Поэтому, еще во время ведения
переговорного процесса о вступлении
России в ВТО, правительство заблаговременно,
прогнозируя будущие проблемы, разработало
целевую программу «Развитие
фармацевтической и медицинской
промышленности Российской Федерации
на период до 2020 года». Основная
задача данной стратегии –
это достижение инновационной
модели развития. То есть переход
на исследование и разработку
новых оригинальных препаратов,
которые будут настолько качественными
и эффективными, что смогут конкурировать
на мировом рынке. Также эта
программа включает в себя
запланированное техническое переоснащение
производства; достижение выпуска
стратегически важных фармацевтических
препаратов и ЖНВЛС преимущественно
отечественными предприятиями; снижение
зависимости России от импортной
продукции, при этом увеличивая
экспорт; а также повышение квалификации
специалистов.
Стоит отметить, что реализация
данной программы достигается
с помощью сотрудничества частного
бизнеса и государства: финансовое
обеспечение НИОКР осуществляется
с помощью средств государственного
бюджета на 75%, а также средств
частных фармацевтических компаний
– 25%. В рамках программы «Фарма
2020» запланировано реализовать около
950 проектов.16 При успешном завершении
целевой программы в 2020 году, российская
фармацевтическая промышленность будет
одной из самых перспективных в мире, не
имея при этом себе равных. Безусловно,
вступление России в ВТО сыграет свою
роль в благополучном осуществлении стратегии
развития, что в итоге позволит нашей стране
самостоятельно удовлетворять спрос на
внутреннем рынке, при этом занимая твердую
позицию на мировом рынке фармацевтических
товаров.
3.3 Перспективы
развития отрасли
В целом на сегодняшний день
рынок фармацевтических товаров
России активно развивается в
правильном направлении. Темпы роста
отечественного рынка, как это
уже отмечалось ранее, намного
превышают темпы развитых государств.
Вступление РФ в ВТО открывает
множество возможностей для российских
производителей. Проблема лишь в
том, что многие отечественные
фармацевтические компании не
могут правильно воспользоваться
теми возможностями, которые предоставляет
им ВТО. Российские производители
лекарственных препаратов просто
не видят своей ниши не только
на внешнем, но и на внутреннем
рынке. Именно поэтому государство
оказывает поддержку национальным
компаниям.
В настоящее время ярко выражены
преимущества иностранных компаний
над российскими: зарубежные участники
торговли фармацевтикой обладают
современным оборудованием, высококвалифицированными
специалистами, эффективными методами
управления деятельности компании.
Более того, их производство и
продукция соответствует международным
стандартам. Поэтому появляется
острая необходимость в модернизации
российского производства. Естественно,
это очень долгий процесс, требующий
существенных финансовых затрат.
С помощью федерально-целевой
программы «Фарма 2020», которая была
разработана именно для решения этих проблем,
фармацевтическая промышленность России
должна выйти на новый этап – этап инновации.
У российского фармацевтического
рынка огромный потенциал. Есть
возможность для развития, а теперь,
находясь в составе ВТО, и возможность
выхода на зарубежные рынки. Если
раньше дженерики, производимые в России,
были востребованы лишь в некоторых странах
СНГ, то теперь, новые оригинальные препараты
будут необходимы многим странам. Более
того с помощью поддержки государства,
притока прямых иностранных инвестиций,
а также сотрудничества с зарубежными
компаниями, появляется возможность разработки
уникальных лекарственных средств, с помощью
которых можно будет вылечить человека
в самых безнадежных случаях, спасти огромное
количество людей.
Заключение
Как известно, переговорный
процесс по вступлению России в ВТО был
успешно закончен, в результате был одобрен
пакет документов 16 декабря 2011 года на
восьмой Министерской конференции в Женеве.
В рамках переговоров по присоединению
РФ к ВТО, обсуждались актуальные вопросы
по наиболее важным направлениям, таким
как: переговоры по тарифным вопросам,
по доступу на рынок услуг, по сельскохозяйственной
проблематике и системным вопросам.
Существует
бесконечное число мнений по
поводу дальнейшего развития
экономических и торгово-политических
отношений нашей страны в условиях
ВТО. Нет сомнения в том, что
к данному вопросу можно подойти
как с позитивной, так и негативной
точки зрения. Безусловно, на пути
к развитию, совершенствованию, улучшению
всеобщего благосостояния можно
встретить временные трудности,
которые необходимо преодолеть
для достижения дальнейшего успеха.
Как правило, рассуждая о том,
что участие в составе данной
организации приведет Россию
к необратимым последствиям,
сделает нашу страну зависимой, погубит
колоссальное количество отраслей производства,
оставит безработным сотни тысяч людей;
можно легко ошибиться, не принимая во
внимание некоторые факты.
В ходе
данной работы был проведен
анализ рынка фармацевтических
товаров России, в ходе которого
были выявлены основные проблемы
отечественной промышленности. В
настоящее время российский фармацевтический
рынок активно развивается, наблюдаются
высокие темпы роста. Также отечественная
медицинская промышленность обладает
огромным нераскрытым потенциалом.
Однако, существует ряд проблем,
замедляющих укрепление позиции
РФ на мировом рынке лекарственных
средств. Наблюдается отсутствие
инновационной деятельности, несоответствие
производства и качества выпускаемой
продукции общепринятым международным
стандартам, низкий уровень потребления
лекарственных средств на душу населения,
малое количество российских фармацевтических
предприятий на внутреннем рынке, высокая
зависимость от импортируемых медикаментов.
По существу все вышеперечисленные проблемы
в скором времени будут решены с помощью
государственной поддержки. Программа
«Фарма 2020» учитывает все особенности
российского рынка фармацевтики, поэтому
ее выполнение в силе устранить все недостатки.
Также
в ходе работы были рассмотрены
преимущества и недостатки от
вступления России в ВТО. Стоит
отметить, что присоединение РФ
к международной организации
открыло новые возможности не
только для отечественных предприятий,
но и для фармацевтического
рынка в целом. Выгоду от ВТО
извлекут и граждане, проживающие
на территории нашей страны. Будет
налажен инвестиционный климат
в России, улучшены торговые связи
с другими странами-участниками
ВТО. Безусловно, иногда будут наблюдаться
временные затруднения, которые
необходимо пережить, для того, чтобы
увидеть, какое благополучное будущее
ждет Россию.
В скором
времени фармацевтическая промышленность
РФ выйдет на новый этап
развития – этап инноваций. Ключевым
фактором для определения данного
направления развития сыграло
вступление нашей страны в
ВТО. В будущем это позволит
России занять твердую позицию
на мировой арене, улучшить благосостояние
населения страны.
Список литературы
- Алексеев А.М. Россия движется к вступлению
в ВТО // "Российская Газета", 2010, №
32, с 45
- Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы
функционирования и проблемы присоединения
России. М., 2009.
- Зуева И.А. Эволюция ГАТТ
и создание ВТО в процессе глобализации
// Международные отношения. Политология.
Регионоведение. Вестник Нижегородского
университета им.Н.И. Лобачевского. 2010.
№ 6. с.306-310.
- К программе социально-экономического
развития России 2008-2016 гг. // Научный доклад
ИЭ РАН. М., 2008. С190.
- Карпов М.И. О вступлении России
в ВТО // "Экономист", 2010, № 46, с.24.
- Клавдиенко В.П. Рабочая группа РСПП по
вступлению России в ВТО // Вестник МГУ,
сер.6, Экономика, 2009, № 2, С.23-3
- Кунин А.В., Ледова А.С. Проблемы
и перспективы вступления России в ВТО
// "Экономика", 2010, №56, с.25
- Медведев Д.А. Российская дипломатия:
защита национальных интересов и содействие
комплексной модернизации страны // Международная
жизнь. №8.2010. С.1-9.
- Мониторинг и прогнозы социально-экономического
развития Российской федерации, февраль,
2009 г. // Министерство экономического развития
Российской Федерации.
- Пискайкин А.В. Россия ежегодно
теряет $4 млрд. из-за того, что не состоит
в ВТО // "Мировая экономика", 2010, №
13, с 54
- Портанский А.П. ВТО и ее роль
в глобализации мировой экономики. М. 2010.
- Постановления Правительства РФ от 11.05.2007
284, от 07.05.2008 №364, от 04.10.2008 № 742.
- Рикошинский А. Внешняя торговля
России. Состояние и перспективы // Основные
Средства. №6.2004
- URL: http://www.gks.ru
- URL: http://mirovayatorgovlja.ru/torgovlya/vto-i-ee-rol-v-regulirovanii-mezhdunarodnoj-torgovli-32875.html
ВТО и ее роль в регулировании международной
торговли.
- URL: http://www.customs.ru/ru/stats/stats/popup.
php? id286=632 Внешняя торговля Российской
Федерации по основным странам за 2009 год
- Сайт Федеральной таможенной службы
РФ.
- URL: http://www.rosbalt.ru/business/2011/07/18/870344.html
- URL: http://www.wto.ru/chto. asp? f=structure&t=8
Россия и ВТО.
- URL: http://www.wto.ru/ru/news. asp? msg_id=28727
Россию официально приняли в ВТО ("Ведомости",
16.12.2011).
- URL: www.economy.gov.ru Министерство экономического
развития и торговли.
- URL: www.minfin.ru Министерство финансов
РФ.
- URL: www.rgwto.com Комитет РСПП.
- URL: www.wto.org Секретариат
ВТО.
- URL: www.wto.ru Информационное бюро
по присоединению России к ВТО
1
Hans-Werner Gottinger and Celia L. Umali. “The evolution of the pharmaceutical-biotechnology
industry”// Business
History, 1743-7938, Том 50, Издание 5, 2008, с. 583 – 601
2
Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru
3
Федеральный закон Российской Федерации
от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной
социальной помощи»
4
Рейтинг информационного агентства «Bloomberg»//http://www.bloomberg.com
5
Рейтинг информационного агентства «Bloomberg»//http://www.bloomberg.com
6
«Современное состояние и перспективы
развития Российской фармацевтической
промышленности», исследование государственной
корпорации «Банк Развития и Внешнеэкономической
Деятельности», 2012 год
7
Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru,
Министерство Промышленности и Торговли
России//http:// http://www.minpromtorg.gov.ru
8
Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru
9
Официальный сайт компании «IMS Health»// http://www.imshealth.com
10
Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru
11
Федеральный закон Российской Федерации
от 12 апреля 2010 года ФЗ № 61 «Об обращении
лекарственных средств»
12
Официальный сайт Министерства здравоохранения
Российской Федерации // http://www.rosminzdrav.ru
13
Медиа проект «Новости GMP», новости фармацевтических
предприятий и производств//http://gmpnews.ru
14
Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт»//http://www.pharmexpert.ru
15
Официальный сайт стратегии «Фарма 2020»//
http://pharma2020.ru
16
Официальный сайт стратегии «Фарма 2020»//
http://pharma2020.ru