Проблема развития здравоохранения в условиях вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы –выявить последствия перехода России на условия ВТО в сфере здравоохранения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить структуру и объем фармацевтического рынка в РФ;
- Проанализировать импорта/экспорта лекарственных средств в России;
- Определить направления развития России после вступления в ВТО и последствия для сферы медицины.

Содержание

Введение
Глава 1. ВТО и ее роль в мировой экономике
1.1 ВТО и экономические реформы
1.2Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО
1.3Анализ последствий присоединения РФ к ВТО
Глава 2. Медицина и фармацевтический рынок
2.1 Структура и объем фармацевтического рынка в России
2.2 Импорт лекарственных средств на территорию РФ
2.3 Экспорт фармацевтических средств
2.4 Медицинская промышленность и ВТО
Глава 3. Влияние вступления РФ в ВТО на перспективы развития рынка фармацевтических товаров
3.1 Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ
3.2 Программа развития и поддержки медицины и фармацевтической промышленности
3.3 Перспективы России как полноправного члена ВТО
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс.docx

— 885.65 Кб (Скачать файл)

 

      

       На таблице  2 представлены основные сегменты лекарственных средств, их объем продаж в количественном и денежном выражении за 2011 и 2012 года. Стоит отметить, что наблюдался рост показателей во всех сегментах, кроме ДЛО (Дополнительное лекарственное обеспечение), где имело место снижение на 10%. ДЛО – это мера поддержки государства некоторых граждан РФ, например, таких как люди, получившие степень инвалидности, участвуя в боевых действиях. Или ветераны ВОВ (Великая Отечественная Война), участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.3

Таблица 3. Объем российского рынка лекарственных средств, 2011-2012 год

Источник: «Фармацевтический рынок России», исследование маркетингового агентства «DSM Group», 2012 год

 

       В таблице  №4 представлен рейтинг самых  продаваемых на внутреннем рынке  лекарственных препаратов в 2011 и 2012 годах. Почетное первое место  в 2012 году занял препарат «Эссенциале», предназначенный для лечения и профилактики поражения печени, цирроза, диабета и т.д. Вторую позицию присвоило себе лекарство от простуды и гриппа «Арбидол». Третье место занял препарат для лечения дисбактериоза «Линекс». На самом деле, исходя из данного рейтинга, министерство здравоохранения может выявить основные проблемы населения: методом анализа продаж можно понять, какое количество людей страдает от той или иной болезни. Таким образом, можно выстроить грамотную политику развития медицины, зная, где находятся слабые места.

Таблица 4. Рейтинг 20 успешных брендов в России, 2011-2012 год

Источник: «Фармацевтический рынок России», исследование маркетингового агентства «DSM Group», 2012 год

 

Если говорить о структуре фармацевтического рынка по источникам финансирования, то доля «государства» (объем рынка, обеспеченный государственными деньгами — льготное лекарственное обеспечение и госпитальные закупки) составляет около 25,5% и неуклонно сокращается, начиная с 2006 года (максимальная доля государственных средств в объеме рынка — 34,7%). В результате за счет собственных средств населения реализуется ¾ объема фармацевтического рынка.

На  рисунках  6-7  представлена  динамика  объема  фармацевтического  рынка  России в 2011–2013 гг. в розничных ценах.

Рисунок 6. Емкость фармацевтического рынка 2011-2013 гг.

 

Источник: DSM Group. ISO 9001:2008.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Емкость фармацевтического рынка 2011-2013

 

Источник: DSM Group. ISO 9001:2008.

 

За  2013  год  емкость  рынка  составила  1  триллион  рублей  (или  32,9  млрд  долл.),  что на 14% больше, чем в 2012 году. Темпы роста рынка остаются стабильными на протяжении последних трех лет.

Рост рынка в упаковках, по сравнению с рублевым, выглядит очень скромно — 2,1% прироста. Если говорить в разрезе сегментов, то продажи лекарственных препаратов в аптеках выросли на 13% — 609 миллиардов рублей, на 14% увеличились продажи в аптеках парафармацевтических товаров 169 миллиардов рублей, рынок государственных закупок в 2013 году показал рост +14% 267 миллиардов рублей.

Правительство продолжает  придерживаться  четкой  политики  в  сфере  государственного обеспечения лекарствами населения и индексировать расходы, связанные с закупкой лекарственных препаратов. Расходы на закупку лекарств лечебными учреждениями растут быстрее +17%, тогда как в дополнительном лекарственном обеспечении государство потратило на 8% больше. Существенный рост закупок лекарств для нужд лечебных учреждений объясняется новыми правилами контрактной системы закупок, регламентирующийся законом №44-ФЗ, который вступил в действие с 1 января 2014 года. «Неопределенность», которая могла возникнуть при проведении торгов, заставила участников увеличить количество и объемы тендеров, проведенных в 4 квартале 2013 года.

 

На данный момент рынок фармацевтических товаров Российской Федерации считается одним из стабильно растущих рынков на территории страны и, более того, во всем мире. Стоит отметить, что Россия заняла восьмое место по объему рынка лекарственных средств среди успешных и развитых рынков других стран, таких как, например, США и Германия.4 (Важно заметить, что на данный момент США являются лидером по объему рынка лекарственных средств). Более того, Россия укрепила свою позицию на третьем месте по темпу роста рынка в процентном выражении5.

Согласно департаменту стратегического анализа и разработок «Внешэкономбанка» (Государственная корпорация «Банк Развития и Внешнеэкономической Деятельности»), в 2010 году объем фармацевтического рынка России достиг значения на уровне 471 миллиарда рублей.6 Что в сравнении с предыдущим годом показывает положительный результат: рост объема рынка фармацевтических препаратов на 26%.

Рисунок 8. Объем фармацевтического рынка РФ

Источник: Внешэкономбанк

По данным открытых источников информации, в 2013 г. объем мирового фармацевтического рынка достиг 971 млрд дол. США. По сравнению с 2012 г. его прирост в денежном выражении составил около 3,3%. В дальнейшем ожидается ежегодный прирост на уровне 3–4%.

Таким образом, в 2014 г. мировое фармацевтическое сообщество, возможно, сможет отметить достижение объема мирового фармацевтического рынка в 1 трлн долл.Традиционно наиболее быстрорастущими рынками являются страны Латинской Америки и Китай.

По итогам 2013 года Россия находится на 7 месте среди ведущих мировых фармацевтических рынков и третьем по темпам прироста в процентах.

Самый большой фармрынок в США, только розничные продажи лекарственных препаратов составляют 239,2 миллиардов долларов. Европейские фармацевтические рынки (ТОП-5) совокупно  составляют  105,7  миллиардов  долларов  (11%  в  емкости  мирового  рынка)  растут около 1% в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок. 9 Объем розничного рынка ГЛС России и других стран мира в 2013 году.

Источник: открытые источники информации, DSM Group. ISO 9001:2008.

 

Россия, как и прежде, отстает от среднеевропейского уровня потребления лекарственных препаратов в  3  раза  и  в  5  раз  от  потребления  в  США.  Меньше чем в России (154$),  потребление лекарственных препаратов на одного человека, только у Бразилии и Китая 22 и 44 долларов соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10. Потребление ГЛС России и других стран мира в 2013 году

 

В таблице 5 приведены ТОП-20 брендов, лидирующих по объему продаж на коммерческом рынке России в 2013 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5. ТОП-20 брендов, лидирующих по объему продаж на коммерческом рынке России в 2013 году.

 

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008.

Тройка хитов продаж  не  изменилась:  ЭССЕНЦИАЛЕ  стал  лидером  (доля рынка составила 1,0%), АРБИДОЛ обосновался на 2-й позиции, а КОНКОР на третьей. Отметим, что не смотря на то, что в 2013 году «масштабных» эпидемий гриппа не было, препараты этой категории в основном росли: продажи КАГОЦЕЛА выросли за год на 60%, ТЕРАФЛЮ прибавил 12,1% к уровню продаж 2012 г., в то же время спрос на АРБИДОЛ сократился на 2%. Объемы аптечной реализации ЛАЗОЛВАНА и АЦЦ выросли на 10% и 19% соответственно. Наиболее заметное улучшении позиций в рейтинге в 2013 г. продемонстрировали четыре препарата — уже упомянутый КАГОЦЕЛ (+14 строчек), противогрибковый препарат ЭК-

ЗОДЕРИЛ (+22 строчки), ЛОЗАП (+14 строчек) и ПЕНТАЛГИН, переместившийся с 24-ой строчки на 14-ю. В рейтинге по объему проданных упаковок лидирующие позиции занимают недорогие препараты — УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ, ЦИТРАМОН и БАКТЕРИЦИДНЫЙ ПЛАСТЫРЬ.  Среди ГЛС, вошедших в ТОП-20 по стоимостному объему, только НУРОФЕН попал в рейтинг ТОП-20 по натуральному объему и занял 16 место. Отметим, что рейтинг ГЛС ТОП-20 в натуральном выражении почти на 100% состоит из так называемых «традиционных» лекарственных препа-

ратов, то есть тех которые  продаются  только  на  территории  России  и  стран  бывшего  СССР. И в рублевом рейтинге они занимают места ниже 100 строчки. Средневзвешенная цена ТОП-20 в упаковках составляет около 20 рублей.

Средняя стоимость упаковки ГЛС на коммерческом рынке в 2013 году выросла на 14% и составила 104,3 руб. Рассмотрим, из чего же складывается эта величина. На рисунке представлена структура коммерческого рынка и средняя стоимость упаковки в ценовых сегментах в 2012–2013 годах.

Рисунок 11. Структура стоимостных продаж ГЛС розничного коммерческого рынка по ценовым сегментам

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008.

Как видно из рисунка, доля препаратов стоимостью ниже 50 рублей за последний год упала на 0,9%, падение доли этих препаратов в списке ЖНВЛП составило 0,6%. И это характерная черта нашего рынка в последние годы, ставшая уже устойчивым трендом. Эта тенденция — следствие перераспределения покупательских предпочтений в сторону более дорогих и

более эффективных лекарственных препаратов. Так, объем продаж таких популярных препаратов как БАКТЕРИЦИДНЫЙ ПЛАСТЫРЬ, УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ, ЦИТРАМОН и АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА суммарно сократился на 63,5 миллионов упаковок. При этом если «закрепить» потребительскую корзину на уровне 2011 года (то есть вне

зависимости от того, какая цена у препарата в 2013 года, он попадет в тот же сегмент, в котором оказывается по итогам 2012 года), то доля препаратов с ценой менее 50 руб. в 2013 году составит 8,8%, то есть на 0,1% больше, чем в 2012 году. По некоторым сегментам изменения будут более значительными — на 1,6% сократится доля сегмента лекарств ценой 50–150 руб./упак.,

а удельный вес сегмента дорогостоящих препаратов (ценой выше 500 руб./упак.) увеличится на 1,8%. Таким образом, можно сделать вывод, что доли рынка по ценовым сегментам меняется не только за счет роста цен и перехода препарата из одной ценовой группы в другую, но и за счет фокусирования потребителя на более дорогостоящие ГЛС.

Сегмент препаратов с ценой до 50 руб. остается самым емким в натуральном выражении и составляет 54%. Наиболее быстро растущая ценовая группа как в стоимостном (+24%), так и в натуральном выражении (+21%) — группа препаратов стоимостью от 500 рублей, ее доля увеличилась на 2,1% и составила 24,1% в рублях. В упаковках доля этой группы минимальна — 2,7%. Наиболее емкая по итогам 2013 года группа препаратов с ценой от 150 руб. до 300 руб. заняла 29,3% объема в денежном выражении. Прирост продаж в этой группе составил +14% в 2013 г. по отношению к 2012 г.

На наиболее востребованные  препараты  было  отмечено  более  высокое  повышение цен:  индекс  цен  на  ТОП-100  торговых  наименований  по  обороту  в  2013  году  составил  4,3%  (рис.12 ).

Рисунок 12. Изменение цен на ГЛС на коммерческом рынке России в 2013 году

 

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008.

 

Особенности рынка фармацевтических товаров РФ

В настоящее время российский рынок лекарственных средств, как это было уже отмечено, активно развивается, годовые темпы роста составляют примерно 10-15% (не учитывая НДС). Однако, несмотря на это, российский фармацевтический рынок, к сожалению, нельзя привести примером как одного из динамичных.

Безусловно, отечественная отрасль страдает от ряда проблем в связи с несколькими «индивидуальными» особенностями, которые сложились еще давно:

  1. Зависимость от окружающего мира.
  2. Производство копий. Как уже было сказано ранее (структура и объем фармацевтического рынка России), рынок медицинских препаратов делится на три сегмента: рынок брендовых лекарственных средств, дженериков и биотехнологий. В настоящее время большинство отечественных компаний специализируются преимущественно на производстве непатентованных фармацевтических товарах, т.е. дженериках.
  3. Структура внутреннего спроса. Также к одной из особенностей фармацевтического рынка России можно отнести структуру внутреннего спроса на лекарственные средства. Здесь можно сказать, что на протяжении долгого времени отечественный рынок находился в изоляции от мирового, и так как наблюдался дефицит готовых эффективных препаратов, люди обращались за помощью к «народным средствам» для лечения и профилактики заболеваний, занимались самолечением.
  4. Недостатки системы ОМС. Как известно в России система медицинского страхования (ОМС) не достаточно развита, как, например, в США, Германии или Франции, где страхователь несет расходы на обеспечение населения медицинскими препаратами в случае их необходимости. К сожалению, в нашей стране при наличии медицинского полиса, гражданам только оказывают бесплатные медицинские услуги в соответствии с установленным перечнем, но покупка лекарственных средств является обязанностью самих конечных потребителей. Поэтому это тоже можно отнести к одной из особенностей фармацевтического рынка России.
  5. Низкий показатель потребления лекарств на душу населения. Анализируя рынок фармацевтических товаров, необходимо обратить внимание на один из важнейших показателей – потребление медицинских препаратов на душу населения. Безусловно, с каждым годом данный показатель в России незначительно увеличивается, но по-прежнему остается в несколько раз меньше, чем среднее мировое значение.

В настоящее время российская фармацевтическая отрасль считается развивающейся по сравнению с мировой промышленностью. На рисунке №1 можно увидеть, что объем производства медикаментов на внутреннем рынке с каждым годом увеличивается. Например, в 2012 году объем производства на территории России составил 127, 2 миллиарда рублей, что по сравнению с 2011 годом показало прирост в 25%.

Рисунок 13. Динамика объемов производства лекарственных средств на территории РФ, 2003-2012гг7

Информация о работе Проблема развития здравоохранения в условиях вступления России в ВТО