Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

На эффективность исследуемого процесса значительное влияние может оказать способность применения современных тенденций и методов его проведения. За два десятилетия в Республике Беларусь уже сформировалась нормативно-правовая база по процессу приватизации. Тем не менее, масштабная приватизация усложняет процесс контроля над законностью её проведения в соответствии с установленными целями и принципами. Актуальность выбранных направлений исследования подчёркивается тем, что данные вопросы находятся в поле зрения различных исследователей, и тем, что приватизация – это один из важнейших компонентов в процессе переходы к смешанной экономики, что является достаточно актуальным для нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 4
1.1 Сущность и экономическое содержание приватизации 4
1.2 Цели и принципы 4
1.3 Формы, способы и модели приватизации 7
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
2.1 Основные принципы и формы приватизации на современном этапе 10
2.2 Особенности приватизации в РБ 13
3 НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 20
3.1 Преимущества и недостатки приватизации 20
3.2 Пути совершенствования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Privatizatsia_kak_forpma_trasformatsii_otnoshen.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от объекта различают приватизацию предприятий, приватизацию акций, паев, долей и приватизацию имущества. В связи с принятым 21 марта 2011 г. Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь № 348 «Об утверждении Плана приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности Республики Беларусь, на 2011 – 2013 годы и Плана преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества на 2011 – 2013 годы» актуальным будет рассмотрение приватизации государственных предприятий. Основным  источником, регулирующим данный процесс, является Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 16.07.2010г. [4]

В соответствии со ст. 5 «Единая государственная  политика в области приватизации и преобразования государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества» Закона о  приватизации основными принципами приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества являются:

  • законность;
  • плановость и системность;
  • гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
  • равенство субъектов приватизации;
  • возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации;
  • соблюдение и защита прав собственников;
  • содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики. [5]
    1. Формы, способы и модели приватизации

 

Сокращение  государственного сектора, проведение приватизации, стало одной из проблем, которые приходится решать в процессе реформ, целью которых является переход  к рыночной экономике.

Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации.

  1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.
  2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

С финансовой точки  зрения (т.е. возможности пополнения государственного бюджета) приватизация осуществлялась в следующих формах.

  1. Платная приватизация, предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономики. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счёт него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. Широкое распространение платная приватизация получила в Венгрии.
  2. Бесплатная приватизация, означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инвестиционных вкладов. Её необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий вернуть населению отобранную у него собственность, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.
  3. Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определённым категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того, в ряде государств получил распространение процесс реприватизации – возвращения собственности её прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

В середине 1990-х  гг. приватизация осуществлялась с  помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятие из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

В настоящее  время акцент делается на эффективном управлении государственной собственностью и отказе от рассмотрения процесса приватизации преимущественно как средства пополнения государственного бюджета. Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых: а) преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности; б)внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ; в) отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.

Следует иметь  в виду, что процесс приватизации во всех странах протекал довольно болезненно и противоречиво. С одной  стороны, приватизация в той или  иной мере была сведена к передаче государственной собственности  бюрократическим силам, всё более  укрепляющим свои позиции по мере протекания реформ. С другой стороны, недостаточный государственный контроль, как показал опыт «дикой» приватизации, приводит к менее отрицательным последствиям – покупке собственности за бесценок. [6, с.318]

До 1 января 2011 года по законодательству Республики Беларусь существовало две формы осуществления приватизации – это возмездная и безвозмездная передача государственной собственности физическим и юридическим лицам. Целью безвозмездной приватизации являлась передача государственной собственности на основе социального равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рыночной экономике только гражданам Республики Беларусь. В новой редакции Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993 г. № 2103-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010г. № 172-З) определена только возмездная приватизация, которая осуществляется путем внесения денежных платежей. [7]

Закон изложил  в новой редакции действовавший  до этого Закон ”О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республики Беларусь“  и вступил в силу с 1 января 2011 года. Закон является единым комплексным  нормативным правовым актом по вопросам приватизации и создает дополнительные условия для привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Важным отличием закона является конкретизация способов приватизации государственной собственности. [8]

Нововведения  коснулись не только принципов, но и перечня способов приватизации. В настоящее время приватизация может осуществляться путем продажи:

  • акций (долей в уставных фондах) на аукционе;
  • акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;
  • предприятий как имущественных комплексов на аукционе;
  • предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;
  • акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления [7].

Прежнее законодательство предусматривало следующие способы  осуществления приватизации: продажа  объектов государственной собственности на аукционе, по конкурсу; продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Более того, в  новой редакции Закона определен порядок планирования приватизации (преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества). Планы приватизации формируются на трехлетний период.

Таким образом, в Республике Беларусь в настоящее  время осталась только возмездная форма передачи государственной собственности в частные руки. Хоть одна базовая величина, но выплачивается в доход государства. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Основные принципы и формы приватизации на современном этапе

 

В большинстве  стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:

  • сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передаётся в собственность граждан страны, а остальная часть продаётся;
  • право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путём выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
  • дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Например, небольшие предприятия могут быть проданы на аукционе, крупные – преобразованы в акционерные общества и т.д.;
  • предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;
  • обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов депутатов в работе комиссии по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;
  • контроль за ходом приватизации со стороны государства.

В большинстве  стран с переходной экономикой существует два основных подхода (формы) приватизации: бесплатная передача государственного имущества трудовым коллективам и населению и продажа этого имущества. Бесплатная приватизация обычно осуществляется путём выдачи приватизационных ваучеров. Продажа имущества государственных предприятий проводится в форме аукциона, или конкурса. Может осуществляться передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий (в форме выкупа арендуемого имущества или преобразования государственных предприятий в акционерные общества). Преимуществом акционирования является возможность использовать для выкупа акций приватизационные чеки граждан, привлекать отечественных и иностранных инвесторов, контролировать деятельность предприятия со стороны государства, когда последнее владеет его акциями. [3, c.58]

    1.  Особенности приватизации в РБ

 

Для Республики Беларусь одной из главных теоретических  и практических проблем является определение наиболее рациональных путей разгосударствления экономики  и приватизации собственности. Это  важнейшая составная часть экономической реформы, к проведению которой республика приступила ещё в 1990 г. принимая решение об изменении экономической системы, государство сталкивается с двумя проблемами: выбором господствующей формы собственности на средства производства и способом координации и управления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира в качестве модели экономической системы принята  смешанная экономика. В этих странах существует и государственная, и частная собственность на средства производства, а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и на государственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладает рыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия) весьма развиты планирование и координация экономической деятельности как государственного, так и частного сектора. Например,  в Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействует на обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. Экономику Японии называют «полуплановой корпорацией», где, начиная 50-х годов, используется государственное планирование на основе разработки пятилетних планов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, они являются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам.

Республика  Беларусь преобразует экономику  из модели «командная экономика» в  модель «смешанная экономика». По такому пути пошли страны СНГ, государства  Восточной Европы, Китай. В них создаётся многоукладная экономика. Специалисты считают, что в Республике Беларусь должно функционировать около 800 тысяч субъектов хозяйствования.

Создание широкого слоя собственников – необходимое  условие образования конкурентной среды и запуска рыночной системы в структуре смешанной экономики, механизм действия которой выглядит следующим образом (рисунок 1).

Главная цель приватизации – преодоление монополизма госпредприятий путём создания многоукладной экономики, развитие частной собственности и создание конкурентной среды, что послужит основой для повышения эффективности функционирования экономики в целом и успехов в социальной сфере.

 


 

 

 

 

 

Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики