Причины государственной поддержки СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата или доклада рассмотреть причины, вследствие которых государство поддерживает средства массовой информации. В самой теме звучат такие понятия, как государство и средства массовой информации. Чтобы понять, какая существует взаимосвязь между этими понятиями, прежде всего, надо определиться, что такое государство и что представляют собой средства массовой информации. Определений достаточно много, в зависимости, с какой стороны рассматривать государство, но суть остается единой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 3
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 9
3.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СМИ. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

3_Prichiny_gosudarstvennoy_podderzhki_SMI.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель данного  реферата или доклада рассмотреть  причины, вследствие которых государство поддерживает средства массовой информации. В самой теме звучат такие понятия, как государство и средства массовой информации. Чтобы понять, какая существует взаимосвязь между этими понятиями, прежде всего, надо определиться, что такое государство и что представляют собой средства массовой информации. Определений достаточно много, в зависимости, с какой стороны рассматривать государство, но суть остается единой.

Государство – это политическая организация, управляющая обществом на своей территории, а также осуществляющая охрану и защиту социальных, экономических и правовых интересов общества.

Свои функции  государство осуществляет с помощью  органов власти, которые, в свою очередь, посредством организационно-правовых, экономических, идеологических методов, воздействуют на сознание и направление деятельности людей, социальных групп, гражданского общества в целом.

Средства  массовой информации представляют собой систему сбора, обработки и распространения информации, сведений, фактов в массовом масштабе, с помощью специальных технических средств, а также осуществляют взаимосвязь между государством и обществом. [10]

  Даже из  самих определений вытекает,  что государство нуждается в таких средствах взаимного информационного обмена, в поддержании постоянных связей со средствами массовой информации, так же, как и функционирование средств массовой информации невозможно без участия государства. Средства массовой информации занимают особое место в проводимой государством политике, в виду того, что имеют достаточно большие возможности воздействовать на сознание  людей,  побуждать их к определенным действиям.

Таким образом, объектом исследования и анализа являются взаимоотношения и взаимодействие  средств массовой информации, государства и общества.

Однако чтобы  раскрыть тему реферата и  получить ответ на поставленный вопрос, какие имеются причины у государства поддерживать средства массовой информации, необходимо рассмотреть не только основные понятия, но и роль государства и средств массовой информации в формировании гражданского общества. Кроме того, особое внимание надо обратить на функции государства и средств массовой информации, на формы и тенденции сотрудничества, варианты конфронтации, методы и способы взаимовоздействия.

Нормативной основой реферата является действующее законодательство, регулирующее деятельность государственных органов и функционирование средств массовой информации.

Следует заметить то, что правительство Российской Федерации поддерживает средства массовой информации,  но так же нужно добавить и то, что поддержку осуществляют лишь  тех, кто согласен и поддерживает  информационную государственную политику.

 

 

 

  1. Понятие и роль средств массовой информации в формировании гражданского общества

Успешное решение  экономических, политических и социальных задач  в любом государстве, особенно на современном этапе развития общества, все в большей степени зависит от действия такого субъективного фактора, как общественная активность личности. Самую не последнюю роль в формировании социального сознания общества и личности в современном мире, играют средства массовой информации, которые являются мощнейшей силой и инструментом воздействия на сознание и эмоции людей, различные сферы жизни общества, в том числе, на политическое сознание населения.

Каждый день человек получает ежедневно достаточно много новой информации, порой и не задумываясь об ее источнике. Телевидение, интернет, радио, печатные издания, реклама в транспорте, на улице - все эти и другие различного рода источники информации, постоянно оказывают воздействие на выбор человека, начиная с того, какой продукт полезнее приготовить на завтрак, заканчивая выбором президента страны.

Таблица 1.1 Оценка экспертами степени представленности интересов населения в СМИ

Российские  СМИ выражают мнение

Всего:

Образование

Место жительства

Пол

Техническое

Гуманитарное

Москва

регионы

Мужской

Женский

Примерно 75 %

Примерно 50%

Примерно 25%

Менее 10%

Затрудняются  ответить

1,7

 

6,7

 

36,7

46,7

6,7

4,2

 

8,3

 

50,0

33,3

4,2

0,0

 

10,7

 

32,1

50,0

7,1

0,0

 

7,9

 

39,5

47,4

5,3

4,5

 

4,5

 

31,8

45,5

9,1

2,6

 

5,3

 

39,5

52,6

0,0

0,0

 

9,5

 

33,3

38,1

19,0


 

Бурный рост, всеохватывающая распространенность и массовая доступность информации  свидетельствует о возрастающей роли средств массовой информации в общественной и политической жизни страны. СМИ, как известно, способны проникнуть в любую социальную среду общества, в достаточно короткие сроки достигнуть самых удаленных районов. [1, c.64]

С развитием  новых технологий меняются формы и характер средств массовой информации. Сегодня к наиболее популярным средствам массовой информации относятся:

    • Печатные издания - периодическая печать (газеты, журналы).
    • Электронные - телевидение, радио, интернет.
    • Реклама – наружная и внутренняя в общественных и общедоступных местах.

В свою очередь, все вышеперечисленные  средства массовой информации характеризуются общими чертами:

    • публичностью и неограниченным кругом  массовой аудитории;
    • информативной насыщенностью и охватом всех сфер общественной жизни;
    • общедоступностью, так как информацию в том или ином виде могут получать все слои общества.

Функции средств  массовой информации разнообразны, но в качестве основных функций, можно выделить следующие:

  • информационная - оперативная информация новостного характера о фактах и событиях, происходящих в жизни общества;
  • коммуникативная – общение, налаживание контактов, путем организации пресс-конференций, интервью, прямых линий связи и т.п.;
  • аналитическая – оценка, осмысление, критика и комментирование выбранной информации, фактов, событий;
  • развлекательная – организация мероприятий, способствующих отдыху, получению удовлетворения, снятию напряжения:
  • идеологическая или социально ориентирующая - факты, события, воздействующие на мировоззрение и общественное мнение аудитории;
  • культурно-образовательная – формирование различных видов культуры, в том числе политической и экономической,  этическое и эстетическое воспитание, пропаганда специальных знаний, к примеру, из области медицины, культуры досуга и т. д.;
  • политическая - приобщение общества к политическим ценностям и нормам, взглядам и мнениям на политику;
  • мобилизационная – привлечение людей к актуальным проблемам, с целью побуждения их к определённым политическим, экономическим, социальным действиям или, напротив, к сознательному бездействию;
  • рекламно-справочная - удовлетворение прагматических запросов общества. [3, c.52]

   Пожалуй, важнейшей, из всех перечисленных функций, является информационная. Данная функция осуществляется путем получения сведений, фактов о наиболее важных и значимых событиях в стране и за ее пределами, и распространение полученной информации не только для гражданского общества, но и для органов управления и власти. Эта функция, помимо сбора и передачи масс-медиа информации, беспристрастного освещения тех или иных фактов, событий, включает и их комментирование, анализ и оценку.

Особое место  занимает политическая информация, которая  несет сведения, обладающие общественной значимостью и требующая внимания со стороны государственных органов, либо оказывающая на них воздействие. На основе такой информации граждане имеют представление и формируют свое собственное мнение о деятельности главы государства, правительства и парламента, политических лидеров и партий, других институтов власти. [2, c.102]

Рассматривая функции  средств массовой информации, становится ясно, что средства массовой информации, по сути, институт именно гражданского общества, хотя имеет место и представление интересов, как власти, так и коммерческих структур, что неизбежно в условиях политизации общества и развития системы  экономических отношений.

 Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, когда информационная образованность и осведомленность является неотъемлемой частью повседневной жизни общества.

Для примера  можно привести данные  социологического опроса, основной целью которого было выяснить, в какой степени удовлетворены респонденты освещением в СМИ социальных проблем.

В опросе участвовали жители Томска, Липецка, Ханты-Мансийска, Барнаула, Красноярска, Нижнего Новгорода, Ростова, Махачкалы, Казани, Сыктывкара, среди  которых,    45,6% мужчины и 54,4% женщины

Рис. 1.1. Степень удовлетворенности  освещением социальной тематики в СМИ

Следует отметить, что доминирующее положение среди средств массовой информации, на протяжении уже длительного времени, занимает телевидение. Если в середине столетия телевизор был доступен лишь обеспеченным слоям населения, то сегодня быт любой семьи просто немыслим без телевидения. Телевидение является самым серьезным конкурентом среди средств массовой информации, постепенно вытесняя печатные издания, и даже в некоторой степени радио. Любовь массовой аудитории к телевидению объясняется удобством, возможностью воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств, относительной дешевизной. Телевидение, впрочем, как и другие источники средств массовой информации, представляет информацию различного рода: от коммерческой, образовательной, политической до воспитательной и культурно-развлекательной. Такая обильная информация, в сочетании с рекламой, создает мощнейшую основу для воздействия на  массовое сознание. [7, c.160]

Рис. 1.2. Какой вид СМИ делает тему более интересной для восприятия

По мере расширения технических возможностей, возрастает роль электронных средств массовой информации, которые остаются пока непревзойденными по кругу и количеству собираемой аудитории, по результатам и силе эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, общественное мнение. 

Все большее место и  роль, в последнее время, занимают такие технические инструменты средств массовой информации, как интернет и реклама. Как и все другие средства массовой информации - это два мощных источника, воздействующие на психологическое и социальное состояние людей. Человек, придя домой с работы или учебы, разумеется, стремится отдохнуть и расслабиться. В таком психическом и расслабленном состоянии он и воспринимает подаваемую информацию,  и сознание легко её  впитывает. В этой ситуации, важно отметить то, что средства массовой информации могут оказывать, к сожалению, не только позитивное влияние и вызывать положительные эмоции, но и отрицательные. [3, c.98] Некоторые примеры наглядно можно увидеть из представленного рисунка.

 

Рис. 1.3. Положительные и отрицательные стороны СМИ

 

 Наиболее велика степень влияния интернета и рекламы на молодежь, то есть аудиторию с несформировавшимся мировоззрением и неокрепшим самосознанием. Незаметно происходит подмена реально существующего мира на виртуальный.

 Вместе с тем,  система поиска и передачи информации через интернет открывает колоссальные возможности для обучения, творчества и моделирования, что приносит бесспорную пользу, как отдельно взятому человеку, так и всей государственной системе в целом. Образовательная функция средств массовой информации позволяет не только получать знания, но и адекватно оценивать и упорядочивать полученные сведения, правильно ориентироваться в противоречивом и многообразном потоке информации.

Наряду с этим,  существует определенное общественное мнение и позиция граждан в отношении таких глобальных общечеловеческих вопросов, как предотвращение термоядерной, биологической войны,  предупреждение экологической катастрофы и т.д. Поскольку по-поводу этих явлений существует четкое сформулированное общественное мнение в мировом сознании, то средства массовой информации передают достаточно полную и объективную информацию, которая не противоречит ценностям общества и позволяет сформировать утвердившееся и долгосрочное мнение. [8, c.251]

В демократическом обществе главная политико-социализационная функция средств массовой информации — массовое внедрение ценностей, основанных на приоритете закона и прав человека, обучение граждан мирно сосуществовать и разрешать конфликты, в том числе и национальные,  следуя  основополагающим принципам государственного устройства.

Информация о работе Причины государственной поддержки СМИ