Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить современные проблемы и оценить перспективы развития розничных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику розничных банковских услуг и их виды;
- проанализировать рынок розничных банковских услуг в РФ;
- выявить проблемы продвижения банковских услуг в РФ и наметить пути их решения;
- оценить перспективы и предложить направления дальнейшего качественного развития рынка розничных банковских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Факторы и тенденция развития рынка розничных банковских услуг на современном этапе
1.1 Специфика розничных банковских услуг и их виды
1.2 Риски розничных операций банков в России
1.3 Проблемы продвижения банковских услуг в России
2 Анализ розничных банковских услуг в РФ
2.1 Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей
2.2 Анализ платежей с использованием платежных карт
2.3 Анализ платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов
3 Пути продвижения розничных банковских услуг в РФ
3.1 Основные направления развития банковского розничного рынка
3.2 Пути продвижения банковских розничных услуг на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 148.60 Кб (Скачать файл)

Вследствие  такой специфики развития банковской отрасли многие российские компании – разработчики розничных систем никогда не занимались созданием полнофункциональных решений – еще два-три года назад на них просто не было спроса. И сейчас, когда розничный сектор переживает столь динамичную эволюцию, справиться с этой задачей настолько быстро, насколько этого требует рынок, не представляется возможным. Решение проблемы возможно в создании эффективной розничной ИТ-инфраструктуры. По мнению автора, она должна быть представлена тремя базовыми компонентами:

- автоматизированная банковская система (роз-ничная система), обеспечивающая формирование массовых банковских продуктов и их быстрый вывод на рынок;

- полнофункциональная процессинговая система (розничный процессинг), выступающая в качестве среды интеграции всех каналов обслуживания клиентов и финансовых продуктов;

- специализированные функциональные продукты (системы сбора и обработки информации о клиентах, кредитного скоринга, CRM-решения, центры телефонного обслуживания), связанные соответствующими интерфейсами с остальными компонентами и ядром банковской системы.

Неоспоримо, что основной составляющей программного решения всегда является конкретный продукт. Вне зависимости от того, о каком из перечисленных выше компонентов идет речь, он должен удовлетворять некоторым базовым критериям, отвечающим за эффективность системы:

- решения должны обеспечивать максимально быструю разработку и вывод на рынок новых финансовых продуктов. При этом речь идет не столько об экзотических продуктах, сколько о самых массовых и распространенных.

Банки вынуждены  конкурировать в условиях очень  ограниченного набора предлагаемых продуктов. Быстро ответить на вызов конкурента, предложив такой же вид кредита, но более качественный сервис, сегодня важнее, чем выпустить на рынок какую-нибудь систему погашения задолженности через мобильный телефон, которую если и оценят, то лишь самые «продвинутые» клиенты. Итак, первый критерий – скорость;

- решения должны расти вместе с бизнесом банка, обеспечивая ему запас прочности на несколько лет вперед. Срок окупаемости розничных проектов составляет пять-семь лет, а замена системы тем сложнее, чем бoльшие объемы бизнеса она поддерживает. Так что, с одной стороны, бессмысленно изначально приобретать заведомо избыточную по мощности систему.  

Второй критерий – масштабируемость;

- решения должны максимально быстро и безболезненно интегрироваться в существующую информационную инфраструктуру банка. Иначе перестает соблюдаться такое важное условие, как сохранение инвестиций. Третий критерий – высокая адаптивность.

Сегодня в проектах создания технологии для  розничного банковского бизнеса  явное предпочтение отдается западным системам. Рассмотрение в качестве основной АБС для обеспечения  развития розницы российской системы  является скорее исключением. И это  уже не покупка модной «диковинки», как это зачастую было в середине 90-х, а вполне осознанный выбор.

Во-первых, с учетом особых требований и масштаба внедрения иностранные системы  оказываются ненамного дороже российских.

Во-вторых, покупая иностранную систему, банки  предполагают, что вместе с ней  они покупают опыт реализации технологии для розничного бизнеса, которая была создана на основе системы в аналогичной рыночной ситуации за рубежом.

В-третьих, в некоторых случаях иностранная  система – это определенный комфорт для иностранных менеджеров и инвесторов, все чаще работающих с банковскими структурами в России.

С какими проблемами сталкиваются банки при  внедрении иностранных систем для розничного банка? Как с наименьшими потерями времени и средств с ними справиться?

Сложности две. Одна – характерна для любых крупных проектов. Внедрение банковских систем в крупных организациях, имеющих развитую или развивающуюся филиальную сеть, – это непростая задача и организационно, и технически.

Вторая –  это, конечно, российские особенности: российский учет, отчетность, касса, безналичные  расчеты и традиционные продукты. Несмотря на планы по введению международных  стандартов финансовой отчетности, вести  учет в российских стандартах предстоит еще значительное время. К тому же пока не до конца понятно, что будет называться международными стандартами в России. Доработка или настройка иностранных систем под российские особенности – это весомая прибавка к работам по проекту, однако вполне реализуемая. Проще или сложнее, зависит от конкретной системы и особых требований конкретного банка. Главное – выбрать наиболее подходящую для конкретного банка систему, внимательно изучить ее базовые возможности, правильно на основе знаний о возможностях сис-темы и российской специфики сформулировать требования по доработке и реализовать их так, чтобы не разрушить изначальные возможности системы.

Итак, на сегодняшний день, несмотря на значительные трудозатраты на локализацию (адаптацию к российской специфике), наличие успешных внедрений в масштабах развитого рынка банковских услуг в большинстве случаев является для банков решающим аргументом в пользу иностранных, международно признанных банковских информационных систем. К тому же система с известным иностранным именем обеспечивает дополнительный комфорт для привлечения как западных денег, так и опыта, поскольку реальный эффект достигается не от покупки известного лейбла, а от профессиональной локализации и внедрения. В этом смысле и для российских вендоров АБС далеко не все потеряно. По сути функциональных возможностей они приближаются к мировым аналогам. И пусть в настоящий момент они еще не взяли планку автоматизации крупных розничных банков, это, безусловно, рано или поздно произойдет. И тогда вполне возможно, они станут полноценными конкурентами иностранным решениям не только в России, но и на мировом рынке банковских технологий.

 

 

 

 

 

2 Анализ розничных банковских услуг в РФ

 

2.1 Уровень  спроса на наличные деньги  при совершении розничных платежей

 

В рамках настоящей работы проведен анализ российского рынка  розничных платежных услуг, предоставляемых  физическим юридическим лицам, включающих услуги по переводу денежных средств (без открытия банковского счета, с использованием платежных карт, на основании распоряжений, представленных в кредитную организацию через сеть Интернет и с использованием мобильных телефонов, с привлечением банковских платежных агентов), по приему платежей через платежных агентов, а также по приему платежей наличными деньгами ( по данным Росстата).

Проведенный анализ российского  рынка розничных платежных услуг  направлен на изучение тенденций  и перспектив его развития, выявление  факторов, сдерживающих развитие безналичных  розничных платежных услуг, а  также на определение задач, решение  которых будет способствовать снижению уровня использования наличных денег  при осуществлении платежей и  стимулированию развития безналичных  розничных платежных услуг в  целях повышения их доступности, безопасности, востребованности населением.

Оборот  розничной торговли, платных услуг  населению и общественного питания  составил в 2012 году 25,4трлн. рублей, превысив показатель 2011 года на 14,9 процентов. Наибольшую долю (66,9 процентов) в розничном товарообороте в 2012 году составили розничные платежи за товары и услуги, совершенные наличными деньгами, превысив показатель 2011 года на 1,1 процентного пункта. Совокупная доля розничных платежей за товары и услуги с использованием платежных карт, сети Интернет и мобильных телефонов, переводов физических лиц без открытия банковского счета (далее – безналичные розничные платежи).

в розничном товарообороте в 2012 году составила 20,2 процентов, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 3,7 процентного пункта.

В 2012 году наибольшую долю (51,2 процентов) в объеме безналичных розничных платежей составили переводы физических лиц без открытия банковского счета. Доля безналичных розничных платежей с использованием платежных карт составила 39,1 процентов, с использованием сети Интернет и мобильных телефонов – 9,7 процентов.

Анализ  динамики объемов розничного товарооборота, наличных и безналичных розничных  платежей в 2012 году по сравнению с 2011 годом свидетельствует о том, что темп прироста совокупного объема розничного товарооборота, розничных платежей за товары и услуги наличными деньгами и безналичных розничных платежей за товары и услуги составил соответственно 14,9 процентов, 17,2 процентов и 41,7 процентов.

Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей. По состоянию на 1 января 2013 года объем наличных денег в обращении вне банков (денежный агрегат М0) составил 5,9 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 0,9 трлн. рублей. В расчете на 1 жителя России данный показатель увеличился на 5,8 тысяч рублей и составил 41,5 тысячи рублей. Вместе с тем, динамика показателя, характеризующего долю наличных денег в обращении вне банков (денежный агрегат М0) в общей денежной массе (денежный агрегат М2), свидетельствует о снижении потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах для совершения расчетов - с 26,4 процентов в 2010 году до 24,2 процентов в 2012 году.

Объем поступлений  наличных денег в кассы структурных  подразделений Банка России и  кредитных организаций в 2012 году составил 31,6 трлн. рублей, что превышает показатель 2011 года на 23,2 процентов.

Наибольшую  совокупную долю (50,5 процентов, или 16 трлн. рублей) в общем объеме поступлений наличных денег составили поступления за проданные потребительские товары (34,2 процентов, рост по сравнению с 2011 годом на 19,6 процентов) и оказанные услуги (10,2 процентов, рост на 10,1 процентов), приобретенную физическими лицами иностранную валюту (4,7 процентов, рост на 27,8 процентов) и недвижимость (1,4 процентов, рост на 36,7 процентов).

Увеличение  объемов указанных поступлений  наличными деньгами обусловлено  ростом денежных доходов населения  и совокупного спроса на товары и  услуги. Рост реальных располагаемых  денежных доходов населения составил 100,8 процентов. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг в структуре использования денежных доходов населения в 2012 году составила 73,8 процентов, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 3,9 процентного пункта.

Структура безналичных розничных платежей. В структуре безналичных розничных платежей преимущественный темп прироста (76,3 процентов) в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечен в розничных платежах с использованием платежных карт. Темп прироста розничных платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов составил 47,1 процентов, посредством переводов физических лиц без открытия банковского счета - 21,8 процентов).

 

2.2 Анализ  платежей с использованием платежных  карт

 

Важным параметром, оказывающим  влияние на развитие платежей с использованием платежных карт, является их распространенность. В этой связи стоит отметить, что  в 2012 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития, как сферы эмиссии, так и сферы эквайринга. Количество эмитированных карт выросло на 38,5 процентов, а количество и объем операций с платежными картами - на 30 процентов. Кроме того, с 2010 по 2012 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 2,5 процентов до 5,9 процентов.

Таблица 1 - Показатели, характеризующие развитие российского рынка платежных карт

 

2011г

2012г

Количество эмитированных  платежных карт, на конец года (тыс.шт.)

144 479

200 170

Количество эмитированных  платежных карт на одного жителя, на конец года (шт.)

1,02

1,40

Количество операций, совершенных  с использованием платежных карт* (млн. ед.)

3 174,5

4 135,8

Среднее количество операций, осуществленное по 1 карте* (ед.)

22,0

20,7

Объем операций, совершенных  с использованием платежных карт* (млрд.руб.)

13 012,8

16 909,3

Средний объем операций, осуществленных по 1 карте* (тыс. руб.)

90,1

84,5

Отношение объема безналичных  операций, совершенных с использованием платежных карт** на территории России, к ВВП (%)

3,9

5,9

Доля безналичных операций, совершенных с использованием платежных  карт на территории России, в розничном  товарообороте (%)**

5,2

7,9


* Включены операции, совершенные с платежными картами, эмитированными банками – резидентами.

** Включены операции, совершенные с платежными картами, эмитированными как на территории России, так и за рубежом.

 

Увеличилась и доля указанных  операций в розничном товарообороте с 3,8 процентов до 7,9 процентов (таблица 1).  Как и в предыдущие годы, структура российского рынка платежных карт включает в себя расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные карты, среди которых в 2012 году наибольшую долю составляли расчетные (дебетовые) карты (почти 73,9 процентов или 147,9 млн. карт), а доля кредитных карт в общем количестве эмитированных карт составила 7,5 процентов или 15,0 млн. карт. Следует отметить, что в 2012 году существенно (в 5,6 раза) увеличилось количество предоплаченных карт, и их доля составила 18,6 процентов или 37,3 млн. карт. Во многом это связано с увеличением количества и объема операций по оплате товаров и услуг (услуг мобильной связи, коммунальных платежей) посредством сети Интернет и мобильных телефонов, при совершении которых предпочтение отдается предоплаченным картам.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг