Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

На эффективность исследуемого процесса значительное влияние может оказать способность применения современных тенденций и методов его проведения. За два десятилетия в Республике Беларусь уже сформировалась нормативно-правовая база по процессу приватизации. Тем не менее, масштабная приватизация усложняет процесс контроля над законностью её проведения в соответствии с установленными целями и принципами. Актуальность выбранных направлений исследования подчёркивается тем, что данные вопросы находятся в поле зрения различных исследователей, и тем, что приватизация – это один из важнейших компонентов в процессе переходы к смешанной экономики, что является достаточно актуальным для нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 4
1.1 Сущность и экономическое содержание приватизации 4
1.2 Цели и принципы 4
1.3 Формы, способы и модели приватизации 7
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 10
2.1 Основные принципы и формы приватизации на современном этапе 10
2.2 Особенности приватизации в РБ 13
3 НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 20
3.1 Преимущества и недостатки приватизации 20
3.2 Пути совершенствования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Privatizatsia_kak_forpma_trasformatsii_otnoshen.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Механизм создания конкурентной среды

Примечание – Источник [9, c.43]

 

Достижение  главной цели приватизации само по себе не решает проблему повышения  экономической эффективности, особенно в существующей нестабильной ситуации. Новым собственникам не под силу самостоятельно заниматься персоснащением своих предприятий, готовить квалифицированные кадры. Разрыв хозяйственных связей в наиболее важных секторах экономики имеет негативные последствия. Поэтому и разработана государственная программа разгосударствления и приватизации. [9, c.43]

Начиная с 1991 года, в республике преобразовано в акционерные общества и приватизировано около 5 тысяч предприятий. Общая численность работающих на приватизированных предприятиях составляет более миллиона человек.

Практически полностью уже  завершена так называемая «малая»  приватизация в сфере услуг (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности и строительной индустрии, отраслях по переработке сельхозпродукции и обслуживающих сельское хозяйство, что позволило перевести бизнес в данных сферах в частный сектор экономики. Акционирован ряд крупных предприятий нефтехимического и машиностроительного комплексов, таких как МАЗ, БЕЛАЗ, БЕЛОМО, Интеграл, «Производственное объединение «Беларуськалий» и др. [10]

В 1993 г. правительство Республики Беларусь начало сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (МФК) по разработке юридических и административных основ для проведения приватизации. Разработан проект «Малая приватизация в Беларуси». Он осуществляется при финансовой поддержке агентства США по международному развитию. За два года пол эгидой МФК в Бресте, Гродно, Орше, Минске, Кобрине, Сморгони, Новогрудке, Лиде, Барановичах было проведено 50 аукционов, приватизировано 180 объектов, что принесло местным бюджетам дополнительных средств более 830 млрд. рублей. [9, c.43]

В 1993 г. были приняты Законы «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», «Об именных  приватизационных чеках Республики Беларусь», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», Государственная программа приватизации.

В отличие от России, где  разгосударствление и приватизация после распада СССР на первоначальном этапе приобрели огромные масштабы, приняв порой уродливые формы, связанные с коррупцией, рейдерскими захватами собственности, Беларусь четко определила свою позицию в отношении государственной собственности, приняв в 1998 г. Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства». Были определены объекты, находящиеся исключительно в собственности государства, закреплены общие положения, связанные с их владением, пользованием и распоряжением. Тем самым, был ограничен круг объектов собственности, который подлежал приватизации и разгосударствлению. [10]

В 2002 г. в Республике Беларусь функционировало 29 044 малых предприятий, из которых 44,4% сосредоточено в торговле и общественном питании; 11,7% - в строительстве. В промышленности 20,8% малых предприятий произвели 7,2% общего объёма продукции промышленности, здесь сосредоточено 37,7% численности работников. [9, c.43]

За эти годы неоднократно вносились изменения, касающиеся различных  аспектов приватизационного процесса, в Закон «О разгосударствлении и  приватизации…», в Декрет Президента № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», принятый в 1998 г., в Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства». Был принят ряд изменений в другие акты законодательства, в так называемых «смежных» областей права — земельного, гражданского, о хозяйственных обществах.

Изменилась  не только правовая основа приватизационного  процесса, существенно изменились экономические  условия хозяйствования и в целом  экономическая ситуация в стране, что также потребовало корректировки целей, принципов и способов приватизации.

Поэтому, начиная  с 2008 года, преобразование республиканских  унитарных предприятий в открытые акционерные общества осуществляется на плановой основе.

Так, по результатам  выполнения плана приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2008-2010 годы реформировано 434 предприятия республиканской собственности, в том числе в результате преобразования 433 республиканских унитарных предприятий создано 289 открытых акционерных обществ; одно — предприятие как имущественный комплекс научно-производственного РУП «Диалек», в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2009 г. № 549 «О некоторых вопросах создания совместным открытым акционерным обществом „Ферейн“ фармацевтического производства в Республике Беларусь», передано в собственность СОАО «Ферейн».

Следует отметить, что при реализации плана на 2008-2010 годы создание открытых акционерных  обществ осуществлялось исходя из целесообразности развития отраслей, необходимости создания оптимальной и эффективной структуры управления по различным схемам:

  • на базе одного республиканского унитарного предприятия;
  • на основе имущественных комплексов нескольких республиканских унитарных предприятий (ПРУП «Минский механический завод имени С.И. Вавилова» совместно с научно-производственным РУП «ЛЭМПТ», РУП «Гомельский завод «Коммунальник» совместно с РНПУП «Энергия»);
  • на основе имущественных комплексов нескольких республиканских унитарных предприятий и дочерних предприятий — по такой схеме создано ОАО «Интеграл», в состав которого вошло 6 республиканских унитарных предприятий и 4 дочерних;
  • на базе республиканских унитарных предприятий вместе с дочерними предприятиями (Могилевское автотранспортное предприятие «Облавтотранс» совместно с 20 дочерними предприятиями, транспортное предприятие «Брестгрузавтосервис» с 11 дочерними предприятиями, РАУП «Гроднооблавтотранс» с 19 дочерними предприятиями, РАУП «Гомельоблавтотранс» совместно с 17 дочерними предприятиями, РАУП «Миноблавтотранс» с 19 дочерними предприятиями, РАТУП «Витебскоблавтотранс» с 4 дочерними предприятиями). [10]

Привлечение иностранных  инвестиций – одна из важнейших задач приватизации. Иностранные инвесторы получают возможность выйти на новые рынки развивающихся стран и регионов. Приобретая акции государственных предприятий, она могут организовать деятельность гораздо быстрее отечественных и быть поставщиками сырья и энергии для приватизируемых предприятий. Об этом свидетельствует опыт проведённой приватизации Мозырского нефтеперерабатывающего завода. [9, c.44]

В целях привлечения  инвестиций для развития открытых акционерных  обществ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 605 по 113 открытым акционерным обществам, созданным в процессе преобразования 160 республиканских унитарных предприятий, акции не подлежат продаже на льготных условиях за денежные средства и обмену за именные приватизационные чеки «Имущество». [10]

Приватизация  сокращает масштабы государственного регулирования экономики и расходы  на содержание государственного аппарата. Наконец, приватизация несёт выгоды потребителям. Конкуренция вынуждает  фирмы бороться за лучшее качество товаров и услуг, снижать цены.

Процесс реформирования отношений собственности охватывает практически все отрасли экономики  РБ, за исключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством. В настоящее время среди приватизированных промышленных объектов преобладают предприятия легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промстройматериалов. Это Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, Гомельский и Бобруйский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельстекло, Гомельобои, Минское производственное тонкосуконное объединение, Витебское производственное ковровое объединение и многие другие. Продукция этих предприятий хорошо известна далеко за пределами Республики Беларусь. Они конкурентоспособны в рыночной экономике.

Медленно идет приватизация в машиностроительном комплексе, на предприятиях химической промышленности. Ряд предприятий не могут быть реформированы в ближайшее время, так как не только не имеют средств для выкупа, но и сами нуждаются в значительной поддержке со стороны государства.

Несмотря на рост негосударственного сектора, в  общем числе промышленных предприятий  в Республике Беларусь имеется около 300 предприятий-монополистов. Они включены в государственный реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках страны. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» для противодействия монополизму крупных предприятий предусматривает право государства на принятие решения о принудительном разукрупнении предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. В настоящее время это право имеет Департамент по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь. Оно определяет круг предприятий, подлежащих реструктуризации, и устанавливает ее сроки. Если сроки не соблюдаются, назначается внешний управляющий, которому департамент по предпринимательству передает полномочия по реструктуризации.

Реструктуризация  предприятия рассматривается не только как разукрупнение крупных  предприятий, но и как постоянный процесс реформирования, направленный на выведение предприятий из кризиса. [9, c.44]

Планы преобразования государственных предприятий в  открытые акционерные общества на 2011-2013 годы включают в себя более 500 республиканских  и коммунальных предприятий.

С 1 января 2011 года начало действовать новое законодательство о приватизации. Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (в редакции от 16 июля 2010 г.) направлен на совершенствование правовых и экономических отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, создание условий для привлечения инвестиций и развитие эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

В целях привлечения  инвестиций для развития открытых акционерных  обществ, создаваемых в 2011-2013 годах  путем преобразования республиканских  унитарных предприятий, Госкомимуществом подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь, предусматривающий исключение их акций из продажи на льготных условиях за денежные средства коллективам работников.

Привлечению инвестиций содействует и действующее в  республике законодательство, которое достаточно либерально по отношению к инвесторам, как национальным, так и иностранным.

За предыдущие годы правительством Беларуси для создания благоприятных условий по привлечению  инвестиций были приняты законодательные  акты, которыми предусмотрены:

  • снятие ограничения (моратория) на отчуждение долей (акций), приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за деньги на льготных условиях и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество»;
  • отмена преимущественного права государства на приобретение акций в уставных фондах юридических лиц, которым оказывается господдержка;
  • отмена особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

На ближайший  период целью государственной политики в области приватизации будет повышение эффективности функционирования приватизированных организаций, улучшение показателей их финансово-экономической деятельности за счет более результативного использования имущества и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в эти организации.

Принятие решений  по распоряжению государственным имуществом и в дальнейшем будет осуществляться на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения договоров, детально регламентирующих взятые инвестором обязательства. Количество государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, будет последовательно сокращаться за счет их преобразования в открытые акционерные общества, продажи, реорганизации путем присоединения к успешно действующим акционерным обществам, а также создания новых субъектов хозяйствования с полным или частичным участием государства в их капитале. [10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

3.1 Преимущества и недостатки приватизации

 

Анализ организации  приватизационного процесса в белорусской  экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными  негативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-bottom: 0pt; text-align: justify; text-indent: 35pt;

Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики