Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 06:03, курсовая работа
На эффективность исследуемого процесса значительное влияние может оказать способность применения современных тенденций и методов его проведения. За два десятилетия в Республике Беларусь уже сформировалась нормативно-правовая база по процессу приватизации. Тем не менее, масштабная приватизация усложняет процесс контроля над законностью её проведения в соответствии с установленными целями и принципами. Актуальность выбранных направлений исследования подчёркивается тем, что данные вопросы находятся в поле зрения различных исследователей, и тем, что приватизация – это один из важнейших компонентов в процессе переходы к смешанной экономики, что является достаточно актуальным для нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 4
1.1 Сущность и экономическое содержание приватизации 4
1.2 Цели и принципы 4
1.3 Формы, способы и модели приватизации 7
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
2.1 Основные принципы и формы приватизации на современном этапе 10
2.2 Особенности приватизации в РБ 13
3 НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 20
3.1 Преимущества и недостатки приватизации 20
3.2 Пути совершенствования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В зависимости от объекта различают приватизацию предприятий, приватизацию акций, паев, долей и приватизацию имущества. В связи с принятым 21 марта 2011 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 348 «Об утверждении Плана приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, на 2011 – 2013 годы и Плана преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества на 2011 – 2013 годы» актуальным будет рассмотрение приватизации государственных предприятий. Основным источником, регулирующим данный процесс, является Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 16.07.2010г. [4]
В соответствии
со ст. 5 «Единая государственная
политика в области приватизации
и преобразования государственных
унитарных предприятий в
Сокращение государственного сектора, проведение приватизации, стало одной из проблем, которые приходится решать в процессе реформ, целью которых является переход к рыночной экономике.
Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации.
С финансовой точки зрения (т.е. возможности пополнения государственного бюджета) приватизация осуществлялась в следующих формах.
В середине 1990-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятие из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
В настоящее время акцент делается на эффективном управлении государственной собственностью и отказе от рассмотрения процесса приватизации преимущественно как средства пополнения государственного бюджета. Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых: а) преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности; б)внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ; в) отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
Следует иметь в виду, что процесс приватизации во всех странах протекал довольно болезненно и противоречиво. С одной стороны, приватизация в той или иной мере была сведена к передаче государственной собственности бюрократическим силам, всё более укрепляющим свои позиции по мере протекания реформ. С другой стороны, недостаточный государственный контроль, как показал опыт «дикой» приватизации, приводит к менее отрицательным последствиям – покупке собственности за бесценок. [6, с.318]
До 1 января 2011 года по законодательству Республики Беларусь существовало две формы осуществления приватизации – это возмездная и безвозмездная передача государственной собственности физическим и юридическим лицам. Целью безвозмездной приватизации являлась передача государственной собственности на основе социального равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рыночной экономике только гражданам Республики Беларусь. В новой редакции Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 г. № 2103-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010г. № 172-З) определена только возмездная приватизация, которая осуществляется путем внесения денежных платежей. [7]
Закон изложил в новой редакции действовавший до этого Закон ”О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь“ и вступил в силу с 1 января 2011 года. Закон является единым комплексным нормативным правовым актом по вопросам приватизации и создает дополнительные условия для привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Важным отличием закона является конкретизация способов приватизации государственной собственности. [8]
Нововведения коснулись не только принципов, но и перечня способов приватизации. В настоящее время приватизация может осуществляться путем продажи:
Прежнее законодательство
предусматривало следующие
Более того, в новой редакции Закона определен порядок планирования приватизации (преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества). Планы приватизации формируются на трехлетний период.
Таким образом, в Республике Беларусь в настоящее время осталась только возмездная форма передачи государственной собственности в частные руки. Хоть одна базовая величина, но выплачивается в доход государства. [7]
В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
В большинстве стран с переходной экономикой существует два основных подхода (формы) приватизации: бесплатная передача государственного имущества трудовым коллективам и населению и продажа этого имущества. Бесплатная приватизация обычно осуществляется путём выдачи приватизационных ваучеров. Продажа имущества государственных предприятий проводится в форме аукциона, или конкурса. Может осуществляться передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий (в форме выкупа арендуемого имущества или преобразования государственных предприятий в акционерные общества). Преимуществом акционирования является возможность использовать для выкупа акций приватизационные чеки граждан, привлекать отечественных и иностранных инвесторов, контролировать деятельность предприятия со стороны государства, когда последнее владеет его акциями. [3, c.58]
Для Республики Беларусь одной из главных теоретических и практических проблем является определение наиболее рациональных путей разгосударствления экономики и приватизации собственности. Это важнейшая составная часть экономической реформы, к проведению которой республика приступила ещё в 1990 г. принимая решение об изменении экономической системы, государство сталкивается с двумя проблемами: выбором господствующей формы собственности на средства производства и способом координации и управления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира в качестве модели экономической системы принята смешанная экономика. В этих странах существует и государственная, и частная собственность на средства производства, а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и на государственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладает рыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия) весьма развиты планирование и координация экономической деятельности как государственного, так и частного сектора. Например, в Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействует на обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. Экономику Японии называют «полуплановой корпорацией», где, начиная 50-х годов, используется государственное планирование на основе разработки пятилетних планов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, они являются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам.
Республика Беларусь преобразует экономику из модели «командная экономика» в модель «смешанная экономика». По такому пути пошли страны СНГ, государства Восточной Европы, Китай. В них создаётся многоукладная экономика. Специалисты считают, что в Республике Беларусь должно функционировать около 800 тысяч субъектов хозяйствования.
Создание широкого
слоя собственников – необходимое
условие образования
Главная цель приватизации
– преодоление монополизма