Приватизация как форма трансформации отношений собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.

Содержание

Введение

1. Теория приватизации

1.1 Сущность приватизации

1.2 Экономическое содержание приватизации

1.3 Цели и принципы

1.4 Формы, способы и модели приватизации

2. Приватизация на современном этапе, на примере РБ

2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе

2.2 Особенности приватизации в РБ

2.3 Недостатки и проблемы приватизации

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

приватизация.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

Приватизация как форма трансформации  отношений собственности

 

Содержание

Введение

1. Теория приватизации

1.1 Сущность приватизации

1.2 Экономическое содержание приватизации

1.3 Цели и принципы

1.4 Формы, способы и модели приватизации

2. Приватизация на современном  этапе, на примере РБ

2.1 Понятие, основные принципы и  формы разгосударствления и приватизации  на современном этапе

2.2 Особенности приватизации в РБ

2.3 Недостатки и проблемы приватизации

Заключение

Список  использованных источников

 

Введение

Важнейшими  направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и  развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось  преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. Последние 30-40 лет прошлого века характеризовались все более  увеличивающимся отставанием в  экономическом развитии стран социалистического  лагеря, в которых государство  использовало административно-командные  рычаги управления экономикой, от капиталистических  стран с рыночными механизмами  хозяйственной деятельности, основанными  на частной собственности. В этих условиях складывается необходимость  понять и проанализировать процессы приватизации, выявить ее задачи, особенности, проблемы и перспективы.

Анализ  теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической  науке. Это обусловлено тремя  причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи  с изменением формы собственности  на средства производства: с «государственной»  на «частную». Она включает взаимосвязь  приоритетов, отражающую сочетание  интересов органов государственной  власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Объективные причины развития приватизационного  процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в  условиях административно-командной  экономики обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо  меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом  страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству», но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

Приватизация  выполняет две функции. С одной  стороны, она должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера. Непосредственными целями приватизации являются:

·          формирование слоя мелких и средних собственников;

·          сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

·          перераспределение экономических основ власти.

Достижение  социальной справедливости, повышение  экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета  не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике  появляются новые моменты, имеющие  важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор  по-разному трактуется даже само понятие  «приватизация», его соотношение  с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры  дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности  или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной  перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической  эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение  ее темпов и приоритетов. В данной курсовой работе я постараюсь раскрыть содержание этих процессов.

 

1. Теория приватизации

1.1 Сущность приватизации

Приватизация (от англ. рrivate - частный, единичный) всегда означает смену государственной формы собственности частной (приватной). Наряду с традиционным ее пониманием как процесса передачи объектов, определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней, данное понятие охватывает и приватизацию привилегий, монополию какого-либо права, предложение услуг, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм хозяйствования.

Разгосударствление  и приватизация близкие, но не тождественные  понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации  экономики, преодоления монополизма  государственной собственности. При  разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам  части права собственности - права  пользования и права владения. Приватизация - это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или  коллективное пользование, т. е. частную  собственность. В результате этого  государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами  собственности, а его органы право  непосредственного правления ими. Отсюда следует, что приватизация - наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности.

Приватизацию  иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В последние  годы этот процесс охватил более 80 государств. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило кризисное состояние  экономики, признание факта, что  рыночная экономика более эффективна, чем командно-административная.

Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению  формы собственности на средства производства с государственной  на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, таких как:

·          переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного

·          сектора) или смена государственной собственности на частную;

·          полная продажа государственных предприятий частным лицам;

·          продажа части активов;

·          передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

1.2 Экономическое содержание приватизации

Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной  собственности. Преобразование предприятия  в акционерное общество можно  назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций  бывшего государственного предприятия  членами трудового коллектива остальные  акции остаются в государственной  собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание  системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К  сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел  без их предварительной реорганизации  и коммерциализации. Это не позволило  увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства  и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации  настолько сложна, что использование  разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных  комплексов при выходе из них структурных  подразделений.

Реализация  целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между  принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами  справедливости в целях ускорения  процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и  имущества.

Приватизация  является тем звеном экономической  реформы, которое

одновременно  создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведет  к формированию новой социально-экономической  структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала  реформы необратимыми, поскольку  здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный  инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности[1].

1.3 Цели и принципы приватизации

Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

Основные  цели приватизации в переходной экономике  должны быть следующими[2]:

1.         Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2.         Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3.         Социальная (обеспечение социального мира).

4.         Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимнопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля  предприятия и его производственного  потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные  критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и  имущества по коммерческому или  инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

В основе приватизации должен лежать генеральный  принцип всех реформ – «не навреди»!

На  основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

ü   приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

ü   приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

ü   изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

ü   обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

ü   приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

ü   каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности