Приватизация только для обеспечения
доходов бюджета выхолащивает сам ее смысл
как процесса передачи бизнеса собственнику,
более эффективному, чем государство.
Фактически продажа небольших госпакетов
акций означает приватизацию без приватизации.
Объявленная тогда действующим
президентом Д.А. Медведевым инициатива
исключения чиновников из советов директоров
госкомпаний только подчеркивает деформацию
отношений собственности в стране, излишнее
огосударствление бизнеса и выглядит
суррогатом, плохим заменителем реальной
приватизации.
«Плюсы» и «минусы» приватизации.
Теперь стоит выделить основные
черты в российской приватизации, носящих
как позитивный, так и негативный характер.
Основными негативными чертами являлись:
1. Единообразие способов приватизации
для предприятий различных отраслей, объединяемых
по величине стоимости основных фондов
и численности трудовых коллективов. Отраслевые
особенности приватизации были сведены
к порядку согласования планов приватизации
предприятий с министерствами (ведомствами)
и ограничению акционирования первым
вариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорирование региональных
особенностей приватизации. Различия
в темпах и способах приватизации
в регионах были обусловлены
скорее действиями местных властей,
выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно бесплатный
(или за символическую плату) способ
передачи собственности. Его организационная
форма – введение системы приватизационных
чеков на предъявителя.
4. Административное установление
высоких «заданий» по срокам
и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение
в процессе приватизации породило появление
проблем, не решенных в рамках ее начального
этапа. Среди них – порядок использования
и финансирования объектов социально-культурного
значения, условия закрепления и продажи
пользователям земельных участков и недвижимости.
Многие элементы приватизационного
механизма начального этапа сохраняются
и в модели послечековой приватизации.
Это – перечень и критерии применения
способов приватизации, списки приоритетных
сфер приватизации, функции государственных
органов. Основное же отличие заключается
в переходе к денежной приватизации и
инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий обеспечивает
следующие институты: комитеты по управлению
имуществом и фонды имущества различных
уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные
компании; консалтинговые фирмы; фондовые
биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы
аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.
Процесс приватизации нуждается
в поддержке на двух уровнях: всего общества
и трудового коллектива конкретного предприятия.
Недостаточная пропаганда идей приватизации
привела к тому, что у значительной части
как специалистов, так и населения в целом
сформировался негативный образ приватизационного
процесса. Хотя в действующей модели приватизации
превалировали способы, формально ориентированные
на уравнительную справедливость («чековая
приватизация») .
Передача собственности на государственное
имущество сложившимся коллективам предприятий
несовместима с рыночным механизмом отбора
покупателей, как мелких, так и стратегических.
Поэтому в схеме приватизации, реализуемой
через аренду с выкупом государственного
имущества, закрепляется нерыночный результат
– долговременная консервация прямого
соединения собственников с имуществом.
В основе выбора именно этого способа
лежит критерий не эффективности (или
массовости), а приоритета трудового коллектива.
Преобразование предприятий
в открытые акционерные общества стало
набирать темпы со второй половины 1992
г. и стало в России наиболее распространенной
формой перехода к приватизации предприятий.
В соответствии с Государственной программой
приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации все
предприятия, имеющие по состоянию на
1 января 1994 г. балансовую стоимость основных
фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть
(по желанию трудового коллектива) приватизированы
путем преобразования в открытые акционерные
общества.
Приватизация муниципального имущества
по количественным показателям наиболее
активно проходила в 1993 г. Способом приватизации
объектов муниципальной собственности
преимущественно является продажа на
открытых аукционных торгах и выкуп арендованного
имущества. Для приватизации муниципальных
предприятий характерен и большой удельный
вес средств, поступающих от продажи на
аукционе, по конкурсу по сравнению со
средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так
называемая «парциальная» приватизация,
предлагаемая многими комитетами имущества
на местах. Государственное (муниципальное)
предприятие в таком случае ликвидируется,
а имущество вносится в качестве вклада
во вновь создаваемое акционерное общество,
обычно закрытого типа. Другими участниками
данного общества становятся члены трудового
коллектива и сторонний инвестор. К развитию
подобных способов приватизации подталкивает
и сложная ситуация, складывающаяся с
приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной программе
приватизации становится банкротство
государственных и муниципальных предприятий.
На этапе денежной приватизации передача
обанкротившегося предприятия кредиторам
превращается в одну из форм приватизации
с привлечением инвестора. Однако банкротство
как способ приватизации не получит в
России широкого распространения. Оно
будет применено для 700-800 средних предприятий,
включая их переход в руки кредиторов.
Управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) будут заниматься предотвращением
банкротств тех государственных предприятий
и акционерных обществ, где высока государственная
доля в уставном капитале.
Список литературы
- Википедия http://ru.wikipedia.org
- Виноградов В. А., Веселовский
С. Я Приватизация в глобальном контексте. Опыт критического исследования.. М., 1998 год
- Гражданский кодекс Российской от 30.11.1994 N 51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014)
- Из обращения Президента Б.Н. Ельцина
к работникам Госкомимущества // Коммерсант.
1994. 12 июля.
- Конституция РФ 12 декабря 1993
г. Российская газета от 25 декабря 1993 года Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для ВУЗов: 5-е издание. – М: НОРМА, 2004 год
- Михайлов А.Ю. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. №6 - 2011 Приватизация в России: мифы и реальность. http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2011_06/Mixailov.html
- Планы правительства по приватизации
на 2011–2015 годы см.: URL: http:// www.rb.ru/topstory/economics/2010/10/21/100004.html и http://www.mediavector.org/political/print:page,1,2230-rossiya-privatiziruet-po-krupnomu.html
- Приватизация
в России: итоги первого этапа и перспективы
дальнейшего развития. М.: Междунар. фонд Реформа, 1994.
- Российский статистический ежегодник.
2013
- Федеральный закон от 21.12.2001
N 178-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "О приватизации государственного и
муниципального имущества".
- Федеральная служба государственной статистики www.gcs.ru
- Энциклопедия экономиста http://www.grandars.ru
1
Из обращения Президента Б.Н. Ельцина к
работникам Госкомимущества // Коммерсант.
1994. 12 июля.
2
Приватизация в России: итоги первого
этапа и перспективы дальнейшего развития.
М.: Междунар. фонд Реформа, 1994.