Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

На эффективность исследуемого процесса значительное влияние может оказать способность применения современных тенденций и методов его проведения. За два десятилетия в Республике Беларусь уже сформировалась нормативно-правовая база по процессу приватизации. Тем не менее, масштабная приватизация усложняет процесс контроля над законностью её проведения в соответствии с установленными целями и принципами. Актуальность выбранных направлений исследования подчёркивается тем, что данные вопросы находятся в поле зрения различных исследователей, и тем, что приватизация – это один из важнейших компонентов в процессе переходы к смешанной экономики, что является достаточно актуальным для нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 4
1.1 Сущность и экономическое содержание приватизации 4
1.2 Цели и принципы 4
1.3 Формы, способы и модели приватизации 7
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
2.1 Основные принципы и формы приватизации на современном этапе 10
2.2 Особенности приватизации в РБ 13
3 НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 20
3.1 Преимущества и недостатки приватизации 20
3.2 Пути совершенствования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Privatizatsia_kak_forpma_trasformatsii_otnoshen.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

 

 

Кафедра мировой  экономики и финансов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Приватизация  как форма трансформации отношений  собственности на современном этапе развития экономики»

 

 

 

 

 

Студентка факультета МЭО и М

2 курс, группа 1117                                                                 А.В.Васильева

 

 

Руководитель

старший преподаватель                                                           Т.Н.Куль

 

 

 

 

 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие рыночной экономики в Республике Беларусь требует постепенного реформирования государственной собственности, уменьшения доли государственного сектора в национальной экономике и развития, как крупного, так среднего и малого частного бизнеса. Обеспечение процесса приватизации способствует развитию рыночной экономики, эффективность которой во многом зависит от степени экономической самостоятельности субъектов хозяйствования. Этот процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы − право управления ими.

Республика  Беларусь уже имеет двадцатилетний опыт проведения приватизации, однако план приватизации на 2011-2013 гг. отличается от предыдущих «сменой акцентов». Ранее акцент делался на акционировании предприятий, сейчас большее внимание уделяется реализации акций акционерных обществ. Разумным представляется возможность использования опыта государств постсоветского пространства, ввиду некоторой схожести политического, экономического, правового регулирования данного процесса. При этом необходимо учитывать и естественные различия.

На эффективность  исследуемого процесса значительное влияние может оказать способность применения современных тенденций и методов его проведения.

За два десятилетия  в Республике Беларусь уже сформировалась нормативно-правовая база по процессу приватизации. Тем не менее, масштабная приватизация усложняет процесс контроля над законностью её проведения в соответствии с установленными целями и принципами.

Актуальность  выбранных направлений исследования подчёркивается тем, что данные вопросы  находятся в поле зрения различных исследователей, и тем, что приватизация – это один из важнейших компонентов в процессе переходы к смешанной экономики, что является достаточно актуальным для нашей страны.

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

    1. Сущность и экономическое содержание приватизации

 

Фундамент приватизационного процесса в Республике Беларусь начал закладываться в начале 1990-х годов. В соответствии с постановлениями Верховного Совета БССР от 13 октября 1990 г. и от 11 декабря 1990 г., постановлением Совета Министров БССР от 26 декабря 1990 г. №334 был образован Комитет по управлению государственным имуществом при Совете Министров БССР. Приоритетной задачей Комитета ставилась: «организация управления государственным имуществом, проведение его разгосударствления путём преобразования государственных предприятий в акционерные общества, принятие антимонопольных мер». [1, с.2]

Итак, приватизация – процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащее государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В мировой практике приватизация использовалась и в широкомасштабном варианте как средство оздоровления отдельных звеньев экономики. [2, с.86]

Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, то есть связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования.

Целями разгосударствления являются:

• преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

• устранение существующего в условиях командно-административной системы отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение человека в реального собственника;

• преобразование трудовых отношений путём введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;

• демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием.

Разгосударствление  включает следующие основные направления:

• сокращение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

• коммерциализацию государственных предприятий путём передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;

• ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;

• переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков. [3, с.58]

Таким образом, разгосударствление означает, с одной  стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой – смену форм и содержания отношений собственности. В свою очередь, разгосударствление непосредственных отношений собственности может свести к трём основным  взаимосвязанным аспектам: во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся  в государственном ведении, освобождении их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, т.е. передаче в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной и огосударствлённой собственности. Следовательно, приватизацию следует понимать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а идёт процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью. [2, с.85]

Приватизация  означает смену собственника путём  продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности  другим экономическим субъектам: частным  или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью.

В широком смысле приватизацию понимают как передачу частному сектору государственных  активов, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

Приватизация  – не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимые рыночные субъекты коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всём обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, то есть другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы – управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создаёт предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Субъектами  приватизации могут быть граждане страны, юридические лица, деятельность которых  связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества. В то же время в каждой стране существует свой перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.

Процесс, противоположный  приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В ХХ веке наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных государствах осуществляется реприватизация – возврат национализированной собственности прежним владельцам. [3, c 58]

Но в первую очередь приватизация в Республике Беларусь рассматривается не как самоцель, а как средство достижения устойчивого развития экономики в условиях перехода от централизованной плановой системы управления государственным имуществом к установлению рыночных отношений. В этом и заключается основное содержание приватизации – преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимые рыночные субъекты, в результате которого возникает новая система экономических интересов, появляются новые социальные слои и группы – управляющие, собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели.

    1. Цели и принципы

Приватизация  государственных предприятий в  Республике Беларусь, в соответствии с Законом «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 16.07.2010 г., преследует две основные цели: создание условий для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, и создание эффективной социально ориентированной рыночной экономики [5].

Для обеспечения  целей приватизации необходимо решение  определённых задач:

1. Создание экономики,  основанной на многообразии форм  собственности, которая создаст условия для создания свободных товарно-денежных отношений, благодаря которым при совершении сделок купли-продажи происходит смена собственника на продукт. Положительным аспектом в таких рыночных отношениях выступает несовпадение интересов продавца и покупателя, по сути, являющееся мотивирующим фактором. Наряду с конкуренцией это вынуждает товаропроизводителей постоянно совершенствовать продукцию и снижать издержки производства; создать условия для полной хозяйственной самостоятельности и адекватной ей экономической ответственности вплоть до банкротства. Только при таких факторах возникают условия, обеспечивающие действенность рыночного механизма. Полная хозяйственная самостоятельность и адекватная ей экономическая ответственность обеспечиваются, с одной стороны, правом частной собственности, а с другой − ограничением сфер влияния государства на производственно-хозяйственную деятельность. Усиление экономической ответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы к использованию инноваций и повышению на этой основе эффективности хозяйствования;

2. Создание и  обеспечение условий конкурентной  среды и активной конкуренции,  что возможно при многообразии  форм собственности и большом  количестве экономически обособленных  хозяйствующих субъектов.

3. Создание правовой базы для экономической свободы граждан. Это достигается, прежде всего, предоставлением им права собственности, возможности открыть частное предприятие, выступить учредителем акционерного общества или приобрести акции на рынке ценных бумаг.

4. Разграничение  функции государственного регулирования  и непосредственного руководства  предприятием. Предприятия частной  формы собственности должны принимать  управленческие решения, что повышает  их своевременность, обоснованность  и качество, а, следовательно, и эффективность хозяйствования;

5. Сокращение  государственных расходов на  поддержку низкорентабельных и  убыточных предприятий, что позволит  сохранить средства для решения  поставленных задач.

Для обеспечения  независимости и суверенитета, решения  других общенациональных социально-экономических задач в государственной собственности в результате приватизации должно оставаться примерно 1/3 государственного имущества. Это объекты, деятельность которых связана с угрозой для жизни и здоровья людей (производство взрывчатых, взрывоопасных, химических и других веществ), имеющие особый режим управления, являющиеся монополией государства, затрагивающие интересы его обороноспособности, безопасности и т. д.

1. Сочетание  возмездного и безвозмездного  способов приватизации означает, что одна часть государственного имущества, подлежащего приватизации, передается в собственность граждан Республики Беларусь бесплатно, а другая продается физическим и юридическим лицам, основанным на негосударственной форме собственности;

2. Признание  права каждого гражданина Республики  Беларусь на часть безвозмездно  передаваемой государственной собственности;

3. Дифференциация  методов, форм и процедур приватизации;

4. Разграничение  компетенции по осуществлению  приватизации между органами  государственной власти и управления различных уровней;

5. Предоставление  определённых социальных гарантий  членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий;

6. Контроль за  проведением приватизации со  стороны государства;

7. Обеспечение  широкой гласности процесса приватизации;

8. Постепенность  и поэтапность.

Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики