Приватизация как форма трансформации отношений собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.

Содержание

Введение

1. Теория приватизации

1.1 Сущность приватизации

1.2 Экономическое содержание приватизации

1.3 Цели и принципы

1.4 Формы, способы и модели приватизации

2. Приватизация на современном этапе, на примере РБ

2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе

2.2 Особенности приватизации в РБ

2.3 Недостатки и проблемы приватизации

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

приватизация.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

3. право каждого гражданина Республики  Беларусь на часть безвозмездно  передаваемой государственной собственности.  Этот принцип вытекает из общенародного  характера государственной собственности.  Возможны несколько подходов  к разделу части стоимости  государственного имущества: поровну  между всеми, пропорционально  возрасту, пропорционально стажу,  пропорционально возрасту с учетом  стажа работы и другие;

4. дифференциация методов, способов  и процедур приватизации. Необходимость  соблюдения этого принципа вызвана  наличием множества не сопоставимых  между собой объектов приватизации. Это предполагает гибкое сочетание  общих принципов приватизации  с дифференцированным использованием  методов и способов приватизации; предоставление льгот

5. предоставление льгот субъектам  приватизации. Смысл этого принципа  заключается в том, что преимущественное  право в приобретении объектов государственной собственности должно быть предоставлено трудовым коллективам предприятия, так как одной из важнейших задач приватизации является повышение трудовой активности и на этой основе рост объемов и эффективности производства;

6. осуществление широкой гласности  при проведении приватизации. Этот  принцип предполагает освещение  средствами массовой информации  условий и хода приватизации, ознакомление граждан с перечнем  приватизируемых объектов; участие  представителей профсоюзов и  местной законодательной власти  в работе комиссий по приватизации; обеспечение гражданам возможности  обращаться в суд и другие  органы в случаях ущемления  их интересов;

7. контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Это означает, что вся работа по приватизации должна идти под контролем, как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся;

8. соблюдение постепенности и поэтапности. Выполнение этого принципа позволит на должном уровне организовать процесс приватизации и избежать ошибок при ее осуществлении.

Правовые  основы, правила и порядок приватизации определяют Законы, Республики Беларусь: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об аренде» и др. Статья 18 Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»[7] устанавливает следующие способы приватизации:

1) продажа объектов государственной  собственности на аукционах, по  конкурсу;

2) продажа акций, принадлежащих  государству, в том числе на  льготных условиях;

3) выкуп арендованного имущества  арендным предприятием.

Способ  приватизации предприятия определяется Министерством по управлению государственным  имуществом и приватизации и органами приватизации местных Советов депутатов  в соответствии с государственной  программой, которая определила порядок  и условия безвозмездной и  возмездной приватизации.

Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерных обществ обмениваются на именные приватизационные чеки «Имущество». Другие способы безвозмездной приватизации допускаются только с разрешения Совета Министров и Президента Республики Беларусь.

Приватизация  на возмездной основе ставит цель привлечь дополнительные инвестиции. Предприятия  могут осуществлять несколько эмиссий  акций с целью их продажи за деньги. Акции продаются как на льготных условиях, так и на конкурсной основе. Льготные условия создаются  членам трудовых коллективов, для которых  цена акций на 20% ниже номинальной  стоимости. Общая сумма купленных  акций одним лицом не может  превышать 100 минимальных заработных плат. Предусматривается конкурсная продажа акций физическим и юридическим лицам, представившим лучшие инвестиционные проекты по развитию приватизируемого предприятия. Не проданные акции реализуются на фондовых биржах и аукционах.

Основным  способом приватизации в Беларуси являлась продажа имущества предприятий  по конкурсу или на аукционе.

Преобразование  предприятий в открытые акционерные  общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в  Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Беларуси все предприятия, имеющие  по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию  трудового коллектива) приватизированы  путем преобразования в открытые акционерные общества.

Полностью продаются на аукционах или на конкурсной основе небольшие предприятия  с численностью работающих не более 50 человек (в лесной промышленности, на транспорте, в бытовом обслуживании, торговле и общественном питании) и 100 человек (в прочих отраслях материального  производства). При этом должны сохраняться  рабочие места. Если предприятия  численностью более 50 и 100 человек преобразуются  в открытые акционерные общества (ОАО), их учредителем от лица государства  выступает Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Учредителями также могут быть кредиторы  предприятий, которые дали согласие на включение сумм выданных ими кредитов в уставные фонды создаваемых  акционерных обществ, и иностранные  лица, внесшие денежные средства или  принадлежащее им имущество. Программа  разрешает преобразование крупных  государственных и арендных предприятий  в холдинги путем выделения структурных  подразделений предприятия в  самостоятельные акционерные общества, контрольные пакеты акций в уставных фондах которых принадлежат головному акционерному обществу.

Приватизация  муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила  в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и  сложная ситуация, складывающаяся с  приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным  впервые в Государственной программе  приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

В настоящее время в Республике Беларусь наряду с указанными выше формами приватизации также используются: безвозмездная передача имущества  приватизируемого предприятия; прямой выкуп государственного предприятия.

В последнее время преобразование крупных государственных и арендных предприятий в акционерные общества сопровождается дроблением их на части  путем выделения структурных  подразделений дочерних предприятий. Этот процесс называют реструктуризацией. Многие предприятия республики сейчас разрабатывают программы реструктуризации перед проведением приватизации.

2.2 Особенности приватизации в РБ

Для Республики Беларусь одной из главных  теоретических и практических проблем  является определение наиболее рациональных путей разгосударствления экономики  и приватизации собственности. Это  важнейшая составная часть экономической  реформы, к проведению которой республика приступила еще в 1990 г. Принимая решение  об изменении экономической системы, государство сталкивается с двумя  проблемами: выбором господствующей формы собственности на средства производства и способом координации  и управления экономической деятельностью. Практически во всех государствах мира в качестве модели экономической  системы принята смешанная. В  этих странах существует и государственная, и частная собственность на средства производства, а экономическая деятельность основывается как на системе рынков, так и на государственном планировании и регулировании. В одних государствах преобладает рыночная система (США, Англия и др.), в других (Япония, Швеция, Германия, Италия) весьма развиты планирование и координация экономической  деятельности как государственного, так и частного сектора. Например, в Швеции 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частных фирмах, а государство активно воздействует на обеспечение экономической стабильности и на перераспределение доходов. Экономику Японии называют «полуплановой корпорацией», где начиная с 50-х годов используется государственное планирование на основе разработки пятилетних планов. И хотя планы носят не директивный, а индикативный характер, они являются мощным фактором стабилизации, противодействуя банкротствам[8].

Республика  Беларусь преобразует экономику  из модели «командная экономика» в  модель «смешанная экономика». По такому пути пошли страны СНГ, государства  Восточной Европы, Китай. В них  создается многоукладная экономика. Специалисты считают, что в Республике Беларусь должно функционировать около 800 тысяч субъектов хозяйствования.

Создание  широкого слоя собственников — необходимое  условие образования конкурентной среды и запуска рыночной системы  в структуре смешанной экономики.

Главная цель приватизации — преодоление  монополизма госпредприятий путем  создания многоукладной экономики, развитие частной собственности  и создание конкурентной среды, что  послужит основой для повышения  эффективности функционирования экономики  в целом и успехов в социальной сфере.

Достижение  главной цели приватизации само по себе не решает проблему повышения  экономической эффективности, особенно в существующей нестабильной ситуации. Новым собственникам не под силу самостоятельно заниматься переоснащением своих предприятий, готовить квалифицированные  кадры. Разрыв хозяйственных связей в наиболее важных секторах экономики  имеет негативные последствия. Поэтому  и разработана государственная  программа разгосударствления и  приватизации.

В 1993г. правительство Республики Беларусь начало сотрудничество с Международной  финансовой корпорацией (МФК) по разработке юридических и административных основ для проведения приватизации. Разработан проект «Малая приватизация в Беларуси». Он осуществляется при  финансовой поддержке агентства  США по международному развитию. За два года под эгидой МФК в Бресте, Гродно, Орше, Минске, Кобрине, Сморгони, Новогрудке, Лиде, Барановичах было проведено 50 аукционов, приватизировано 180 объектов, что принесло местным бюджетам дополнительных средств более 830 млрд. рублей.

В 2002 г. в Республике Беларусь функционировало 29 044 малых предприятий, из которых 44,4% сосредоточено в торговле и общественном питании; 11,7% - в строительстве. В  промышленности 20,8% малых предприятий  произвели 7,2% общего объема продукции  промышленности, здесь сосредоточено 37,7% численности работников[9].

С начала приватизации за период с 1991 по 2002 г. в РБ приватизировано 3667 предприятий, из которых 42,9% составляют акционерные  общества, преобразованные из государственных  предприятий, 19,7% — арендные предприятия, 37,4% — проданы на аукционе (по конкурсу). Отраслевая структура промышленного  производства по формам собственности  в 2002 г. представлена в табл.

Структура производства по формам собственности  РБ[10]

Показатели

Вся промышленность %

В том числе по формам собственности %

государственная

частная

иностранная

Число предприятий и производств

100

27,8

70,5

1,7

Объем промышленной продукции

100

41,4

57,1

1,5

Численность промышленно – производственного персонала

100

48,4

50,2

1,4


Привлечение иностранных инвестиций — одна из важнейших задач приватизации. Иностранные  инвесторы получают возможность  выйти на новые рынки развивающихся  стран и регионов. Приобретая акции  государственных предприятий, они  могут организовать деятельность гораздо  быстрее отечественных и быть поставщиками сырья и энергии  для приватизируемых предприятий. Об этом свидетельствует опыт проведенной  приватизации Мозырского нефтеперерабатывающего завода.

Создание  частных предприятий формирует  новый тип предпринимателя со свойственным ему рациональным поведением, компетентностью, способностью идти на риск, обладающего чувством ответственности  за свои поступки. При проведении разгосударствления и приватизации следует большое  внимание уделять разъяснительной  работе среди населения.

Приватизация  сокращает масштабы государственного регулирования экономики и расходы  на содержание государственного аппарата. Наконец, приватизация несет выгоды потребителям. Конкуренция вынуждает  фирмы бороться за лучшее качество товаров и услуг, снижать цены.

Процесс реформирования отношений собственности  охватывает практически все отрасли  экономики РБ, за исключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством.

В настоящее время среди приватизированных  промышленных объектов преобладают  предприятия легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, промстройматериалов. Это Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат, Гомельский и Бобруйский деревообрабатывающие комбинаты, Гомельстекло, Гомельобои, Минское производственное тонкосуконное объединение, Витебское производственное ковровое объединение и многие другие. Продукция этих предприятий хорошо известна далеко за пределами Республики Беларусь. Они конкурентоспособны в рыночной экономике[11].

Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности