Проблема развития здравоохранения в условиях вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы –выявить последствия перехода России на условия ВТО в сфере здравоохранения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить структуру и объем фармацевтического рынка в РФ;
- Проанализировать импорта/экспорта лекарственных средств в России;
- Определить направления развития России после вступления в ВТО и последствия для сферы медицины.

Содержание

Введение
Глава 1. ВТО и ее роль в мировой экономике
1.1 ВТО и экономические реформы
1.2Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО
1.3Анализ последствий присоединения РФ к ВТО
Глава 2. Медицина и фармацевтический рынок
2.1 Структура и объем фармацевтического рынка в России
2.2 Импорт лекарственных средств на территорию РФ
2.3 Экспорт фармацевтических средств
2.4 Медицинская промышленность и ВТО
Глава 3. Влияние вступления РФ в ВТО на перспективы развития рынка фармацевтических товаров
3.1 Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ
3.2 Программа развития и поддержки медицины и фармацевтической промышленности
3.3 Перспективы России как полноправного члена ВТО
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс.docx

— 885.65 Кб (Скачать файл)

Необходимо разработать специальные меры. Если ВТО требует отменить регулирование процентных ставок за счет бюджета, можно компенсировать эту отмену путем расширения соответствующей активности российского банка развития. Если запрещают использовать государственные кредиты в поддержку экспорта, можно то же самое делать через российский экспортно-импортный банк. То есть, нужны способы поддержки в формах, адекватных ограничениям ВТО.

 

 

1.3 Анализ последствий присоединения РФ к ВТО

Россия вступает в ВТО на условиях лучших, чем у развитых стран, но более плохих, чем у развивающихся.

Российская экономика вступает во Всемирную торговую организацию с более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству стран развивающихся. Для России ставки при вступлении будут иметь приемлемые значения, однако по завершении переходного этапа наша страна будет иметь сравнительно низкий уровень тарифной защиты.

Рисунок 1. Средний уровень импортных пошлин России и некоторых стран-членов ВТО в 2010г.

 

                       Развитые страны (4,4) < Россия < Развивающиеся страны (10,7)

Источник: WTO

Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок и не способных к осуществлению поставок за рубеж, тарифы должны быть выше, чем для производителей, активно конкурирующих на внешнем рынке, где импортная пошлина вводится в качестве ответной меры на соответствующие шаги других государств.

 

Неблагоприятные институциональные условия

Само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России – неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является, на мой взгляд, ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику. В рейтинге стран, составленном организацией World Economic Forum, по уровню развития институциональной среды Россия находится на 128-ом месте, при том, что по общему уровню конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) – на 66- ом, а по емкости рынка (включающего доступность экспортных каналов продаж) – на 8-ом.

Рисунок 2. Рейтинг барьеров для ведения бизнеса в России (%)

Источник: World Economic Forum                              7

Согласно проведенному World Economic Forum опросу, среди основных факторов, препятствующих ведению бизнеса России, три из первых четырех мест отданы коррупции, бюрократии и уровню налогов. До тех пор, пока эти проблемы не будут решены, не стоит рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику.

 

У России нет эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО

Современная мировая торговля построена так, что нередко в конкуренции побеждает не тот, кто производит и предлагает на рынке более качественный продукт, а тот, кто лучше защитил свои права.

Споры в рамках ВТО дорогостоящи и требуют соответствующей национальной инфраструктуры – мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей. Становление такой инфраструктуры занимает не один год, и поддержание ее работоспособности дорого обходится участникам споров, которые могут тянуться годами. Поэтому ускорение процесса самоорганизации производителей после присоединения к ВТО – важнейшая задача, не решив которой невозможно обеспечить эффективную защиту как отдельных производителей, так и национальной экономики в целом. Именно поддерживаемые государством ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание таких ассоциаций требует соответствующей бизнес- культуры, которая в России крайне слаба и неразвита. Поэтому необходимыми элементами политики, обеспечивающей подготовку страны к полноценному членству в ВТО, должны быть подготовка высококвалифицированных юристов, создание конкурентоспособных юридических фирм, которые будут эффективно защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО.

Источники роста экспорта в России ограничены

Рост экспорта в мире происходит, в основном, за счет выхода на зарубежные рынки новых производителей, а не за счет увеличения экспорта существующими компаниями.

В России же неуклонно сокращается количество предприятий обрабатывающей промышленности, которая, по идее, должна стать основой модернизации. В экспорте доминируют природные ресурсы. Сейчас около 70% российского экспорта представлено минеральным сырьем, 13% – металлами и драгоценными камнями и только около 16% – продукцией, которую можно отнести к обрабатывающей промышленности. При этом экспорт машин и оборудования составляет лишь 6% в общем объеме. Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед малыми и средними компаниями, выходящими на экспортные рынки, связана с практикой возврата НДС и сложностями таможенного оформления. Известны и другие коррупционные барьеры. Это приводит к тому, что среди экспортеров преобладают крупные компании, обладающие ресурсами для преодоления таких ограничений.

Рисунок 3. Структура экспорта из России

Источник: Росстат

Оптимизм ожиданий, связанных с обещанным ростом экспорта при вступлении в ВТО, представляется неоправданным по следующим причинам:

 • барьеры для экспорта  большинства видов минерального  сырья и продукции химической (медицинской) промышленности и до вступления в ВТО либо отсутствовали, либо были минимальны;

 • наращивание экспорта  продукции химической (медицинской) легкой и лесной промышленности связано с решением институциональных проблем, включая НДС и таможенные процедуры;

 • продвижение отечественной  продукции на зарубежные рынки  проблематично в связи с ограничениями  по использованию государственных  инструментов (в частности, субсидий), наличием препятствий в виде  международных технических регламентов  и сложной системой отстаивания  национальных интересов в международных  регулирующих организациях (см. предыдущий  раздел);

• возможности по снижению курса рубля для поощрения экспорта ограничены российской денежно-кредитной политикой.

Фитосанитарные нормы: хорошие условия и плохая реализация

Вступая в ВТО, Россия приняла на себя обязательства по обеспечению соответствия правилам ВТО национальной системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного, а также технического регулирования, а именно:

• применяемые санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры Российской Федерации должны быть основаны на международных стандартах, подкреплены достаточным научным обоснованием и оценкой риска;

• Россия сохранит право применять более жесткие требования по сравнению с международными стандартами, если того требует уровень защиты, установленный в Российской Федерации.

При этом Россия будет активно участвовать в деятельности соответствующих международных организаций при разработке ими стандартов и рекомендаций. Принятие соответствующих регламентов необходимо не только для формального соответствия требованиям ВТО, но и для защиты российских потребителей от некачественной продукции, не удовлетворяющей, например, требованиям технической и экологической безопасности. В настоящее время эта задача решается через отдельные нормативно-правовые акты или ограничение импорта конкретных видов продукции. В рамках ВТО вопрос будет регулироваться исключительно через соответствующие регламенты и стандарты.

 

Рисунок 4. Ситуация с принятием необходимых технических регламентов в России

Источник: Российская газета

Общая оценка эффекта от вступления России в ВТО

 Выводы более ранних  исследований и предварительные  допущения, принятые при расчетах:

 Наиболее известные  и заслуживающие внимания исследования  по влиянию на экономику России  вступления страны в ВТО были  выполнены в свое время Минэкономразвития  России, Всемирным банком, РЭШ, ИНП  РАН. Согласно выводам этих исследований, следствием снижения импортных  ставок и снятия административных  барьеров в торговле в долгосрочной  перспективе должен был стать  небольшой выигрыш: в пределах от 1% до 4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до -0,4%, в других – небольшой, до 1% ВВП, рост. Однако за время, истекшее от публикации этих оценок, произошли события, требующие уточнения сделанных ранее выводов, во всяком случае – по отдельным отраслям и товарным позициям. В настоящей работе предпринята попытка с максимальной полнотой учесть всю доступную информацию об условиях вступления России в ВТО, а также об ожидаемой реакции отраслей и секторов экономики на снижение ставок. В рамках настоящей работы учтены также существующие на текущий момент стратегии развития отдельной отрасли, а именно медицинской промышленности (химическая отрасль). Это позволило оценить потенциал ускоренного развития данной отрасли при условии, что будут предприняты предусмотренные в них меры государственной поддержки. Очевидно, что вступление в ВТО сильно затруднит реализацию этой стратегии из-за обострения конкуренции с импортом и ограничений на господдержку, и условия членства в ВТО едва ли позволят добиться намеченных показателей ускоренного роста. С этой точки зрения, для российской экономики членство в ВТО во многом означает упущенные возможности роста.

Основные результаты

Потери экономики страны в 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП и около 19% годового производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

При вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательство снизить ставки на значительную часть товарных позиций. В большей степени будут «открываться» перерабатывающие отрасли, где максимальна конкуренция с иностранными производителями. Тарифные барьеры для добывающих отраслей практически не изменятся. Впрочем, ставки там были сравнительно низкие, а конкуренция, по понятным причинам, отсутствовала.

Прямые потери

Оценка прямых потерь, обусловленных открытием национальных рынков, рассчитана как разница между показателями базового сценария (реальный рост экономики на 3% в год в текущих условиях) и показателями сценария, предусматривающего открытие внутреннего рынка.

Оценки падения производства и сокращения занятости в отдельных отраслях учитывают:

 • влияние, оказываемое  на объем производства национальных  компаний изменением цен импортной  продукции, с учетом уточненных  данных по девальвации рубля  и динамике объемов производства  в 2008-2010 гг.;

• выводы отраслевых институтов и ассоциаций относительно влияния, оказываемого снижением торговых барьеров, на объемы производства и занятость в соответствующих отраслях.

Расчеты показывают, что суммарные прямые потери, обусловленные снижением ставок импортных пошлин, в 2020 г. составят около 3 трлн. руб. или 2,3% совокупного выпуска в экономике. Большая часть эффекта придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность (2,3 трлн. рублей), остальное – на машиностроение, легкую промышленность и другие отрасли промышленности. Такое сокращение экономической активности приведет к потере к 2020 г. 1,9 млн. рабочих мест.

 

Рисунок 5. Потери консолидированного бюджета к 2020 году.

Источник: МЭРТ, оценки SBS

К рубежу 2020 г. прямые потери бюджета от снижения импортных и экспортных ставок будут составлять, в среднем, 0,3 трлн. руб. в год. Налоговый эффект и потери вследствие снижения социальных выплат – еще 0,2 трлн. руб. В итоге консолидированный бюджет может недополучить в 2020 г. около 2%, или до 0,5 трлн. руб.

Общая картина Согласно расчетам общие потери в российской экономике в 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, в терминах добавленной стоимости составят 3,3% (2,5 трлн. рублей) от ВВП, в том числе 1,26 трлн. рублей в виде прямых потерь и 1,24 трлн. рублей в виде упущенных возможностей роста.

В терминах совокупного выпуска общие потери в 2020 г. составят не менее 6,6 трлн. руб. Из них 3,0 трлн. рублей составят прямые потери, связанные с сокращением производства продукции, еще 3,6 трлн. рублей – упущенные возможности роста. Накопленные потери при этом за 8 лет составят не менее 26 трлн. рублей. Общее сокращение рабочих мест в результате составит 4,4 млн.

 

 

 

Глава 2 Медицина и фармацевтический рынок

 

2.1 Структура и объем фармацевтического рынка России

 

Фармацевтическая отрасль является одной из самых развивающихся, для такого рынка свойственен большой спрос и предложение, многочисленность брендов, не говоря уже о рынке сбыта, в который входят без исключения все граждане страны.

Основной целью развития биотехнологической и фармацевтической отраслей промышленности является создание на инновационной основе с использованием всего имеющегося в данной сфере потенциала современной конкурентоспособной продукции и качественное своевременное обеспечение населения необходимыми лекарствами по доступным ценам. Аналитики и агенты в отрасли определяют фармацевтическую промышленность как совокупность фирм, участвующих в разработке, производстве, распределении и сбыте лекарственных средств1.

       Основные  сегменты фармацевтического рынка:

    • рынок патентованных лекарств

    • рынок дженериков (копий брендовых лекарств)

    • рынок биотехнологий

   Рынок патентованных средств или брендовых лекарств является самым широким сегментом фармацевтического рынка. Производство патентованных медикаментов невозможно без расходов на исследования и разработки. Окупить такие расходы на научные исследования производители могут лишь при значительном завышении цен на лекарства. Конкуренты, не несущие издержек на разработки, могут занижать цены на препараты, и поэтому патентование изобретений – один из способов обезопасить себя для компаний, занимающихся разработками и научными исследованиями.

 Рынок непатентованных лекарств или дженериков ведет постоянную конкуренцию с патентованными средствами. Копии брендовых препаратов имеют в своем составе аналогичные компоненты и обладают теми же свойствами и эффектами, отличие возможно в цвете, запахе и содержании в составе неактивных веществ. Широкому кругу потребителей лекарств известны свойства дженериков, идентичные оригинальным препаратам. Яркими примерами оригинальных лекарственных средств и их копий можно привести такие медикаменты как, например, «Но-шпа» и «Дротаверин», «Мезим» и «Панкреатин», «Нурофен» и «Ибрупофен», «Панадол» и «Парацетамол». Для более подробного сравнительного анализа можно обратиться к таблице №1.

 

Таблица 2. Сравнение цен оригинальных препаратов (иностранные препараты) и их дженериков российского производства.2

Оригинальный препарат (1) и его дженерик (2)

Показания

объем

Средняя цена, рублей

1. «Но-шпа»

2. «Дротаверин»

Спазм гладких мышц внутренних органов

40мг

40мг

180

30

1. «Мезим»

2. «Панкреатин»

Недостаточность поджелудочной железы, нарушение усвоения пищи и т.д.

N80

N60

275

27

1. «Нурофен»

2. «Ибрупофен»

Болевой синдром, воспаления, невралгии и т.д.

200мг

200мг

100

12

1. «Панадол»

2. «Парацетамол»

Зубная и головная боль, лихорадочный синдром на фоне инфекионных заболеваний и т.д.

N12

N10

40

4

1. «Зиртек»

2. «Цетиринакс»

Конъюнктивит и аллергический ринит, кожный зуд и т.д.

10мг N7

10мг N7

240

70

1. «Иммунал»

2. «Эхинацея»

Иммунодефицитные состояния, проявляющиеся острыми инфекционными заболеваниями

50мл

50мл

210

50

Информация о работе Проблема развития здравоохранения в условиях вступления России в ВТО