Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода страны к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка.
Введение
1. Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации
1.2 Экономическое содержание приватизации
1.3 Цели и принципы
1.4 Формы, способы и модели приватизации
2. Приватизация на современном этапе, на примере РБ
2.1 Понятие, основные принципы и формы разгосударствления и приватизации на современном этапе
2.2 Особенности приватизации в РБ
2.3 Недостатки и проблемы приватизации
Заключение
Список использованных источников
3.
право каждого гражданина
4.
дифференциация методов,
5.
предоставление льгот
6.
осуществление широкой
7. контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Это означает, что вся работа по приватизации должна идти под контролем, как со стороны государства, так и общественных организаций. Это позволит предотвратить нарушение законодательных актов и защитить интересы трудящихся;
8.
соблюдение постепенности и
Правовые основы, правила и порядок приватизации определяют Законы, Республики Беларусь: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь»; «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об аренде» и др. Статья 18 Закона Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»[7] устанавливает следующие способы приватизации:
1)
продажа объектов
2) продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях;
3) выкуп арендованного имущества арендным предприятием.
Способ приватизации предприятия определяется Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации и органами приватизации местных Советов депутатов в соответствии с государственной программой, которая определила порядок и условия безвозмездной и возмездной приватизации.
Безвозмездная
приватизация реализуется в соответствии
с Законом «Об именных
Приватизация на возмездной основе ставит цель привлечь дополнительные инвестиции. Предприятия могут осуществлять несколько эмиссий акций с целью их продажи за деньги. Акции продаются как на льготных условиях, так и на конкурсной основе. Льготные условия создаются членам трудовых коллективов, для которых цена акций на 20% ниже номинальной стоимости. Общая сумма купленных акций одним лицом не может превышать 100 минимальных заработных плат. Предусматривается конкурсная продажа акций физическим и юридическим лицам, представившим лучшие инвестиционные проекты по развитию приватизируемого предприятия. Не проданные акции реализуются на фондовых биржах и аукционах.
Основным способом приватизации в Беларуси являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.
Преобразование предприятий в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.
Полностью
продаются на аукционах или на
конкурсной основе небольшие предприятия
с численностью работающих не более
50 человек (в лесной промышленности,
на транспорте, в бытовом обслуживании,
торговле и общественном питании) и
100 человек (в прочих отраслях материального
производства). При этом должны сохраняться
рабочие места. Если предприятия
численностью более 50 и 100 человек преобразуются
в открытые акционерные общества
(ОАО), их учредителем от лица государства
выступает Министерство по управлению
государственным имуществом и приватизации.
Учредителями также могут быть кредиторы
предприятий, которые дали согласие
на включение сумм выданных ими кредитов
в уставные фонды создаваемых
акционерных обществ, и иностранные
лица, внесшие денежные средства или
принадлежащее им имущество. Программа
разрешает преобразование крупных
государственных и арендных предприятий
в холдинги путем выделения структурных
подразделений предприятия в
самостоятельные акционерные
Приватизация
муниципального имущества по количественным
показателям наиболее активно проходила
в 1993 г. Способом приватизации объектов
муниципальной собственности
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым
способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной
В настоящее время в Республике Беларусь наряду с указанными выше формами приватизации также используются: безвозмездная передача имущества приватизируемого предприятия; прямой выкуп государственного предприятия.
В
последнее время преобразование
крупных государственных и
2.2 Особенности приватизации в РБ
Для
Республики Беларусь одной из главных
теоретических и практических проблем
является определение наиболее рациональных
путей разгосударствления экономики
и приватизации собственности. Это
важнейшая составная часть
Республика
Беларусь преобразует экономику
из модели «командная экономика» в
модель «смешанная экономика». По такому
пути пошли страны СНГ, государства
Восточной Европы, Китай. В них
создается многоукладная
Создание
широкого слоя собственников — необходимое
условие образования
Главная цель приватизации — преодоление монополизма госпредприятий путем создания многоукладной экономики, развитие частной собственности и создание конкурентной среды, что послужит основой для повышения эффективности функционирования экономики в целом и успехов в социальной сфере.
Достижение главной цели приватизации само по себе не решает проблему повышения экономической эффективности, особенно в существующей нестабильной ситуации. Новым собственникам не под силу самостоятельно заниматься переоснащением своих предприятий, готовить квалифицированные кадры. Разрыв хозяйственных связей в наиболее важных секторах экономики имеет негативные последствия. Поэтому и разработана государственная программа разгосударствления и приватизации.
В 1993г. правительство Республики Беларусь начало сотрудничество с Международной финансовой корпорацией (МФК) по разработке юридических и административных основ для проведения приватизации. Разработан проект «Малая приватизация в Беларуси». Он осуществляется при финансовой поддержке агентства США по международному развитию. За два года под эгидой МФК в Бресте, Гродно, Орше, Минске, Кобрине, Сморгони, Новогрудке, Лиде, Барановичах было проведено 50 аукционов, приватизировано 180 объектов, что принесло местным бюджетам дополнительных средств более 830 млрд. рублей.
В 2002 г. в Республике Беларусь функционировало 29 044 малых предприятий, из которых 44,4% сосредоточено в торговле и общественном питании; 11,7% - в строительстве. В промышленности 20,8% малых предприятий произвели 7,2% общего объема продукции промышленности, здесь сосредоточено 37,7% численности работников[9].
С начала приватизации за период с 1991 по 2002 г. в РБ приватизировано 3667 предприятий, из которых 42,9% составляют акционерные общества, преобразованные из государственных предприятий, 19,7% — арендные предприятия, 37,4% — проданы на аукционе (по конкурсу). Отраслевая структура промышленного производства по формам собственности в 2002 г. представлена в табл.
Структура производства по формам собственности РБ[10]
Показатели |
Вся промышленность % |
В том числе по формам собственности % | ||
государственная |
частная |
иностранная | ||
Число предприятий и производств |
100 |
27,8 |
70,5 |
1,7 |
Объем промышленной продукции |
100 |
41,4 |
57,1 |
1,5 |
Численность промышленно – |
100 |
48,4 |
50,2 |
1,4 |
Привлечение
иностранных инвестиций — одна из
важнейших задач приватизации. Иностранные
инвесторы получают возможность
выйти на новые рынки развивающихся
стран и регионов. Приобретая акции
государственных предприятий, они
могут организовать деятельность гораздо
быстрее отечественных и быть
поставщиками сырья и энергии
для приватизируемых
Создание частных предприятий формирует новый тип предпринимателя со свойственным ему рациональным поведением, компетентностью, способностью идти на риск, обладающего чувством ответственности за свои поступки. При проведении разгосударствления и приватизации следует большое внимание уделять разъяснительной работе среди населения.
Приватизация
сокращает масштабы государственного
регулирования экономики и
Процесс реформирования отношений собственности охватывает практически все отрасли экономики РБ, за исключением тех, где разгосударствление и приватизация запрещены законодательством.
В
настоящее время среди
Информация о работе Приватизация как форма трансформации отношений собственности