что в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В теории же имеет необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты приватизации…………
Глава 2. Этапы приватизации……………………………..
Список используемой литературы и источников. ………
Денежный этап приватизации.
В таблице[12] и на рис. 1–2 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации.
По ним легко периодизировать приватизацию в России.
Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации
Год |
Фактическое поступление, млрд руб. |
Среднегодовой курс, руб./дол. |
Фактическое поступление, млрд дол. |
ВВП в текущихценах, млрд руб. |
% к ВВП |
Доходы консолидированного бюджета РФ |
% к доходам консолидированного бюджета |
1992 |
0,06 |
0,28 |
0,21 |
19,01 |
0,32 |
5,3 |
1,13 |
1993 |
0,45 |
0,9 |
0,50 |
171,5 |
0,26 |
49,5 |
0,91 |
1994 |
1,1 |
2,2 |
0,50 |
610,8 |
0,18 |
172,4 |
0,64 |
1995 |
3,8 |
4,6 |
0,83 |
1429 |
0,27 |
437 |
0,87 |
1996 |
3,2 |
5,1 |
0,63 |
2008 |
0,16 |
559 |
0,57 |
1997 |
26,2 |
5,8 |
4,52 |
2343 |
1,12 |
712 |
3,68 |
1998 |
17,5 |
10,1 |
1,73 |
2630 |
0,67 |
687 |
2,55 |
1999 |
12,2 |
24,9 |
0,49 |
4823 |
0,25 |
1214 |
1,00 |
2000 |
41,6 |
28,2 |
1,48 |
7306 |
0,57 |
2098 |
1,98 |
2001 |
16,8 |
29,2 |
0,58 |
8944 |
0,19 |
2684 |
0,63 |
2002 |
22,9 |
31,4 |
0,73 |
10819 |
0,21 |
3619 |
0,63 |
2003 |
121,2 |
30,7 |
3,95 |
13208 |
0,92 |
4139 |
2,93 |
2004 |
102,0 |
28,8 |
3,54 |
17027 |
0,60 |
5430 |
1,88 |
2005 |
54,6 |
28,3 |
1,93 |
21610 |
0,10 |
8580 |
0,64 |
2006 |
22,3 |
27,2 |
0,82 |
26917 |
0,08 |
10626 |
0,21 |
2007 |
21,6 |
25,6 |
0,84 |
33248 |
0,06 |
13368 |
0,16 |
2008 |
18,3 |
24,9 |
0,73 |
41277 |
0,03 |
16004 |
0,11 |
2009 |
12,9 |
31,7 |
0,41 |
38786 |
0,03 |
13600 |
0,09 |
2010 |
26,1 |
30,4 |
0,86 |
44939 |
0,06 |
15716 |
0,17 |
2011 |
298,0 |
30,5 |
9,77 |
50389 |
0,59 |
17520 |
1,70 |
2012 |
276,0 |
30,7 |
8,99 |
55950 |
0,49 |
19025 |
1,45 |
2013 |
309,0 |
31,0 |
9,97 |
61920 |
0,50 |
20538 |
1,50 |
Источники. Данные по доходам бюджета от приватизации, приводимые Росстатом, Госкомимуществом и
бюджетной статистикой различаются, иногда весьма значительно. Более того, они не сходятся даже внутри
одного
Росстата. По очевидным причинам я использую
в качестве основы данные Федерального
казначейства, где их нет – Росстата, для
2011–2013 гг. – закон о бюджете.
Примечание: данные до 1998 г. – трлн руб.
[1]
Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета от приватизации в 1993–2013 гг.
[1]
Рис. 2. Доля доходов от приватизации в ВПП и консолидированном бюджете в 1993–2013, %
1993–1994гг. – массовая приватизация.
1995–1996 гг. – явная пауза (за исключением залоговых аукционов).
1997–2005 гг. – низкие темпы приватизации для повышения доходов бюджета, изредка и случайно происходящие крупные приватизационные сделки,
[1] Михайлов
А.Ю. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ. №6 - 2011 Приватизация в России:
мифы и реальность. http://econom.nsc.ru/eco/
как правило, с иностранцами. По существу выделяются только 1997-й, 2000-й и 2003–2004 гг.
2006 г. – сегодняшний день – фактическое прекращение приватизации (за 5 лет – менее 1 млрд дол. в год), поворот приватизации вспять, к решительному усилению госсектора.
На этих графиках не нашли своего отражения крупнейшие приватизационные сделки 2006–2007 гг. на общую сумму в 27 млрд дол., что больше, чем принесла бюджету приватизация за предыдущие 15 лет реформ – 1992–2006 гг. (21,3 млрд дол.). Фактически это был пик приватизации. Однако он не попал на график, поскольку эти доходы бюджет не получил.
2006–2007: «народные IPO» – приватизированная приватизация
После кризиса 1998 г. и девальвации рубля бизнес пошел вверх. Госкомпании из объекта для продажи превращались уже в субъекта, который все больше влияет на процесс приватизации. Наконец, госбизнес нашел способ, как обратить приватизацию в свою пользу.
И вот идея с «народными IPO»: госкомпании выходят на биржу и к населению и продают свои акции.
Массовые рекламные кампании. Активное участие сотен тысяч людей. Три госкомпании собрали 27,4 млрд дол. Это на виду. А под этим…
Государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпаниям, которые фактически приватизировали доходы от приватизации. Формально доля государства в этих компаниях просто «размывается» за счет нового выпуска акций. Идея оказалась заразительной, многие решили пойти этим путем («АЛРОСа», «Россельхозбанк» и др.), и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис во второй половине 2007 г. заставил изменить эти планы.
Акции, размещенные в ходе «народных» IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене, и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только «Роснефть» показывала некоторый рост (еще бы, при диком скачке цен на нефть!). Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г., затем взлетели до докризисных уровней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело – госкомпании оказались слишком жадны и разместили акции по наивысшей цене.
Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым – на плату депозитарию уходят практически все дивиденды. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и недешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), и это мало кто делает. Люди оказались в ловушке.
Выгодность этих сделок для госкомпаний (которые по-прежнему в госсобственности) сомнений не вызывает. А вот выгодность для государства под большим сомнением. Речь не только об упущенных деньгах. Ведь получение огромных свободных денежных средств госкомпаниями (а уж тем более – банками) резко усиливало их позиции в экономике. Эта приватизация усиливала госсектор, а не сокращала его. Это была своеобразная «приватизация наоборот», или «антиприватизация», – потому, что смысл приватизации оказался вывернут наизнанку.
После кризиса 2008–2009 гг. российский бюджет оказался в дефиците. И правительство решило поправить положение дел с помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета[1].
На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации – до 9–10 млрд дол. ежегодно. В октябре 2010 г. состоялось секретное заседание правительства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015 г., и на 2014–2015 гг. запланирована не пауза, а дальнейший рост приватизации – до 15 млрд дол. в год.
Всего за 5 лет правительство выставит на продажу акции 900 государственных предприятий, рассчитывая выручить 60 млрд дол. Россия продаст доли таких гигантов, как «Роснефть», «РусГидро», Сбербанк, «ВТБ», «Российские железные дороги» (РЖД), «Совкомфлот», «Аэрофлот» и аэропорт «Шереметьево».
Выглядит как амбициозный план. Безусловно, правительство можно было бы только поддержать в его намерениях. Если бы не две проблемы.
Часть вырученных денег власти обещают вернуть в виде инвестиций в при-
[1]. Планы правительства по
-ватизированные компании. Это заявление совершенно непонятно. Идея бесплатных инвестиций возвращает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов. Обмен же инвестиций на долю в собственности (в уставном капитале) предполагает «ползучую национализацию». Оба варианта плохи. Но главная проблема в том, что почти во всех этих предприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются.
В собственности государства после 5 лет этой приватизации останутся:
Что же реально приватизируется? Названо только одно предприятие – Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн т зерна общей стоимостью под 50 млрд руб. Приватизировать компанию без этой функции – сразу снизится ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции – очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали.
Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности