Причины государственной поддержки СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата или доклада рассмотреть причины, вследствие которых государство поддерживает средства массовой информации. В самой теме звучат такие понятия, как государство и средства массовой информации. Чтобы понять, какая существует взаимосвязь между этими понятиями, прежде всего, надо определиться, что такое государство и что представляют собой средства массовой информации. Определений достаточно много, в зависимости, с какой стороны рассматривать государство, но суть остается единой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 3
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 9
3.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СМИ. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

3_Prichiny_gosudarstvennoy_podderzhki_SMI.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Сформировавшееся  в России глобальное информационное общество, существенное возрастание роли средств массовой информации в современном мире и изменение их структуры,  уплотнение информационно-политического пространства, существование таких явлений, как информационные войны и  терроризм,  информационная зависимость и неравенство, представляющие угрозу для традиционных субъектов политики, делают еще более актуальной проблему эффективного проведения информационной политики государством. [5, c.76]

В процессе взаимодействия власти и средств массовой информации можно выделить две формы: процедурно-организационную и  информационно-технологическую.

  1. Процедурно-организационная форма представляет основные этапы (учреждение, регистрация, аккредитация) и условия функционирования средств массовой информации.
  2. Информационно-технологическая форма представляет мероприятия, направленные для реализации права средств массовой информации на доступ к любому виду информации.  

Принципы взаимодействия средств массовой информации и власти описаны в научной литературе и могут быть представлены следующим образом:

  • Средства массовой информации являются полностью независимой от государства структурой. Но при этом они рассчитывают получать от власти полную информацию о ее действиях, с целью накопления, обобщения и распределения информации.
  • Средства массовой информации сотрудничают с государственной властью, в свою очередь, государство дотирует СМИ, но при всём при этом СМИ оставляют за собой право критического отношения к деятельности властных государственных структур.
  • Средства массовой информации полностью работают под контролем и наблюдением государства и, естественно, поддерживают  политику государства. [9, c.236]

 Появление и существование одной из этих моделей, обусловлено политическим режимом, который имеет место на определенном этапе развития государства. Взаимоотношения государства и СМИ, по какому бы пути или модели они не формировались, всё равно имеют свои черты и особенности.

На сегодняшний день, среди механизмов, характеризующих взаимодействие государства и СМИ, можно назвать, в первую очередь, информационную закрытость власти, искусственное ограничение информационного пространства взаимодействия, объектно направленные отношения государственной власти и средств массовой информации, несовершенство существующей нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие и связь государства и СМИ, передача некоторых несвойственных функций региональным властным структурам.

Особое внимание следует обратить и на роль межличностного механизма при решении вопросов, связанных с согласованием действий государства и средств массовой информации. В свою очередь гражданское общество проявляет всё более пассивный интерес к отношениям и  содержанию взаимодействия государства и СМИ, учитывая минимизацию критических выступлений в средствах массовой информации по вопросам деятельности государственных структур. [8, c.89]

 Совершенно очевидно и то, что власть в меньшей степени интересует мнение населения, а тем более, опыт неформальных социальных структур и объединений.   По этим причинам зачастую принимаются решения, не учитывающие общественную точку зрения и общественные потребности.

Государство, не без успеха, использует различные технологии средств массовой информации для повышения собственного имиджа, прикрытия неэффективных действий органов государственной власти. От умения и желания работать со средствами массовой информации, зачастую, зависит успех деятельности не только органов власти, но и отдельных политиков и руководителей.

Следует отметить, что нормативно-правовая база взаимодействия органов власти и СМИ требует  изменений, учитывая политические и  экономические тенденции развития государства, появление новых технологий в информационном пространстве. Многие считают, что в настоящее время назрела необходимость принятия информационного кодекса на федеральном уровне.

Тем не менее,  правовые основы взаимодействия органов  власти и средств массовой информации регулируются нормативно-правовыми актами.

 Закон Российской  Федерации «О средствах массовой  информации» от 27 декабря 1991 г. закрепил и определил основные принципы деятельности средств массовой информации:

1. Представитель средств массовой информации обязан доводить до  общества достоверные факты, не используя подтасовки и не отдавая при изложении предпочтения какому – либо отдельному мнению, либо позиции.

2. Средства массовой информации, несут ответственность при использовании незаконных путей получения информации, оказании влияния на непосредственных участников событий.

3. Представители средств массовой информации имеют право и обязаны отказаться от выдачи в эфир непроверенной информации, в том числе слухов, догадок, сплетен.

4. Средства массовой информации, прежде чем предать огласке информацию о серьезных и чрезвычайных происшествиях в обществе, должны тщательно и сдержанно оценить серьезность ситуации, либо получить заявления от официальных лиц или компетентных источников.

6. Позиция журналиста или другого представителя средств массовой информации должна быть нейтральной по отношению к сторонам события или конфликта и недопустимы высказывания со стороны СМИ, оскорбляющие участников событий.

7. При публикации определенных фактов журналист обязан давать конкретные ссылки на первоисточники.

8. Средства массовой информации, в том числе и журналисты, не отвечают за достоверность сведений, которые были получены из официальных государственных или общественных источников. [11]

 Конституция  Российской Федерации, а также Закон Российской Федерация «О средствах массовой информации», ограничивают, в разумных пределах, свободу деятельности средств массовой информации. Так, например, запрещена пропаганда и агитация, провоцирующие социальное и  расовое неравенство, национальную и религиозную вражду, конфликты на почве социального, национального, расового, языкового и религиозного превосходства.

Недопустимо вмешательство в частную жизнь лица без его на то согласия, в том числе и  незаконный сбор, хранение, распространение или использование информации, касающейся личной жизни граждан.

Запрещено разглашение сведений и другой информации, которые являются государственной или коммерческой тайной.

Законодательная база, регулирующая деятельность средств массовой информации и их взаимодействие с органами власти не исчерпывается Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации». Она включает только на федеральном уровне более тридцати законов, помимо законодательных актов, регламентирующих особенности деятельности СМИ на территориях субъектов Российской Федерации.

 Государственная политика, в направлении взаимодействия и поддержки средств массовой информации, предполагает осуществление следующих мероприятий:

  • Направление денежных средств из федерального бюджета для финансирования социально значимых информационных проектов, таких, как в области образования, здравоохранения, трудоустройства, социального обеспечения, издания книг для инвалидов по зрению и других.
  • Финансирование систем информационного обеспечения государственных органов, выборов, правопорядка, предотвращения и борьбы с чрезвычайными ситуациями и т.п.
  • Избирательная государственная поддержка приоритетных информационных и телекоммуникационных технологий, а также перспективных научных исследований в этой области.
  • Создание экономических условий с целью поддержки национальных производителей в развитии сектора информационных услуг населению, в том числе по развитию системы электронной торговли, информатизации досуга и быта граждан.
  • Финансовая и налоговая поддержка создания и функционирования местных корпоративных сетей и коммерческих структур, в том числе и провайдеров, которые обеспечивают доступ в Интернет и предоставляют определенные льготы малообеспеченных пользователям, таким как, учащиеся, студенты и т.д. [13]

Таким образом, логика рассуждений приводит к выводу, что государство, в зависимости от своей информационной политики, может содействовать или препятствовать развитию средств массовой информации.

 

 

Заключение

Одним из важнейших условий успешной реализации государственной информационной политики является результативное взаимодействие органов власти и средств массовой информации.

Проблемы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации чрезвычайно многосторонни. Занимая далеко не последнее место в современном политическом процессе, государство и средства массовой информации содействуют его стабильности, а также способствуют информационной устойчивости политической системы. Государственная власть, являясь гарантом конституции и главным идеологом политических преобразований, создает благоприятные условия для полноценного развития и функционирования средств массовой информации, ограничивая их деятельность в пределах закона.

При этом отношения государства и средств массовой информации можно определить, как взаимозависимость двух субъектов политики, которые преследуют определённые интересы и цели, достижение чего невозможно в отрыве друг от друга. Государственная власть в таком случае вырабатывает цели, задачи и стратегию действий, средства массовой информации  находят приемлемые для всех способы их решения. В этой связи, совершенно очевидно, что государственная власть и средства массовой информации прямо влияют на ход политических событий, в большинстве случаев, определяя его направленность и результативность.

Для средств массовой информации сотрудничество и взаимодействие с властью своего рода договоренность о лояльном отношении друг к другу и движении в одном направлении. Кроме того, это один из несложных путей получения прибыли и финансовой поддержки со стороны государства, а также определенных гарантий на будущую деятельность. В таком случае, государство, в самом деле, берёт на себя все финансовые проблемы и становится фактически владельцем средств массовой информации, которые готовы к такому сотрудничеству.

Государственная информационная политика рассматривает  целый перечень обстоятельств, которые  являются причинами для  получения государственной поддержки.

В первую очередь, государство обращает внимание на те средства массовой информации, которые готовы освещать приоритетные социальные направления:

    • защита законных и конституционных прав граждан Российской Федерации; поддержка деятельности общественных организаций, повышающих социальную активность населения и его электорально-правовую культуру;
    • информационное противодействие терроризму, преступности, экстремизму, расовой и религиозной вражды, национализму;
    • информационная поддержка антикоррупционных мероприятий;
    • информационная поддержка государственных реформ и программ, в сфере социальной политики;
    • информационное содействие в преобразовании системы образования для достижения ее современным требованиям и потребностям государства,  общества  и личности;
    • пропаганда укрепления института семьи, многодетности, защиты детства;
    • освещение проблем лиц с ограниченными возможностями и их социальной адаптации;
    • пропаганда укрепления здоровья нации, здорового образа жизни;
    • содействие духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, решению проблем молодежи;
    • информационная поддержка модернизации армии и флота,  престижа военных профессий. [11]

Это далеко неполный перечень государственных интересов  в сфере информационной политики, но в определенной степени дает представление о приоритетных направлениях, к которым государство проявляет интерес.

Основные же причины поддержки государства  средств массовой информации – это безграничное влияние и воздействие СМИ во всех сферах жизни общества, что позволяет государству реализовывать национальных интересы России, сохранять государственную власть и манипулировать гражданами государства, провоцируя их на действия угодные для власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Амелин, В.Н. Социология политики.– М.: изд-во МГУ, 2006. - 315с.
  2. Боришполец, К.П. Методы политических исследований: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2007 - 221 с.
  3. Бойков В.Э. Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения / В.Э. Бойков. - //Социология власти.-2009. N 5,6-С.90-102
  4. Годин, В.В.Управление информационными ресурсами / В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.: «Инфра-М», 2008. - 355с.
  5. Грушин, Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования.– М.: Политиздат, 2007. – 279 с.
  6. Евгеньева, Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия – СПб: Питер, 2007. — 367с.
  7. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов.— М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
  8. Хлызова, Н.Ю. Средства массовой информации и средства массовой коммуникации как основные понятия медиаобразования. - СПб.: Питер, 2008. — 350с.
  9. Яковлев, И.П. Современные теории массовых коммуникаций. - СПб.: Роза мира, 2006. – 350 с.
  10. Википедия. Свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://Wikipedia.org.
  11. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  12. http://www.fapmc.ru/slabovid/statements/support/grantingofstatesupport/item15.html
  13. Центр правовой помощи журналистам
  14. http://smioprf.ru/catalog/9/ 

 

 

 

 


Информация о работе Причины государственной поддержки СМИ