Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить современные проблемы и оценить перспективы развития розничных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику розничных банковских услуг и их виды;
- проанализировать рынок розничных банковских услуг в РФ;
- выявить проблемы продвижения банковских услуг в РФ и наметить пути их решения;
- оценить перспективы и предложить направления дальнейшего качественного развития рынка розничных банковских услуг.
ВВЕДЕНИЕ
1 Факторы и тенденция развития рынка розничных банковских услуг на современном этапе
1.1 Специфика розничных банковских услуг и их виды
1.2 Риски розничных операций банков в России
1.3 Проблемы продвижения банковских услуг в России
2 Анализ розничных банковских услуг в РФ
2.1 Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей
2.2 Анализ платежей с использованием платежных карт
2.3 Анализ платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов
3 Пути продвижения розничных банковских услуг в РФ
3.1 Основные направления развития банковского розничного рынка
3.2 Пути продвижения банковских розничных услуг на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4. Услуги на рынке ценных
бумаг, которые можно
- брокерское обслуживание - предоставление брокером посреднических услуг по совершению коммерческих, кредитных, страховых сделок между заинтересованными сторонами - клиентами по их поручению и за их счет;
- трастовые услуги - услуги по доверительному управлению имущества в интересах и по поручению клиента на правах доверенного лица;
- услуги депозитария - услуги по осуществлению учета и хранения любых видов ценных бумаг клиентов.
При исследовании мирового опыта развития банковских услуг отечественные и зарубежные ученые уделяют большое внимание определению основных терминов и понятий, используемых в международной и российской банковской практике. В банковской терминологии очень часто встречаются два схожих понятия: банковская операция и банковский продукт (услуга). Следует разграничить эти понятия. Российские экономисты считают коммерческие банки финансовыми посредниками, обеспечивающими механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала в обществе. При этом выделяют следующие основные банковские операции: прием депозитов, выдача кредитов и осуществление денежных платежей и расчетов. Следует также отметить единую точку зрения отечественных ученых, указывающих на важнейшую роль банков в обслуживании реального сектора экономики и генерировании около рыночного пространства. Таким образом, в результате наличия различных точек зрения по поводу трактования терминов, в российской практике не существует единого похода к разграничению понятий банковская операция и банковская услуга.
Зарубежные ученые, в свою очередь, рассматривают банковские операции лишь как разновидность банковских услуг. Они считают, что банк - это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляемые профессиональными кредитными учреждениями. При этом они относят к банковским услугам такие виды деятельности банка, как управление денежными ресурсами, потребительский кредит, управление потоками денежной наличности, лизинг, продажу пенсионных планов. А отнесение к банковским услугам потребительского кредита и кредитование клиентов основано на принятии в зарубежной практике тенденции рассматривания кредита как услугу корпоративным клиентам, в то время как отечественные ученые определяют сущность кредита как движение ссудного капитала от кредитора к заемщику. Несмотря на определенную тождественность понятий «банковская услуга» и «банковский продукт», существуют некоторые отличия в толковании данных терминов, обусловленные спецификой их формирования и предоставления клиентам. Банковский продукт является более широким понятием и является комплексом взаимосвязанных услуг и операций банка. Открытие банком документарного аккредитива является банковским продуктом, включающим следующие услуги: анализ внешнеторгового контракта клиента, оказание информационных и консультационных услуг, проведение переговоров с авизующим банком по согласованию условий открытия и подтверждения аккредитива, подготовка соответствующего сообщения в форматах СВИФТ, мониторинг сроков оплаты, проверку документов[9]. Банковский продукт, предоставляемый клиенту, включает и кредитную операцию в форме установления для последнего кредитной линии, в рамках которой открывается аккредитив, если клиент не переводит его покрытие в банк. В банковской практике выделяются следующие розничные банковские продукты и услуги, основанные на предложении стандартизированных продуктов через множество сбытовых каналов: прием вкладов до востребования и депозитов, потребительский кредит, ипотечное кредитование, расчетные операции, пенсионные счета, кредитные карточки.
1.2 Риски розничных операций банков России
В процессе функционирования деятельности коммерческих банков постоянно и неизбежно возникают риски, которым менеджеры банка пытаются противостоять или использовать в свою пользу (последнее не всегда принимается во внимание в научных исследованиях и практической работе).
Риск - это предполагаемое состояние конкретного объекта действительности в результате потенциального воздействия на него внешних и внутренних факторов, воспринимаемых в данный момент времени человеком в качестве возможных источников потерь или выгод.
Оценка риска - стадия управления риском в форме анализа будущего состояния конкретного объекта действительности с целью выявления потенциальной степени его опасности или выгодности осуществляемого интуитивно, научным инструментарием или иными возможными способами.
Управление риском - выявление степени потенциальной опасности и/или выгодности изменения объекта действительности с последующим применением комплекса защитных действий, включая полный отказ от возможного получения выгод.
Попытаемся дать авторскую классификацию банковских рисков, преломляя ее применительно к розничной кредитной организации. Отметим, что в экономической литературе имеется огромное множество таких классификаций, но все они не опираются на фундаментальные теоретические основы, а приспособлены к прагматическим банковским потребностям или потребностям клиентов кредитной организации. Принято выделять системный, кредитный, инвестиционный, валютный, процентный, ликвидности, концентрации, операционный, правовой, рыночный, риск репутации, злоупотреблений, информационно-технологический и другие виды рисков. Выделяют также риск по видам заёмщиков (корпоративный клиент, коммерческий банк, физическое лицо); риски, связанных с конкретными видами финансовых инструментов (кредит, вексель, долговое обязательство, форвард) и банковских операций (кредитный, инвестиционный, валютный). Кроме того, различают внутренние риски, связанные с внутренней средой банка, внешние, в том числе системные риски, - с внешними условиями деятельности банка[16].
Ряд экономистов дают классификацию по приемлемости риска, степени его критичности (катастрофичности), возможностей управления. В последнее время стали много говорить о рисках розничных операций коммерческих банков[9]. Среди многообразия иногда взаимоисключающих точек зрения, экономисты согласны друг с другом, пожалуй, лишь в одном, причём банальном мнении, - совокупный банковский риск показывает полную величину риска коммерческого банка.
Наиболее часто в банковской сфере выделяют кредитные, рыночные и операционные риски. Если для борьбы с двумя первыми видами рисков банки достаточно давно и успешно выработали методы и средства противодействия, то операционные риски выходят на передний план относительно недавно. К сожалению, на сегодняшний момент в банковском сообществе не существует единого эффективного универсального рецепта по идентификации, анализу и противодействию операционным рискам.
Современные тенденции в
области операционного риска
говорят о возрастающем внимании
к нему со стороны ЦБ РФ и коммерческих
банков (резидентов и не резидентов)
присутствующих на российском банковском
рынке. Стремление банковской системы
к рекомендациям международного
института, регламентирующего общие
принципы функционирования интернациональных
финансовых институтов (Базельского
Комитета) уже сегодня вынуждает
банки выстраивать систему
В результате ряда изученных источников по данной теме, можно резюмировать, что именно операционные риски сегодня представляют наиболее серьезную проблему для банковского сектора. На данный момент сформировалась категория рисков, включающих вышеперечисленные примеры и носящая название – «операционный риск». Однако сегодня не только не существует единой концепции определения, оценки и управления операционным риском, но и трудно найти какой-либо комплексный и последовательный подход к данной проблеме[9]. Операционный риск-менеджмент приобретает большую значимость, особенно в свете рекомендаций Базельского Комитета. Банки РФ в своей деятельности для оценки уровня управления операционным риском используют на современном этапе целый набор факторов, а именно:
- существование адекватной, эффективной, доведенной исполнителям внутренней нормативной базы (положений, процедур) относительно управления операционно-технологическим риском, утвержденной соответствующими органами банка исходя из принципов корпоративного управления, а также соответствующей практики выполнения ее требований;
- количество и сложность обработки операций в сравнении с уровнем развития и мощностью операционных и контрольных систем, учитывая предшествующие результаты работы этих систем, их текущее состояние и перспективы дальнейшего усовершенствования;
- вероятность технологических и операционных сбоев, превышение полномочий персоналом, недостатки в предшествующем анализе операций во время принятия решений, а также отсутствие (в том числе временное) мониторинга или регистрации операций с клиентами или контрагентами;
- наличие и соблюдение банком технологических карт осуществления операций;
- наличие, количество, причины и характер нарушений процедур административного и учетного контроля;
- потенциальная возможность финансовых убытков вследствие: ошибки исполнителей или мошенничества; низкой операционной конкурентоспособности банка; неадекватности имеющихся информационных систем; неполной информации относительно контрагента или операции; операционных и технологических сбоев;
- история и характер жалоб и обращений клиентов в банк в связи с недостатками работы операционных систем и реакция на них банка;
- объемы и адекватность средств контроля за банковским программным обеспечением и его сопровождением и другими услугами, которые осуществляются с привлечением третьих лиц (outourcing);
- адекватность стратегии относительно информационных технологий, стратегия относительно информационных технологий должна отвечать текущим и предвиденным требованиям относительно деятельности банка и учитывать структуру технических средств, телекоммуникационных средств, программного обеспечения, данных и сетей, а также целостность информационной базы данных.
Таким образом, банки должны серьезно относиться к проблеме операционного риска и для оценки его уровня должен быть определен большой объем критериев оценки. На основании оценки адекватности вышеуказанных факторов, а также специальных матриц оценки, сотрудники банковского надзора смогут не только оценить количество операционного риска и качество управления им, но и дать оценку тенденции уровня операционного риска в будущих периодах. Задача департамента риск-менеджмента - стратегическое управление рисками и оперативное управление или координация действий профильных отделов. Это позволяет получать синергетический эффект, оперативно принимать правильные решения. С сожалением приходится констатировать, что в большинстве российских банков системный подход в риск-менеджменте отсутствует. Управление рисками зачастую сводится к выполнению нормативов надзора, написанию огромного количества внутренних документов (которые большей частью не выполняются) и созданию службы безопасности, пытающейся контролировать сотрудников и контрагентов. Более, чем очевидно, что все это достаточно далеко от полноценной системы риск-менеджмента.
1.3 Проблемы продвижения банковских услуг в России
Переориентация
банковского бизнеса в сторону
массового обслуживания
Уже давно
не является предметом споров то, что
фундаментом для построения эффективной
модели розничного банка должна служить
современная технологическая
Выбор решения – длительный процесс, и от его результата непосредственно зависит, с какой системой банку предстоит работать в течение последующих лет. Проблема состоит в том, что в то время как банк чаще всего сам в состоянии четко поставить перед собой задачи, далеко не всегда он способен самостоятельно понять, посредством каких инструментов эти задачи могут быть реализованы и какие информационные системы необходимы ему для обеспечения эффективного развития бизнеса. Вариантов решения может быть несколько – привлечение сторонних консультантов, которые разрабатывают стратегию и находят подрядчиков, приобретение информационных систем у различных поставщиков и привлечение интегратора для обеспечения взаимодействия установленных систем с другими компонентами ИТ-инфраструктуры.
В свете активного расширения массового обслуживания розничный сектор сегодня оказался одним из наиболее сложных с точки зрения автоматизации. Долгое время интерес банков к частным лицам оставался чисто теоретическим – корпоративные клиенты и инвестиционные операции обеспечивали финансовым организациям достаточный уровень прибыльности, а розничное обслуживание сводилось к привлечению вкладов от населения и зарплатным проектам.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг