Причины государственной поддержки СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата или доклада рассмотреть причины, вследствие которых государство поддерживает средства массовой информации. В самой теме звучат такие понятия, как государство и средства массовой информации. Чтобы понять, какая существует взаимосвязь между этими понятиями, прежде всего, надо определиться, что такое государство и что представляют собой средства массовой информации. Определений достаточно много, в зависимости, с какой стороны рассматривать государство, но суть остается единой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 3
2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 9
3.СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СМИ. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СМИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

3_Prichiny_gosudarstvennoy_podderzhki_SMI.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Одним из отрицательных методов воздействия средств массовой информации на сознание граждан является – пропаганда, в частности, дезинформация или информация, являющаяся откровенной ложью, которая используется зачастую в момент принятия какого-нибудь важного решения. Этот метод, несмотря на то, что неприкрыто груб,  довольно эффективен, хоть и не слишком часто используется в современных СМИ. [9, c.136]

Другой не менее  эффективный метод воздействия  на общественное мнение – это подгонка какого-то неизвестного явления под стабильную общую формулу или стереотип. Информация в этом случае, должна подаваться и восприниматься так, чтобы человек или общество принимали ее безоговорочно и без усилий, без критического анализа и внутренней борьбы, полагая, что это один-единственный возможный и верный путь восприятия действительности.

С помощью стереотипов легко и просто манипулировать сознанием человека, приучить общество мыслить стереотипами, создавая героев, которым человек захочет подражать или поступки, которые становится делом чести повторить.

Из вышесказанного напрашивается вывод:

    • общественное сознание формируется с помощью различных методов, способов и видов воздействия, посредством разнообразных источников средств массовой информации;
    • в зависимости от направления развития государства в политическом, экономическом и культурном плане, с помощью средств массовой информации, возможно, управлять сознанием и поведением общества, в том числе, и каждым человеком в отдельности.

В такой ситуации государство не может быть сторонним  наблюдателем, а просто обязано искать компромиссные пути взаимодействия со средствами массовой информации.

Признавая огромную значимость средств массовой информации на современном этапе формирования гражданского общества следует признать и наличие достаточно большого количества проблем в системе средств массовой информации. Для разрешения ситуации, от государства требуется не просто вмешательство в регулирование деятельности средств массовой информации, но и оказание необходимой поддержки, путем реализации государственной информационной политики.

Рассмотрев виды, средства и методы воздействия на общество и манипулирования массами можно сделать заключение, что государство может и обязано эти процессы контролировать с особым вниманием, тем более, когда заходит речь о противостоянии и конфронтации субъектов информационного воздействия государственным интересам, что, в конечном итоге, угрожает стабильности гражданского общества.

 

 

 

 

 

    1. Взаимоотношения государственной власти и СМИ, как составляющая политического процесса

Начиная с тех  пор, как стали формироваться  отношения между государством и обществом, взаимные интересы то переплетались, то конфликтовали, но чаще принимали компромиссный характер. Как с одной, так и с другой стороны использовались самые разные средства и методы, чтобы достичь поставленных целей и задач.

Прежде всего, основной  задачей любого государства является забота об охране внешней безопасности, сохранении суверенитета и поддержании государственной целостности, установлении прочного правопорядка внутри страны, продолжении традиций внутри общества, сохранении установленного правопорядка между гражданами. При этом государство вовлекает в свою деятельность практически всё население.

    Но помимо глобальных государственных задач, в основной круг государственной деятельности входит забота о благосостоянии граждан, качестве жизни населения, обеспечение темпов экономического роста и конкурентоспособности страны, улучшение экологической обстановки. Общая цель государства и общества - это совместное продвижение к высокому уровню жизни.

Широкий спектр государственных задач и многосторонность его деятельности совсем не значит, что государство должно участвовать в мелочной опеке жизни и интересов своих граждан и отучать их от самостоятельности.

Государство является лишь инструментом для достижения целей общества, которые, в первую очередь, предполагают, достойное, свободное, безопасное существование человека.  Из этого вытекает смысл  существования государства:  обслуживать и удовлетворять потребности своих граждан, а не приносить их в жертву интересам незначительной части населения и абстрактным идеям. Как известно, основополагающий принцип такого общества: государство существует для человека, а не человек живет для государства.

Взаимодействие  гражданского общества и правового государства образует сферу публичной политики.

Любопытную  мысль высказал американский исследователь Д. Боуз: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении». [5, c.204]

Ясно, что государство, как волевая общественная организация, располагает достаточно могущественными средствами, с помощью которых, без особых проблем, может влиять на все стороны жизни и деятельности как общества в целом, так и каждого индивидуума.

Методов достижения своих  целей и задач у государства  значительно больше, чем у гражданского общества, но, чтобы не отклоняться от рассматриваемой темы, остановимся на использовании средств массовой информации в интересах государства.

Поскольку средства массовой информации играют во всех сферах жизни общества существенную роль, имея самое прямое отношение к его жизнедеятельности, выполняя репродуктивную и продуктивную функции, то они несут ответственность за протекающие в обществе процессы, в равной степени, что и творцы государственной политики. А коль это так, то средства массовой информации должны руководствоваться, прежде всего, интересами, как общества, так государства.  Но это, если руководствоваться формальной логикой. На самом деле, проникновение средств массовой информации в политическую жизнь общества крайне неоднозначно. [4, c.288]

С одной стороны, средства массовой информации - это эффективный  канал информирования населения  и общественности о деятельности, либо бездействия государственных, общественных органов и организаций, о значимых и важных событиях политической, экономической и социальной жизни страны.

С другой стороны, они обладают особыми возможностями влияния  на политическую систему, формирование политической воли граждан, политические ориентиры развития общества.

В современном политическом процессе России во взаимодействии государственной власти и средств массовой информации можно наблюдать две тенденции:

  1. Стремление к сотрудничеству, налаживанию конструктивного диалога, что совершенно понятно в условиях свободы слова и формирования демократического строя. От взаимного сотрудничества выигрывают обе стороны диалога, власти имеют возможность через средства массовой информации оповещать о результатах своей деятельности, информировать общественность о важных для власти событиях. Причем информация о деятельности государственных структур, в большей степени, находится под контролем власти. Кроме того, имеется возможность дать ту информацию, которая будет формировать положительное мнение общественности по отношению к власти, что является одним из основных условий достижения социальной стабильности в обществе. [6, c.122]

Средства массовой информации, в свою очередь, могут  беспрепятственно получать информацию, имеющую государственную значимость. Как правило, СМИ получают информацию о значимых политических событиях через официальные пресс-службы соответствующих органов, куда стекается вся информация, требующая незамедлительного распространения. Кроме того, регулярно проводятся пресс-конференции, круглые столы, брифинги и другие публичные мероприятия.

  1. Конфронтацию государственной власти и средств массовой информации. В условиях устойчиво усиливающейся политизации масс-медиа, актуальными становятся противоречия, систематически возникающие между властью и средствами массовой информации. Средства массовой информации, всё чаще выступают в роли «надзирателя» за объективностью происходящих политических событий и беспристрастностью распространяемых ими фактов.

Но разногласия вызывает не столько стремление средств массовой информации предоставлять обществу реальную информацию о деятельности различных структур власти, как их зависимость от определённых кругов, стремящихся заполучить власть. В результате средства массовой информации становятся заложниками в большой политической игре за власть. [6, c.126]

 Как правило, существует несколько вариантов развития конфронтации между государственной властью и средствами массовой информации:

  1. Власть и Власть – конфликт, возникающий между разными уровнями и структурами власти, которые используют в своей борьбе, чаще всего, государственные средства массовой информации. 
  2. СМИ и СМИ – конфликт, схожий с первым вариантом, только разногласия и противоречия в подаче определенной информации, возникают между средствами массовой информации, которые представляют разные уровни или структуры власти.
  3. Власть и СМИ - давление со стороны государства на средства массовой информации с целью выражения собственных интересов, либо контроль соблюдения законности.
  4. СМИ и Власть – напротив, давление средств массовой информации на власть, с целью предотвращения искажения реальной информации, либо исполнения определенного политического заказа для снижения рейтинга заказанной властной структуры. [1, c.211]

Чаще всего  при конфронтации государственной власти и средств массовой информации можно наблюдать отдельные элементы всех четырёх вышеприведенных вариантов развития конфликта.

Таким образом, можно с достаточной определенностью  сказать, что, чем большими информационными возможностями обладает государство, тем существеннее и глубже оказываемое влияние  и воздействие на сознание общества. А ни это ли, как мы помним, с предыдущей главы является одной из основных задач государства для достижения поставленных целей. Средства массовой информации и есть мощный инструмент, в чьих бы руках не находился и интерес государства, в данном случае, вполне понятен.

В силу важности и значимости средств массовой информации для развития нашего общества, а также наличия определенных проблем во взаимоотношениях государства, общества и СМИ,  возникает  необходимость вмешательства государства в сферу деятельности средств массовой информации, путем реализации государственной информационной политики. В этой связи стоит выделить основные направления государственной информационной политики:

1. Недопущение влияния и  давления конъюнктурных интересов власти и бизнеса на средства массовой информации с целью искажения достоверной информации, умышленной дезинформацией, сращения структур власти, бизнеса и СМИ.

2. Регулирование степени монополизации и концентрации средств массовой информации, так как бесконтрольное отношение к этим явлениям может способствовать уменьшению количества независимых источников, бесправному положению журналистов, сосредоточению СМИ в руках капитала.

3. Содействие развитию местных и региональных рынков массовой информации, защита их интересов.

4. Усовершенствование национального законодательства в части: свободного распространения массовой информации, возможности доступа к официальной информации, гарантий свободы слова и информации, недопущения распространения насилия, унижения и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма средств массовой информации. [4, c.147]

Для реализации государственной информационной политики, прежде всего, необходимо создать единое и равнодоступное информационное пространство, чтобы средства массовой информации имели возможность обеспечивать всех граждан максимально полной и достаточной информацией, удовлетворяющей информационные потребности граждан.

Для формирования политической, экономической независимости и самостоятельности средств массовой информации, их ответственности перед гражданским обществом, способности к самовыражению, для государства возникает необходимость разработать такие критерии, которые позволят выделить СМИ, нуждающиеся в поддержке государства.

 

  1. Система государственной поддержки СМИ.

Формы сотрудничества государственной  власти и СМИ

 

Система государственной  поддержки средств массовой информации в Российской Федерации представляет совокупность целенаправленных организационно - правовых, экономических и других мер административно-управленческого характера, используемых государством с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение достоверной и объективной информации, свободу слова, интересов государства, а также для предотвращения подавления, со стороны различных структур власти и капитала, независимости средств массовой информации.

Информация о работе Причины государственной поддержки СМИ